Ядерный удар 2.0

06.02.2015 09:32

Журналисты «ВС» выяснили, что предусмотрено в Мордовии на случай ядерной атаки

С углублением украинского кризиса порядком подзабытое словосочетание «ядерное оружие» начинает звучать со все более пугающей частотой. И это неудивительно, ведь риторика так называемых западных партнеров России день ото дня становится все более воинственной и агрессивной. В такие моменты кажется, не будь у нас военного ядерного потенциала, иные горячие головы уже вовсю призывали бы утвердить на российских просторах торжество демократии при помощи штыков и пресловутых «печенек».

Со времени гонки вооружений минули десятки лет, мир расслабился и перспективу всеобщего ядерного уничтожения рассматривал как нечто невероятное и немыслимое. Но борьба России за свои интересы быстро расставила все по местам - время «разрядки в международных отношениях» развеялось как дым и сменилось вполне ощутимой новой угрозой. Как бы дико ни звучало, но вопросы выживания населения в ядерной войне сегодня становятся предметом для совсем не праздного интереса. В связи с этим журналисты «ВС» решили посмотреть, какие у граждан Мордовии есть шансы спастись, «если завтра - война». С этим вопросом корр. «ВС» обратился к начальнику отдела мероприятий гражданской обороны УГЗ ГУ МЧС России по РМ Александру КАЗИЦИНУ. 

- Александр Владимирович, насколько подготовлена республика к «ядерному повороту событий»?
- Не стоит думать, что в годы мирного сосуществования с нашими партнёрами мы расслаблялись и бездействовали. Прошлой осенью была проведена полная и доскональная инвентаризация всех убежищ гражданской обороны по всей республике. Их состояние признано удовлетворительным, и в случае опасности население республики сможет ими воспользоваться. Это что касается нашего так называемого наследства со времён СССР, когда каждый стратегический объект в городе возводился с учётом возможной атаки.
Но и сейчас, при строительстве определённых зданий, мы ведём контроль за ходом работ. Кроме того, уже в самой их конструкции заложена возможность использовать такие объекты как бомбоубежища. Таких зданий по республике достаточно много, хоть их и не всегда можно узнать. Просчитаны ширина стен, глубина подвала, то есть всё, что поможет надёжно укрыть население. В случае угрозы все подобные сооружения будут нами обозначены, а до населения доведена информация, кто в какое бомбоубежище должен прибыть.
Продумана и система оповещения. Она традиционная, но от этого не менее надёжная. Во-первых, это передача по радио. Во-вторых, это сирена.  
Ежегодно в октябре проводится всероссийская штабная тренировка, на которой также отрабатываются все мероприятия: организация эвакопунктов, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты. Такие же тренировки проходят и в течение года локально в республике.

- Наш потенциальный противник будет использовать новейшее вооружение. Не будет ли так, что нам придётся встречать угрозу в противогазах 70-х годов?
- Принципиально конструкция противогаза с тех пор действительно не изменилась. Но даже такие образцы средств индивидуальной защиты смогут помочь спастись. Однако у каждой вещи есть срок хранения, поэтому такие средства требуют замены, что, конечно же, нельзя сделать без финансирования. На данный момент мы обеспечены, но когда ресурс средств истечёт, потребуется их замена, а это придётся делать уже в ближайшее время.

- В какие ближайшие цели «прилетит» с наибольшей вероятностью?
- В Саров и Ковылкино. Кроме этих целей, важных стратегических объектов на территории республике нет. Если же будут атакованы уже упомянутые объекты, то Саранск не понесёт больших потерь. Шансы выжить есть (смеётся). Ядерное оружие на территории Мордовии использовать не имеет смысла. Нас будут атаковать высокоточным оружием. То есть ракета «пришла», уничтожила то или иное предприятие. Всё, объект поражён. По большому счёту население врага не заинтересует.
В 2012 году нам поступили очередные рекомендации и приказы, в соответствии с которыми мы улучшали планы гражданской обороны. Вместе с ними приходили расчёты центра стратегических исследований, в которых обозначались объекты, в том числе и на территории Мордовии, которые могут быть поражены высокоточным оружием. В соответствии с данными планами мы организовываем нашу работу с людьми на этих объектах, а также отрабатываем мероприятия, которые нужно будет провести в случае атаки. Что это за объекты, конкретно сказать не имею права. В каждом таком учреждении есть ответственное лицо, которое имеет инструкции на случай той или иной чрезвычайной ситуации, в том числе и военной угрозы.

