АЛЕКСАНДР ЕГОРОВ: «РУСКОН» БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕТ»

13.06.2013 09:53

За восемь лет со дня своего рождения баскетбольный клуб «Рускон-Мордовия» прошел трудный тернистый путь и добился немалых успехов. Однако выступление «кондитеров» в сезоне-2012/2013 оставило неоднозначные впечатления и породило немало слухов относительно дальнейшей судьбы нашей баскетбольной примы. Поэтому еще по телефону директор «Рускона» Александр ЕГОРОВ с ходу развеял опасения болельщиков, заявив, что команда Суперлиги в Мордовии была, есть и будет, и только руководство республики может принять решение о ее снятии, переводе в другой дивизион или расформировании. А подобное, согласитесь, можно воспринимать разве что как сценарий для какой-нибудь фантастической саги. В беседе с журналистом «ВС» Александр Анатольевич откровенно ответил на ряд неудобных вопросов, высказав собственную позицию, а также поделился мыслями по ближайшему будущему команды.

«ПРИЗНАЮСЬ, БЫЛО СТЫДНО»
- Согласны ли вы с тем, что «Рускон» провел самый худший (или, так скажем, самый многострадальный) сезон в своей истории?
- Придется согласиться. В причинах нам еще предстоит разобраться. Сложно сделать однозначный вывод, что конкретно помешало. На ряд вопросов удалось найти ответы, на ряд других - пока нет. Скорее, наши проблемы необходимо рассматривать в комплексе. Постараемся сделать все, чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, чтобы не было так стыдно за сезон, как сейчас. Понятно, что в спорте всегда кто-то выигрывает, а кто-то наоборот, и даже у самых великих команд случаются провалы. Но нелепо списывать неудачи на что-то постороннее, если нет того итогового результата, который должен был быть.

- А какое место устроило бы «Рускон»? Помнится, осенью, на старте, речь шла о призовой тройке.
- Играть за какие-то там пятые-десятые места - не самый привлекательный вариант. Была задача завоевать медали. Настраивались пробиться в финал. При этом отлично осознавали, что будет предельно тяжело, ведь по финансовым возможностям и, как следствие, по подбору игроков мы уступали тем же Сургуту и Екатеринбургу. Однако уверен и подчеркну, что мы могли спокойно двигаться к пьедесталу. Даже несмотря на все преимущества конкурентов. Другое дело, что не получилось этого сделать… Очевидно, что плохо сработал тренерский штаб. Претензии к игрокам тоже есть, но они не столь глобальны. Просто потому, что все те, кого мы приглашали в наш коллектив, проводя подготовку к сезону, это люди, действительно умеющие играть в баскетбол. А вот создать из них столь же добротную команду, боевую единицу, увы, так и не удалось… С себя вины, естественно, тоже не снимаю. Ведь инициатива продолжать сезон с Вертинским на тренерском мостике исходила с моей стороны. Новый тренер, как правило, приводит с собой своих игроков. Но, повторюсь, я не верю, что грамотные и опытные баскетболисты вдруг - ни с того ни с сего - смогли разучиться играть.

- В концовке регулярного чемпионата «Рускон» провел много хороших матчей. Но как так получилось, что затем не удалось одолеть «Спарту»?
- Вообще «Спарта», на мой взгляд, одна из самых интересных команд Суперлиги. Ведь в Видном собраны те ребята, которые составляют потенциальный резерв национальной команды. Они буквально на глазах матереют, превращаются в настоящих мужиков, и я вовсе не удивлюсь, что в новом сезоне «Спарта» попортит немало крови проверенным фаворитам. Дай бог, чтобы эту команду сохранили… Между тем самое страшное, я вам скажу, заключается как раз в том, что у нас перед плей-офф действительно были выдающиеся игры. Но «Рускон» играл отрезками. Дома отдавались по полной программе. Но затем зачастую следовали опустошающие гостевые поражения. У кого-то даже сложилось впечатление, что в родных стенах команда билась, опасаясь оргвыводов со стороны руководства, а стоило ей только оказаться на выезде, как тут же все менялось… Назвать игрой то, что было дальше, после «Спарты», и вовсе язык не повернется. Когда за 40 секунд до сирены просто бросали играть и набивали мячом о паркет в центре площадки… Тут налицо, что одна из причин исходит из тренерских просчетов.

«РАССЧИТЫВАЛИ, ЧТО ЛИТОВЦЫ СТАНУТ СВОИМИ»
- Как сейчас прокомментируете спешный отъезд литовцев?
- Для клуба этот был первый опыт приглашения иностранцев. Хотя лично для меня, как для родившегося и выросшего в СССР человека, все бывшие соотечественники по-прежнему выглядят своими. Мы рассчитывали, что литовские легионеры смогут быстро адаптироваться в Саранске. Но, к сожалению, будучи представителями несколько другого поколения, они так и не смогли у нас прижиться. Возможно, элементарно побоялись остаться в чужой стране без Бразиса, который был для них не только тренером, но и своего рода покровителем, почти отцом. При этом я неоднократно отмечал, что дружеские отношения с Альгирдасом у нас сохранились. Делаю это снова, дабы окончательно развеять все слухи и недомолвки. Тренеру пришлось покинуть «Рускон» исключительно по семейным обстоятельствам.

