На «Соотечественники-2015» приедут русские театры из пяти стран

13.02.2015 11:04

Уже 10 лет весна в наш город приходит с «Соотечественниками». Этот театральный форум, прочно прописавшийся на мордовской земле, стал неотъемлемым атрибутом саранской весны. Как всегда, в середине марта в театре Русской драмы… Стоп! В этом году фестиваль начнется на две недели позже, 29 марта. И его спектакли будут идти на двух сценических площадках - РДК и Национального театра. Русский драматический театр по-прежнему закрыт на реконструкцию. Все остальное в силе. За 8 фестивальных вечеров мы увидим 9 спектаклей, 8 театральных коллективов из 5 стран. Саранск с нетерпением ждет гостей из Москвы, Белгорода, Минска, Алма-Аты, Еревана и Тбилиси. Билеты уже в продаже.

Открывают юбилейную программу гости из солнечной Грузии. Тбилисский государственный академический русский театр имени А.С. Грибоедова знаком постоянным зрителям фестиваля. Несколько лет назад этот коллектив привозил в Саранск фантастическую драму Достоевского «Кроткая» в постановке Автандила Варсимашвили, управляющего тбилисским русским театром. Спектакль запомнился необычной сценографией и впечатляющей актерской игрой. В этот раз грузинский театр снова привозит классику. «Холстомер. История лошади» - трагическая исповедь по мотивам повести Л.Н. Толстого посвящена памяти Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева.
Для воплощения классического произведения режиссер Автандил Варсимашвили, не опасаясь сравнений с легендарными предшественниками, нашел новые смыслы, подобрал новую стилистику и создал самостоятельный спектакль, современное действо - яркое, зрелищное и при этом трагическое и пронзительное. В спектакле театра Грибоедова используется неожиданный ход: Холстомер представлен в трех возрастных проявлениях. Но главным героем остается один - старый пегий мерин, перед которым на пороге гибели проходит вся его жизнь, полная страданий.
30 марта болеем за своих. Русский драматический театр РМ покажет зрителям и московским критикам свою последнюю и очень удачную работу - «Поминальную молитву» Григория Горина. Поставил спектакль для нашей труппы московский режиссер Валентин Варецкий.
31 марта мы впервые увидим Современный художественный театр из Минска. Гости из Белоруссии традиционно собирают аншлаг, а в этот раз они еще и всеми любимую комедию везут - «Любовь и голуби». Ремейк знаменитой советской комедии представляет режиссер-постановщик Сергей Ковальчик (наша публика видела его спектакль «Пане Коханку» с Ростиславом Янковским в главной роли). Минский театр вовсе не пытается повторить всеми любимый фильм со звёздами советского кино, а предлагает свою версию народной комедии по пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби».
Современный художественный театр (СХТ) образован в 2004 году. Основатель театра и художественный руководитель - Владимир Ушаков. Это европейский театр, сочетающий в себе традиции и новации современного театрального искусства. В настоящее время в театре занята  одна из самых молодых трупп в Беларуси. Ее основу составляют актеры в возрасте 22-30 лет. Все эти молодые лица засвечены и в российском кино, и на телевидении.
Второй год подряд приезжает в Саранск Белгородский государственный академический театр имени Щепкина. В прошлом году они произвели фурор на «Соотечественниках» своим трагифарсом «Куклы» в постановке московского режиссера Валерия Беляковича. В этом году 1 апреля белгородский театр и режиссер Белякович представят нам спектакль по пьесе Максима Горького «На дне».
