Почему приходится часами ждать сотрудников ГАИ для оформления ДТП?

25.04.2014 09:24

17 апреля в Управлении Госавтоинспекции Мордовии состоялся брифинг, на котором были рассмотрены вопросы оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Сюда пригласили представителей страховых компаний, аварийных комиссаров и работников автошкол, правда, от учебных заведений никто на брифинг не явился.

С момента введения в России европротокола - упрощенной схемы оформления ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД - прошло уже 5 лет, но, похоже, он так и не прижился в нашей стране, до сих пор к такой схеме прибегает лишь очень малая часть автомобилистов.
Начальник отдела УГИБДД МВД по РМ Михаил Будылин обозначил главную проблему, одинаково значимую как для сотрудников службы, так и для водителей: в связи с возрастающим количеством ДТП с материальным ущербом (но без пострадавших) участникам аварий приходится часами ждать приезда сотрудников Госавтоинспекции для оформления протоколов. А это не только потеря времени, но и создание заторов на дорогах. Только в Саранске за сутки происходит в среднем 50-60 ДТП. Численность сотрудников ДПС республиканской Госавтоинспекции не увеличивается, а количество транспорта в городе возрастает с каждым годом. По мнению полицейских, в большинстве подобных случаев водители могли бы обойтись и без фиксации «мелкого» ДТП сотрудниками Госавтоинспекции, а обратиться напрямую к страховщикам. Тем не менее этого не происходит. Михаил Будылин считает, что самостоятельное упрощенное оформление ДТП не снискало популярности по той простой причине, что многие просто не представляют, каким образом следует оформлять документы. Для того чтобы оформить ДТП без ГИБДД, требуется извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое обычно выдается вместе с полисом ОСАГО. Но прежде необходимо соблюдение нескольких обязательных условий: ДТП произошло с участием двух автомобилей; вред причинен только имуществу; участники происшествия не имеют разногласий по поводу обстоятельств, характера и перечня повреждений; транспортные средства застрахованы; сумма ущерба потерпевшей стороне не превышает 25 тысяч рублей. При соблюдении всех этих условий можно оформлять ДТП без вызова ГИБДД, что может существенно сэкономить время водителей.
Впрочем, на последнем пункте в перечне обязательных условий стоит остановиться отдельно. Сегодня максимальная величина убытков, покрываемых страховкой по европротоколу, составляет 25 тысяч рублей. В дальнейшем эту планку планируется поднять до 50 тысяч рублей. С другой стороны, разговоры о повышении ставки ведутся уже давно, но «денежный воз» и ныне там.
Опять же водители не уверены, что смогут оформить все документы без ошибок, а страховщики, со своей стороны, очень неохотно верят им на слово и нередко говорят о необходимости предоставления не только заполненных извещений о ДТП, но и фотографий с места аварии, что придает правдивости сообщениям. Многие страховые компании вообще считают пакет документов неполным без официальной справки из ГИБДД, поэтому водителям так или иначе приходится побегать. Страховщики объяснили такую свою позицию необходимостью принимать защитные меры от действий махинаторов.
Михаил Будылин рассказал, что руководитель местного отделения страховой компании «УралСиб» недавно обратился в УГИБДД по РМ с письменной жалобой на мошеннические действия со стороны водителей при оформлении ДТП по упрощенной схеме. При этом он предложил полностью исключить возможность оформления материалов ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. По его словам, при участии сотрудников ДПС в оформлении ДТП по крайней мере есть с кого спросить. Таким образом руководитель сможет уберечь страховую компанию от необоснованных выплат.
Сотрудники Госавтоинспекции предложили проводить широкую разъяснительную работу о правилах заполнения извещения о ДТП по европротоколу (например, при оформлении полиса ОСАГО, при обучении кандидатов в водители в автошколах), а также активнее пользоваться услугами аварийных комиссаров - чтобы они не просто составляли схему, а помогали заполнять именно страховой документ, позволяющий миновать поход в Госавтоинспекцию.
На брифинге зашла речь и о болезненной ситуации с повальным отсутствием полисов ОСАГО в местных страховых компаниях. Эти полисы некоторые «конторы» готовы выдать только с «нагрузкой» в виде страхования жизни. Но далеко не все автовладельцы горят желанием расстаться с дополнительной парой тысяч рублей и высказывают закономерное возмущение. Но, как принялись уверять журналистов на брифинге представители страхового бизнеса, ситуация уже нормализовалась или вот-вот нормализуется. Поживем - увидим...

«Вечерний Саранск»