- Однако одно время бытовало мнение, что после ухода Бразиса «кондитеры» стали играть заметно лучше, как-то более раскрепощенно что ли…
- У Альгирдаса имелось свое видение игры команды. Когда мы беседовали с ним, литовский специалист был устойчив во мнении, что главным будет удачно подвести команду к серии «плей-офф», а стартовый отрезок - это всего лишь начало достаточно длинной дистанции, и поэтому гораздо важнее шлифовать игру, нежели уделять первоочередное внимание результатам матчей. Но когда поражения пошли сериями, возможно, именно боязнь ошибиться и снова проиграть и вносила некий элемент закрепощенности. А неожиданная потеря в количественном составе сплотила коллектив, став движущей силой нескольких ярких побед. Подобное развитие событий не могло не вселять в души болельщиков новые надежды. Вот вам и причина парадокса.

«ПОСОВЕТУЮ ВЕРТИНСКОМУ НЕ ИСКАТЬ ДЕШЕВОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ»
- Единственным пополнением «Рускона» по ходу сезона стал Кирилл Бакленев. Но как расценивать данный трансфер, если по большей части этот игрок полировал скамейку запасных?!
- По всем устоявшимся канонам первый и пятый номер в баскетболе - это всегда лидеры команды. Причем, как правило, не только на площадке, но и за ее пределами. А тут как раз тот случай, когда никто так и не понял, что это вообще за игрок. Вертинский настаивал на его приобретении, и мы сделали все, чтобы оно состоялось.

- Другими словами, дважды и.о. главного тренера, на ваш взгляд, пока еще не готов к самостоятельной работе?
- Я ни в коем случае не хочу его обидеть или в чем-то ущемить. Я искренне желаю Валере удачи и, если он действительно хочет вырасти в хорошего тренера, дальнейшего профессионального роста. Лишь бы только занимался своим делом, а не искал дешевой популярности.

«ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОГНАЛСЯ ЗА ДЛИННЫМ РУБЛЕМ, ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ»
- Уже определено, кто из игроков покинет команду?
- Для себя руководство, конечно, давно определилось. Наша позиция в данном вопросе из года в год неизменна: мы стремимся сохранять преемственность. То есть хотим, чтобы костяк команды всегда оставался. Однако теперь многое будет зависеть от нового наставника. Свои кандидатуры мы ему предложим. Действующих соглашений с игроками у «Рускона» сейчас нет. Предварительные беседы мы, конечно же, провели, устные договоренности достигнуты, но каждый должен понимать, что выбор состава на сезон - прямая прерогатива главного тренера. В нашем списке несколько претендентов на пост рулевого, но озвучивать кого-то заранее мы не будем. Считаем правильным сообщать о столь ответственных решениях, что называется, по факту.

- Под определением «костяк команды» стоит понимать Алексея Кузнецова и Романа Семернинова?
- Для этих людей слово Саранск - не пустой звук. Это те, кто своей самоотдачей и мастерством не раз доказывали, что достойны постоянного места в «Русконе». Поэтому вы правы. Мы будем стремиться их сохранить. То же самое могу сказать про Станислава Сотникова.

- Федор Ключников не испытывает желания вернуться в ПБЛ?
- Испытывает. Он и приходил к нам как игрок высшего эшелона, и сейчас ПБЛ для него приоритет. Но, если что-то не срастется, будем не против, даже рады, что он продолжит играть за Саранск. Наверняка все помнят его сумасшедшие «трехи» на последних секундах. Сколько эмоций они принесли зрителям!

- Нет ли желания вернуть в команду ее прежних лидеров? Например, Антона Агеева, Сергея Чернова или, быть может, Алексея Вздыхалкина?
- Вздыхалкин, по отзывам, имеет весьма положительные характеристики. Год назад мы делали ему предложение вернуться, но последовал отказ. Чернов - человек своеобразный, многое у него зависит от настроения. В принципе, не исключено, что эти игроки снова войдут в сферу наших интересов. Единственный, кого совершенно точно больше никогда не будет в «Русконе», это Агеев. Он разменял наш клуб на длинный рубль. Осуждать трудно - здесь его право. Но таких стараемся больше не приглашать.

- Способен ли в дальнейшем прогрессировать Варнаков?
- Я проводил личные беседы и с ним, и с его агентом. По-моему, Саша чуть отвлекся от баскетбола - в силу особого рода обстоятельств. Варнакову нужно сосредоточиться на своей работе. Я приводил ему множество характерных примеров, убеждал, что когда поначалу все складывается словно в сказочном сне, не стоит думать, что новые рубежи будут покоряться столь же легко. Взять хотя бы футбольную юношескую сборную Игоря Колыванова, из которой буквально все пропали… Мне будет очень приятно, если через несколько лет в богатой биографии Варнакова Саранск будет отмечен как начало, точка отсчета славного спортивного пути. А может, и весь путь он пройдет вместе с нами! Но для этого надо пахать на тренировках.

