Развитие сельского хозяйства после вхождения в ВТО

19.06.2013 10:41

 

В августе 2012 года наша страна вступила во Всемирную торговую организацию. Как развивается сельское хозяйство сегодня? На вопросы корреспондента «ИМ» ответил член правления РСПП, глава группы «Талина», генеральный директор ЗАО «Мордовский бекон» Виктор Бирюков.

 

- Виктор Степанович, ВТО «шагает по стране». Как, на Ваш взгляд, будет меняться под воздействием новых обстоятельств рынок сельскохозяйственных товаров?

- Ведение бизнеса всегда, при любых условиях подразумевает получение максимальной прибыли. Каждый вложенный рубль должен давать отдачу. Только тогда эта работа будет эффективной. Должна быть атмосфера здоровой конкуренции среди тех, кто в состоянии конкурировать. Да, в новых условиях происходит ужесточение конкуренции. Это нормально. Уже сегодня ясно, что на рынке устоят те отечественные компании, которые обеспечат высокую культуру производства, станут скрупулезно соблюдать технологические регламенты, будут использовать новейшие технику и технологии. Кто этого не осилит, вынужден будет уйти. Ужесточение конкуренции постепенно вытеснит с рынка неэффективных сельхозпроизводителей, которые, несмотря на государственную поддержку, так и не модернизировали свои производственные мощности. Понятно, что для того чтобы выровнять цены с западным производителем, должна вырасти эффективность российского АПК в целом.

- А господдержка? 

- Государство должно поддерживать аграриев, и оно будет это делать. Сейчас активно разрабатываются различные меры поддержки посредством так называемой «зеленой корзины», разрешенной правилами ВТО в отличие от «янтарной корзины», объем которой в ВТО жестко лимитирован.

Но опять же, это должно касаться эффективных сельхозпроизводителей. Прошло время тех, кто существовал только за счет господдержки. Не получится просто выживать, нужно активно развиваться, использовать последние разработки и инновации во всех секторах аграрной отрасли. 

- Как вы готовились, что предпринимали и предпринимаете для успешной деятельности в новых условиях?

- Агрохолдинг «Мордовский бекон» всегда следовал последним тенденциям в выборе технологий, сельскохозяйственной техники, мясоперерабатывающего оборудования. И в сегодняшних условиях мы продолжаем наращивать эффективность, снижаем издержки производства, держим на высоте мировых стандартов качество продукции, используем оборудование и технологии лучших мировых производителей.

То же касается и племенного дела, мы многому научились у наших коллег из стран-лидеров в этой отрасли: Дании, Нидерландов, Бельгии. И показатели наших свиноводческих комплексов сегодня на уровне мировых стандартов.

Мы не стоим на месте, реализуем новые проекты, но уже, естественно, с учетом требований ВТО.

Здесь вот что важно. С переходом на современные производство, технику и технологии нужно постоянно  совершенствоваться, обучать сотрудников на всех уровнях - от рядового комбайнера до топ-менеджера. Мы это понимаем и средств на обучение, в том числе  за границей, никогда не жалели. 2013 год объявлен в холдинге годом обучения: каждый работник должен повысить свою квалификацию.

- Как Вы считаете, есть ли у России в целом  и конкретно у Мордовии перспективы на экспортном рынке?

- Недавно проходил форум государств-участников СНГ «Здоровье населения - основа процветания стран Содружества». В выступлении заместителя министра сельского хозяйства России Ильи Шестакова прозвучало, что в ближайшие 4-5 лет стране необходимо полностью обеспечить свою продовольственную независимость и стать крупнейшим мировым поставщиком продуктов.

Сегодня набирает обороты «экологизация сельского хозяйства». И Минсельхоз России видит одним из основных направлений развития отрасли  повышение качества и выход на внешние рынки с экологически чистой продукцией. В настоящее время подготовлен проект федерального закона о производстве органической сельхозпродукции и технического регламента на эту продукцию, и эти документы сейчас проходят стадию межведомственных согласований.

На мировом рынке российская продукция, исходя из ее качества, заслуживает ведущих позиций, это может стать реальностью через несколько лет. Эффективные и добросовестные производители могут и должны добиться признания зарубежных потребителей.

Это касается и нашей аграрной и экологически благополучной республики, где производятся качественные мясо, колбасные изделия, молочные продукты, сыры, овощи. Например, «Мордовский бекон» – холдинг полного технологического цикла, от поля до прилавка. Мы сами выращиваем зерновые и другие культуры, изготавливаем комбикорм для своих племенных животных и растим их в чистых помещениях, оборудованных по европейским стандартам. Мы контролируем качество на каждом этапе, используем только свое сырье. Это позволяет выпускать полезные натуральные продукты торговой марки «Атяшево» и продавать их в 45 регионах страны.

На сегодняшний день холдинг не только полностью обеспечивает себя свининой, выращенной на собственных площадках, но и реализует излишки населению и другим производителям.

-Виктор Степанович, знаем, что устроиться на работу в «Мордовский бекон»  достаточно сложно, очередь.

- И, тем не менее, мы, как говорят в таких случаях, испытываем острый кадровый голод. В первую очередь на селе. Поверьте, найти хорошего ветеринара, агронома, комбайнера, механизатора трудно, а найти отличного специалиста – очень сложная задача.

Сейчас из вузов выходят одни юристы и экономисты,  но рынок труда ими перенасыщен.

А у нас добросовестный механизатор за год триста тысяч рублей зарабатывает. Хочет человек работать – работает и местом дорожит. Но есть и результат: он выходит из собственного дома в чистой одежде, садится в иномарку и едет к другой иномарке – Джон Дир, где есть кондиционер и вообще все для того, чтобы работалось комфортно. Это во время полевых работ. В межсезонье он занят обслуживанием сельхозтехники – новой, современной.

У дипломированных специалистов - агрономов, ветврачей - заработная плата еще выше.   

Не за горами, как говорится, уборка. Мы всегда приглашаем на работу всех желающих, немало студентов хотят подработать во время каникул, и мы даем им такую возможность.

Не надо забывать, что сегодня вообще мир другой: в век высоких технологий и мобильности тому, кто имеет желание трудиться, найти работу проще. В России все большую популярность приобретает удаленная работа по примеру Европы и США. У нас, например, частью дизайнерских проектов по оформлению нашей колбасной продукции, разработкой этикеток, упаковок занимается девушка, проживающая в Молдове, которую мы и в глаза-то не видели. Почему из Молдовы, а не из Мордовии? Ответ вы и сами найдете: она инициативная, хорошо знает свое дело, качественно и в срок выполняет порученное. Мы договорились на условиях, которые устроили и ее, и нас. А сколько у нее работодателей, я не знаю и мне не интересно, но думаю, что много. Значит, зарабатывает она хорошо, сидя у компьютера.

- Да, хороший пример! Спасибо, Виктор Степанович, за интервью.

На правах рекламы.

 


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»