«Мне не нравится председатель ТСЖ, он, наверное, ворует»

04.09.2015 07:25

На заседании Комиссии общественной палаты Мордовии прошло обсуждение имеющихся проблем в сфере ЖКХ и вариантов их решения

Красные платежки не спасают от долгов
Руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Алексей Кливер отметил, что одна из главных проблем современного ЖКХ - долги.
- Большую проблему представляют долги населения перед управляющими компаниями. Более 627 миллионов долгов, из них 578 миллионов - долги перед ресурсниками. Чаще люди начинают обращать внимание на долги, когда задолженность превышает 50, 70, 100 тысяч рублей. Но если человеку изначально тяжело платить 5-7 тысяч рублей в месяц, думаю, через полгода выплатить всю сумму долга ему просто нереально. Предлагаю усилить работу в этом направлении, начинать работу с должником нужно уже через два-три месяца, а не ждать, когда вырастет большой долг.
Сейчас должникам начали рассылать красные платежки. В какой-то степени они действуют, дело сдвинулось с  мертвой точки, однако нельзя сказать, что долги сильно уменьшились. Наметилась тенденция, когда управляющая компания, вместо того чтобы активнее работать с людьми, просто повышает стоимость тарифов в графе «Управление».

Круговорот компаний в районах
- Самая главная проблема «Мордовской энергосбытовой компании» - неплатежи, - заявил представитель компании Алексей Шашков. - При этом самыми злостными неплательщиками являются предприятия сферы ЖКХ. Общая задолженность на 1 августа текущего года составляет 192 млн 406 тысяч рублей. Хочется отметить, что на данный момент создание и функционирование предприятий, работающих в сфере ЖКХ, пущены на самотек. Хотя контроль над такими организациями со стороны местных властей не просто желателен, а необходим. Однако на практике все иначе. В результате создаются фирмы-однодневки, деятельность которых направлена исключительно на получение прибыли и освоение денег населения и бюджетов всех уровней для своих нужд, не связанных с расчетом по долгам. В качестве примера можно привести Старошайговский район. Здесь за последние годы сменились 4 организации ЖКХ. Все предприятия в одностороннем порядке расторгали договор о ресурсоснабжении при наличии задолженности. Последнее предприятие не проработало и полгода, но, накопив долг в размере 800 тысяч рублей, ушло с рынка услуг. В Зубовой Поляне компания работала с 2008-го по 2015 год, за это время накопила долги в сумме, превышающей 12,5 млн рублей, и обанкротилась. Сейчас там работает другая фирма с тем же названием, и у нее уже многомиллионные долги.
При этом практически во всех случаях муниципальные органы власти выступают статистами, просто передают оборудование от одной фирмы к другой и не пытаются улучшить ситуацию.
Хотелось бы выступить с рекомендацией, чтобы директора обанкротившихся компаний не могли возглавлять подобные фирмы по крайней мере на протяжении пяти лет.
Председатель Комиссии общественной палаты Валерий Крутов заверил, что подобная инициатива уже рассматривается депутатами. Присутствующий на заседании арбитражный управляющий Юрий Ерошкин посоветовал чаще обращаться в суды и взыскивать задолженность.

Как управлять домом?
Павел Котин, начальник Управления по работе с органами ТОС, ТСЖ, домовых и уличных комитетов Департамента городского хозяйства Администрации Саранска, в своём выступлении сравнил эффективность управления многоквартирными домами при различных способах управления.
- Есть несколько способов управления домами - управляющей компанией, ТСЖ и непосредственное управление. ТСЖ - та же управляющая компания, только состоящая из собственников, у нее нет цели извлечь прибыль. При непосредственном управлении каждый собственник заключает договоры индивидуально со всеми поставщиками и обслуживающими организациями. Эта форма у нас мало распространена, в Саранске под непосредственным управлением находятся 142 дома, в основном это одноэтажные многоквартирные дома блокированной застройки.
По моему мнению и мнению городской администрации, самый эффективный способ управления домом - управляющей компанией. Дело в том, что УК, какая бы она ни была, подотчетна и подзаконна многим нормативно-правовым актам, в отличие от того же ТСЖ. Они штатно укомплектованы специалистами, материально-технически обеспечены, у них финансовая прозрачность. Управляющая компания контролируется администрацией, Госжилинспекцией, к тому же УК размещают информацию на сайтах.
Есть хорошие примеры и управления домом через ТСЖ, тем не менее больше всего жалоб именно на товарищества собственников жилья. Правда, часто эти жалобы носят примерно такой характер: «Мне не нравится председатель ТСЖ, он, наверное, ворует». Однако есть и серьезные претензии. Главный минус ТСЖ - человеческий фактор. Ведь ТСЖ управляет один человек, который зачастую не имеет ни аттестата, ни какой-либо лицензии. Знания председателей ничем не подтверждены. Собственники же зачастую вообще инертные люди - у кого-то кредит, кому-то просто всё фиолетово. Поэтому порой председателем становится человек, который вообще мало разбирается в управлении домом, и у такого человека в руках оказываются деньги людей. И вот он уже не всегда делает выбор в пользу дешевых подрядчиков, устраивает на работу своих родственников, которые абсолютно неквалифицированны, не заключает необходимые договоры. У нас по-настоящему работают только 18 ТСЖ из 1000, остальные просто заключили договоры и существуют только на бумаге.
Хотелось бы предложить несколько нововведений: 1) лицензирование ТСЖ; 2) должна быть проверка знаний председателей и членов правления ТСЖ, как для управляющих компаний; 3) должен быть приказ о назначении ответственного за текущий ремонт; 4) в новых домах управляющую компанию выбирать исключительно по конкурсу.

