Станислав Говорухин: «Конец прекрасной эпохи» - это и моя автобиография…»

25.09.2015 09:20

Мэтр российского кино снял фильм по рассказам Сергея Довлатова

1 октября на экраны страны выйдет новый фильм Станислава Говорухина - «Конец прекрасной эпохи». Идею создания картины по мотивам произведений одного из своих любимых писателей Сергея Довлатова мастер вынашивал много лет. Как признается сам Станислав Сергеевич, многое из того, о чем писал Довлатов, было и в его жизни, ведь в молодости он работал журналистом…

Откровенный разговор
Перед пресс-показом фильма мэтр сделал признание: - Мое заявление покажется странным, но фильм очень автобиографичен. Дело в том, что биография Довлатова, когда он еще не был Довлатовым, и моя биография, когда я еще не был Говорухиным, очень похожи: я тоже работал в газете и, безусловно, мне приходилось врать. Потом по всей стране образовывались студии телевидения, и я работал там редактором, меня пытались пару раз изгнать… Потом я поступил во ВГИК. Но, и будучи студентом, я продолжал работать в газете «Советская культура». Помню, как однажды меня вызвал редактор и сказал: «Нужно съездить в Полтавскую область и написать материал. Хочешь в Диканьку поехать?». Я переспросил: «В какую Диканьку? Она что, на самом деле существует?». Оказалось, что и правда такой населенный пункт существует… А меня послали туда написать о том, как наши колхозники смотрят фильм «Русское чудо». Эту документальную картину в двух сериях сняли два сумасшедших немца, муж и жена Андре и Аннели Торндайк, в ней рассказывалось о Хрущеве и о том, как хорошо народу при нем живется. Можете себе представить, как смотрели эту документальную ерунду наши советские люди и как потом об этом потом было написано в газете «Советская культура» под заголовком «Вечера на хуторах близ Диканьки»? История прямо по Довлатову!

Идея для фильма
По признанию самого режиссера, идею создания фильма на основе произведений Довлатова он вынашивал долгие годы.
- Когда я впервые прочел его сборник рассказов «Компромисс», просто ахнул: я работал в газете в начале 60-х, а Довлатов писал о начале 70-х, но все ситуации были так похожи! Я сразу подумал, что обязательно надо снять по «Компромиссу» картину. Все, о чем написано в книге, - это личное и хорошо мне знакомое. Однако свой замысел я постоянно оставлял, не решался взяться за него. Но вот, как видите, в конце концов снял…
В титрах фильма указано - «по мотивам сборника «Компромисс». Вообще я хотел, чтобы было написано «По мотивам произведений Довлатова», но у нас был договор с его вдовой - указать именно «Компромисс». Мне бы очень не хотелось, чтобы зрители поняли эту картину как рассказ о Довлатове. Сам он был другим.

Сожаление
Рассказывать о Сергее Донатовиче Довлатове режиссер может долго и очень увлекательно. Вспоминает, как увидел писателя в Америке, но не подошел познакомиться, за что корит себя по сей день.
- Я один раз пришел в библиотеку в Нью-Йорке, - рассказывает Станислав Сергеевич. - Хотел взять книги Солженицына, Войновича и Зиновьева. Это было как раз незадолго до смерти Довлатова. И хозяйка библиотеки, указав на сидящего у окна большого крупного мужчину, сказала мне, что это Сережа Довлатов. Предложила нас с ним познакомить. А я, деревня, к стыду своему, тогда не прочитал ни одной строчки Довлатова. Сказал, что не нужно этого делать, взял книги и ушел. Довлатова она, кстати, тоже мне дала. На следующий день я ехал в штат Вермонт и по дороге запоем читал Довлатова… И с той поры кляну себя ежедневно, что у меня была возможность пожать руку замечательному русскому писателю, а я ею не воспользовался. Довлатов вскоре умер. А я все читаю и перечитываю его книги.
Станислав Сергеевич рассказывает, что яркий литературный талант - не единственный дар писателя:
- Довлатов был человеком многих талантов. Вы помните его рисунки? Кроме того, он обладал мгновенным остроумием, что мало кому присуще. Есть остроумие на лестнице, когда думаешь: ох, надо было вот так ему сказать. А мгновенно остроумно ответить могут очень немногие. Таким даром наделены Иван Ургант, Александр Олейников, Ренат Давлетьяров - это те люди, которые тотчас же могут сострить. Таким был и Довлатов. У него было много достоинств и… очаровательных недостатков.

Полет на Луну
Восхищаясь языком и юмором писателя, Говорухин удивляется и недоумевает, почему тот ничего не написал о полете американцев на Луну. А свои воспоминания об этом событии он аккуратно втиснул в довлатовскую «канву».
- Странно, что Довлатов нигде не упомянул про 21 июля 1969 года, - говорит Говорухин. - Это день, когда все врали. Если бы вы сейчас открыли газеты того дня, когда Армстронг и еще два космонавта «прилунились», то не нашли бы там про это ни слова. Писали о чем угодно - о небывалом урожае пшеницы, добыче угля и достижении советских ученых в области космонавтики - обо всем, кроме главного события, которым жила вся планета. А у нас тогда главным событием был визит генерального секретаря в Польшу.
Хорошо помню тот день: я снимал фильм в горах, и мы пытались поймать «Голос Америки», «Немецкую волну» или ВВС, кому-то звонили. Но мы находились в альпинистском районе на Кавказе. Там и советских-то газет не было... Но все мы жили тогда только этим событием. С опозданием в один день в газете «Правда» все же вышла маленькая заметочка о том, что американцы слетали на Луну и летят обратно.

Точнее не бывает
«Фирменный стиль» Говорухина - абсолютная точность в деталях. Режиссеру важно даже то, как его герой подносит сигарету к губам, как он стряхивает пепел... «Конец прекрасной эпохи» не стал исключением. Говорухин тут точен, как никогда.
- Был такой фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», - рассказывает режиссер. - Там герой Бельмондо стоит перед витриной, в которой висит портрет его любимого артиста Хамфри Богарта. И Бельмондо машинально проводит большим пальцем правой руки по нижней губе. Сейчас, наверное, уже никто не поймет, что это за жест. А на самом деле он убирает крошки от табака, раньше же курили без фильтра. Богарт, в свою очередь, запомнил этот жест и использовал его в каждом своем фильме, Бельмондо его повторил. Я предложил этот жест Ивану Колесникову, сыгравшему главную роль в «Конце прекрасной эпохи». Предлагал я и Высоцкому использовать свое наблюдение: знаете, когда разминаешь папиросу и нервничаешь, можно дунуть чуть сильнее, и табак вылетит совсем. Высоцкий два-три раза использовал этот прием в моем фильме «Место встречи изменить нельзя».

«Вечерний Саранск»