- А что произойдёт с выжившим населением?
- На случай военных действий есть соответствующий план эвакуации населения, защиты материальных и культурных ценностей, где определены районы размещения населения. Так как вероятность ядерного удара по Мордовии невысока, наша республика сама будет принимать беженцев, например из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы к этому готовы. Прописана логистика - кого и на чём везти: будут задействованы автопарк, транспорт, железная дорога. В плане прописано, с каких станций и куда будет перевозиться население, где будут размещены эвакопункты.
Что касается помощи населения и его роли в случае военной угрозы - у нас прописаны предприятия, которые будут продолжать работу и в военное время. Эти предприятия и организации также имеют инструкции, в соответствии с которыми они остаются на местах либо эвакуируются в определённый район, где продолжают работу. Неработающее население в случае атаки будет эвакуировано.

- А как будут обстоять дела, например, с объектами культурного наследия?
- Есть спасательные службы, на территории республики их 14. Они будут отвечать за свои участки работы - есть противопожарные службы, службы по эвакуации культурных ценностей. За это отвечают определённые люди, у которых есть всё для того, чтобы эвакуировать эти ценности. Службы развёртываются только по приказу, например, за эвакуацию культурных ценностей будут отвечать работники аппарата Министерства культуры.  

- Интересует и вопрос с автотранспортом - автомашины-внедорожники также могут быть подвергнуты мобилизации?
- Это возможно. Не секрет, что после Второй мировой войны в СССР машины повышенной проходимости и грузовики, которые принадлежат частным лицам, ставились на учёт в военном комиссариате. И владельцы таких машин знали, что в случае войны свои транспортные средства придётся выделить.

- В какой срок будет организована ваша работа, если, не дай бог, завтра война?
- Все временные показатели обозначены. Оповещение населения пройдёт в срок не более 2 часов, и все мероприятия будут организованы оперативно. Руководящий состав информируется за 10 минут. Каждый знает свою задачу и план дальнейших действий.
Уже не под запись сотрудники МЧС сообщили, что существует специальный бункер и для высшего руководства республики. Но на все уговоры рассказать, где он расположен, отвечали категорическим отказом.

Воспоминания о Тоцких учениях подполковника Н.В.ДАНИЛЕНКО
«Утро 14 сентября 1954 г. застало меня на пункте оптических наблюдений, находившемся на высотке между пос. Тоцкое и местом взрыва на расстоянии 7 км. По радио был принят сигнал оповещения. Вся измерительная аппаратура находилась в высшей степени готовности к регистрации параметров. Вдруг все стихло. И в этой тишине местность осветилась яркой вспышкой. Заработали кинофотоаппаратура и специальные приборы. В месте взрыва раздувался огненный шар, остывая и превращаясь в клубящееся облако. Облако поднималось все выше и выше, вытягивая за собой характерную ножку атомного гриба, район взрыва закрылся пылью и дымом. Затем раздался звук взрыва и последовал резкий удар воздушной ударной волны.
Закончив съемку картины взрыва, я в сопровождении дозиметриста и фотографа поехал на автомобиле по долине к эпицентру взрыва, периодически останавливаясь для съемки местности и опытных объектов. Это было необходимо для подготовки экспресс-доклада правительству. Местность после взрыва трудно было узнать: дымилась трава, бегали опаленные перепелки, кустарник и перелески исчезли. Меня окружали голые, дымящиеся холмы. Ориентироваться было трудно. Однако массовых пожаров не было и дороги были знакомы. Сфотографировав перевернутые и отброшенные танки, разрушенные траншеи, поврежденную технику, пораженных животных, прошли в направлении эпицентра взрыва, выделявшегося группой отдельно стоящих, обугленных стволов деревьев, с которых ударом сверху были сорваны все сучья. Не доходя до зоны сильного радиоактивного заражения, пересекли дорогу, по которой перед нами прошли колонны наступающих. Было пусто и тихо, лишь пощелкивали радиометры, отмечая повышенный уровень радиации. Войска проследовали мимо эпицентра вне зоны сильного заражения. Непосредственно в зоне, примыкающей к эпицентру взрыва, земля была покрыта тонкой стекловидной коркой расплавленного песка, хрустящей и ломающейся под ногами, как тонкий ледок на весенних лужах после ночного заморозка».