«За ТСЖ - будущее»
Председатель ТСЖ № 39 Валентина Смирнова вступилась за товарищества собственников жилья.
- За ТСЖ - будущее. На сегодняшний день задача администрации - подготовить людей к этой форме управления домами. Люди должны быть готовы к этому переходу. В управлении домом ТСЖ есть как положительные, так и отрицательные моменты. Приведу в пример свой дом. Мы живем как одна семья. Не каждый дом может создать ТСЖ и найти руководителя, который устроит большинство жильцов и будет грамотно заниматься управлением. Сразу скажу, что угодить всем собственникам невозможно, есть такие проблемы и у нас. Но наше ТСЖ настроено на снижение затрат. За 4 года, что существует наше ТСЖ, мы только один раз подняли тариф на управление и содержание имущества дома. Тарифы у нас в полтора раза меньше, чем в других домах. Приведу пример с вывозом мусора. У нас в доме один контейнер 0,65 куб. Есть тариф на вывоз мусора - 235,54 руб. По этому тарифу наш дом за вывоз мусора платил бы 15000 руб., а мы платим 4000. Это потому, что я ходила в «Ремондис» и заключала отдельный договор. В итоге для своего дома сэкономила 120 тысяч в год! Хотелось бы, чтобы Жилищная инспекция поинтересовалась, откуда берутся такие тарифы.
Такая же ситуация с лифтами. Прихожу к директору предприятия, обслуживающего лифты в многоквартирных домах, спрашиваю:
- Вы обслуживаете Белый дом?
- Обслуживаю, - говорит руководитель.
- Там тоже с квадратного метра берете?
- Нет, для них разработана специальная смета.
- Ну, так и мой дом обслуживайте по смете!
Конечно, пришлось пободаться, но теперь мой дом экономит на лифте 5 тысяч рублей в месяц, это 60 тысяч в год!
Сейчас практически в каждом доме есть так называемые информационные доски, но там висит что угодно, только не нужная информация. Лучше бы здесь вывешивали новости о нововведениях, повышениях тарифов, объясняли бы, что входит в ту или иную графу платежа.
Валентина Смирнова также отметила, что отчитывается перед жильцами своего дома по всем поступлениям и тратам ежемесячно, а вот у управляющей компании добиться отчета хотя бы раз в год очень проблематично, а ведь УК по закону должны предоставлять такую информацию.
- Не спорю, все дома разные, у каждого свои особенности, не везде это приемлемо, но имеет право на жизнь, - подчеркнула председатель ТСЖ. - Еще раз скажу - к обслуживанию дома надо подходить индивидуально. Не в каждом доме можно работать по моей практике. Без управляющих компаний тоже нельзя, но они должны помнить, что работают на людей, а не наоборот.

Мусорные баки должны мыть!
Председатели ТСЖ обратились к присутствующему на встрече уполномоченному по правам человека в РМ Юрию Ястребцеву с просьбой о помощи. Дело в том, что в некоторых многоквартирных домах мусорные контейнеры ужасно пахнут, поскольку не моются годами. Это грубое нарушение санитарных правил! Люди обращались с этой просьбой в разные инстанции, но ничего не изменилось - на все просьбы помыть контейнеры неизменно следует отказ. А ведь мыть мусорные баки и менять их по мере необходимости - это обязанность «Ремондиса», эти услуги уже заложены в платеж.
Юрий Ябстребцев попросил председателей подготовить коллективное обращение и приложить к нему все имеющиеся на руках обращения и ответы на них от инстанций, куда обращались.
- Я со своей стороны постараюсь вам помочь, - заверил присутствующих уполномоченный по правам человека в РМ.

Людмила АНЮТИНА

«Вечерний Саранск»