Вот что говорит об этой работе сам режиссер спектакля: «На дне» - бездонная, бесконечная, очень философичная горьковская пьеса, пьеса поистине шекспировского объёма...  И  проблема человека на дне существует не столько в материальном плане, сколько в духовном... Ведь можно быть бомжом, и будучи олигархом! И где это дно жизни, никто из нас не знает. Как говорится, я думал, что оказался на дне, и вдруг услышал стук снизу...». У спектакля очень неожиданное художественное решение. Белые одежды героев, нары двухъярусной конструкции. «…Нары возникли из воспоминаний о моей службе в армии. Наш взвод поселили в старом замке в Бориславле на Западной Украине, и в нём не хватало места для нормальных коек. И когда я ставил «На дне» в своём подвале Театра на Юго-Западе, как раз и вспомнил об армейской службе. Но самое интересное, что в Лос-Анджелесе, где я тоже работал над постановкой пьесы Горького, прокурор города повёл меня показать, как живут их бомжи. И когда я переступил порог приюта для американских бездомных, то остолбенел: передо мной один в один была декорация из моего спектакля! А белые одежды... Это всего лишь одежды, которые прикрывают наготу! В некоторых странах белый цвет - это цвет траура, допустим. Для меня же принципиальным было то, что белая одежда в лучах театральных софитов принимает любой цвет - это важная деталь сценографического решения. Особенно если учесть, что в спектакле минимум декораций».
И это уже третья работа Валерия Беляковича на фестивале «Соотечественники». А первой была нашумевшая постановка «Мастера и Маргариты» Булгакова, которую в Саранск привозил московский Театр на Юго-Западе.
2 апреля на сцене Национального театра белгородцы покажут еще один спектакль - «Честь имею», а в РДК  московский театр «Школа драматического искусства» представит «Мцыри» Лермонтова.
Неизведанное состояние человека, бросившего вызов стихиям, в этой постановке передано через пластику, сочетающуюся с полифоническим прочтением поэмы: роль Мцыри исполняют сразу три актера, выражая разные ипостаси лермонтовского героя. Эта захватывающая хроника освобождения тела и духа воплощена в стиле physical theatre - направлении, соединяющем контактную импровизацию, боевые искусства и танец. Природный колорит спектакля подчеркивают простые предметы и материалы - бамбуковые палки, камни, серпы, земля и вода. В музыке, написанной Александром Маноцковым специально для спектакля, переплетаются духовные и этнические мотивы, а хор исполняет стилизованные африканские песнопения композитора Стефана Микуса.
3 апреля нас ждет встреча с русским театром из Армении. К сожалению, пока не можем сказать, с каким именно. Организаторам приходится делать замену.
А 4 апреля Академический русский театр драмы имени Лермонтова из Алма-Аты приглашает в «Отель двух миров». Это лирическая история  от французского автора Э.-Э.Шмитта и режиссёра Игоря Гонопольского. Пьеса рассказывает о группе людей, оказавшихся в месте, которое они называют «Отелем двух миров». Это временное пристанище для находящихся в коме, и выйти из отеля можно лишь в двух направлениях - обратно к жизни или умереть. Эрик-Эммануэль Шмитт - ныне живущий французский писатель и драматург. Мировые религии играют большую роль в творчестве Шмитта. Самым известным романом писателя является «Оскар и Розовая Дама». Он неоднократно экранизировался и ставился на сцене. Коллектив из Алма-Аты саранскому зрителю тоже уже знаком. Помните феерическую комедию «Семейный портрет с посторонним» с Владимиром Толоконниковым? Эта труппа снова едет на наш фестиваль.
5 апреля закрывать программу 10-го фестиваля «Соотечественники» будет еще один столичный театр - Московский драматический театр «Модернъ» со спектаклем «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова. Режиссеры-постановщики - Светлана Врагова и Рустам Ибрагимбеков, который в представлениях саранской публике не нуждается. Мы видели его спектакли на сцене «Соотечественников» не раз. Его новая работа с театром «Модернъ» рассказывает о Париже 30-х годов. Товарищ и соратник князя Юсупова полковник Александр Сергеевич Субботин, когда-то участвовавший в убийстве Распутина, живет в гостинице. Кошмаром и двойником Субботина становится Распутин, с которым герой постоянно ведет внутренний диалог. На протяжении спектакля звучит прекрасная музыка, а его лейтмотивом становится пронзительный русский романс «Мы Отечество не выбираем».

Галина БАЛАШОВА

«Вечерний Саранск»