Выдержка из брошюры Министерства по чрезвычайным ситуациям
Наиболее вероятное нанесение ядерного удара - 18 часов вечера по московскому времени. Во-первых, 10 часов утра по вашингтонскому времени позволят подготовить и произвести удар, не привлекая преждевременного внимания наших разведок к активности ведомств возможного противника в нерабочее время. Во-вторых, все виды городской и международной связи в это время перегружены, и координация экстренных оборонительных мер затруднена. В-третьих, именно вечером снижается внимание дежурных служб.
В шесть вечера значительная часть населения находится по дороге от места работы, что также затрудняет принятие оперативных мер и действий. То есть транспортные артерии перегружены, а находящееся в них население не защищено от поражающих факторов.
Наиболее вероятное время от момента сигнала оповещения «Атомная тревога» до момента поражающего удара около 14 минут, если запуск ракет произошёл с американского континента. И порядка 7 минут при запуске ракетоносителей с морских ракетоносцев подводного базирования, занимающих свои позиции в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане.
Сигнал «Атомная тревога» подаётся по всем каналам теле- и радиовещания, а также дублируется гудками дорожных локомотивов - один длинный гудок и два коротких, повторяющихся несколько раз.
Лица, обеспеченные по своему должностному положению убежищами, немедленно начинают действовать согласно эвакуационному плану на случай ядерной тревоги под руководством уполномоченных по гражданской обороне, или комендантов зданий, или руководителей коллективов, или самостоятельно. По сигналу «Атомная тревога», лица не обеспеченные убежищами, действуют самостоятельно в зависимости от места, где они в данный момент находятся.
Если в доме есть подвал, следует укрыться там. Щели в дверях нужно заткнуть любой тканью, её можно намочить. Если находитесь на улице ваша последняя надежда - подвальные помещения, котельные, подземные гаражи, канализационные колодцы и тоннели подземных трасс, фундаменты и нижние помещения новостроек, подземные переходы и автомобильные тоннели, склады, подземные туалеты и т.п.
Действовать следует без паники, организованно, без малейших промедлений.
После сигнала оповещения двери убежищ некоторое время остаются открытыми, чтобы впустить достаточное количество людей. Но через 6 минут с момента сигнала оповещения все входы в убежище будут перекрыты и блокированы по боевому режиму. Это произойдёт, невзирая на не успевших укрыться в них и количество оставшихся снаружи. Попытки препятствовать закрытию входов со стороны любых лиц будут незамедлительно подавляться любыми средствами вплоть до применения оружия.
В ясную безоблачную погоду в светлое время суток приближение снижающейся боеголовки может быть определено по белому инверсионному следу, подобному следу от самолёта на большой высоте, дугообразно снижающемуся из верхних слоёв атмосферы с большой скоростью. Помните, звук подлетающей ракеты не будет слышен из-за сверхзвуковой скорости.
Наземный ядерный взрыв вызовет мощную сейсмическую волну, которая спровоцирует подвижки грунта, что приведёт к разрушению даже углубленных убежищ повышенной прочности в радиусе 10-15 километров. В радиусе 3-4 километров вся органика под прямым излучением света испарится.
В эпицентре возникает ослепительная вспышка, в течение 0,03-0,04 секунды она оформится в световую сферу 1,5-2 километра в диаметре и температурой 10-20 миллионов градусов Цельсия. Пространство, которое покроет сфера, исчезнет.
За тепловым излучением и атомной радиацией со скоростью 5 миллисекунд последует ударная волна, мгновенно превращающая здания в груду летящих обломков, насаждающихся на следующие по удалённости от эпицентра постройки. В зоне 20-25 километров вспыхнут деревянные и пластиковые поверхности, прогорят металлические крыши, оплавятся бетон, металл, кирпич, камень.
Сейсмическое воздействие взрыва вызовет сильное землетрясение. Воронка в эпицентре взрыва будет представлять собой кратер диаметром в 2 километра и глубиной в центре до 200-300 метров. Поверхность кратера - стекловидная масса толщиной до 10-12 метров.
При ударе по такому городу, как Саранск, его можно считать потерянным безвозвратно. Какое-либо использование его территории на многие десятилетия будет абсолютно невозможным.

Александр РУЧИНСКИЙ

«Вечерний Саранск»