«НАШИХ ДЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ МОГУ ТОЛЬКО ПОБЛАГОДАРИТЬ»
- Какова дальнейшая судьба Владимира Лидяева и Михаила Зубова? И есть ли сейчас талантливые ребята, способные пополнить ряды местных воспитанников в главной команде?    
- Новые фамилии назвать трудно. Стремительный переход из детско-юношеского баскетбола в Суперлигу под силу не каждому, даже самому талантливому игроку. Тот же Лидяев, безусловно, работяга, но ему по-прежнему приходится трудно, так как он многое упустил, не имея за плечами серьезной школы. Зубов на тренировках порой такое может сотворить, что просто диву даешься, а вот столь же шикарно проявить себя в официальных матчах ему никак не удается. Но думаю, что и Миша, и Володя в любом случае останутся в команде. Шансы проявить себя у них обязательно будут.

- Почему никак не может добиться успехов ДЮБЛ «Рускона»?
- Так уж сложилось, что в баскетбол в Мордовии приходят ребята из футбола, ходьбы, борьбы, единоборств. Откуда угодно, но только не с дворовой или школьной площадки. То есть, если не удалось проявить себя в любимых видах спорта, пробуют себя у нас. И с этим ничего не поделаешь. Мы же не Литва, где все дети спят на баскетбольных мячах вместо подушек. Выбор крайне мал. И за то, что наши тренеры добиваются хоть каких-то мало-мальских успехов, честь им и хвала. Спасибо и тем, кто не унывает даже после разгромных результатов. Ведь понятно, что соперничать с командами, в которые со всей России подвозят «сливки», наш ДЮБЛ не в состоянии. Тем не менее от собственной школы мы ни в коем случае не отказываемся. Верим, что таланты в скором времени найдутся.

СБОРЫ, ФАНАТЫ, ЛЕГИОНЕРЫ
- Каков план «Рускона» на межсезонье?
- В первых числах августа начнем втягивающий домашний сбор. Затем постараемся заложить функциональный фундамент. Возможные «места дислокации» - Прибалтика или Кисловодск. А уже непосредственно перед сезоном, где-то в середине сентября, проведем полноценный игровой сбор - с упором на спарринги. Тут тоже пока два варианта: либо Сербия, либо Хорватия.

- Намерены продолжать брать с собой болельщиков на выездные матчи? И не смущает ли руководство «Рускона-Мордовии» тот факт, что в большинстве своем это футбольные фанаты?!
- Последнее обстоятельство не только не смущает, но и воспринимается нами как весьма позитивный момент. Эти ребята со своей культурой боления, знают, как поддержать команду в трудные минуты, знают, что необходимо для этого. Их поддержка дорогого стоит. Да, в концовке сезона с отдельной частью фанатов у нас возникли определенные недопонимания. Но мы не отказываемся от сотрудничества, всегда пойдем навстречу. Главное, чтобы были цивилизованные партнерские отношения, чтобы мы могли открыто смотреть друг другу в глаза.

- Слегка отвлеченный вопрос. Темнокожий американец в «Русконе» еще не скоро появится?
- Если только попытать счастья в районе МГУ или в «Макдональдсе», там кого-нибудь «зацепить» на контракт… (Смеется.) Ну, а если серьезно, то приглашать дорогостоящего легионера из США мы пока не собираемся. Потому что он будет стоить примерно как две трети команды. Нам сейчас это абсолютно не нужно. Хотя есть известная поговорка: никогда не говори никогда.

«ФЕДЕРАЦИЯ НАПЛЕВАТЕЛЬСКИ ОТНОСИТСЯ К КЛУБАМ»
- Переход «Рускона» в ряды ПБЛ будет возможен только после ввода в эксплуатацию универсального зала на площади Тысячелетия?
- Не сказать, что наша мечта далеко, но и не скажешь, чтобы совсем уж близко. Никто ведь даже не предполагал, что ФК «Мордовия» окажется в Премьер-лиге. Пока наша инфраструктура не позволяет «Рускону» рассчитывать на большее, несмотря на ведущие позиции в Суперлиге. Но когда получим современную арену в центре города, многое наверняка поменяется.

- Ваш прогноз: ПБЛ или Единая лига ВТБ? Чья в итоге возьмет?!
- По наплевательскому отношению к баскетболу со стороны РФБ, которая курирует ПБЛ, ничего нельзя исключать. Федерация проигрывает во всем, и только она виновата в случившемся разветвлении. Знаем и научены по Суперлиге. Первый вопрос: когда перечислите деньги. А ведь часто присутствуют ситуации, когда клубы не в силах сразу оплатить взнос, однако предоставляют гарантию от региона, что произведут оплату частями по ходу сезона. Обычная практика для футбола, имеет право на жизнь. Но в РФБ ее категорически не желают принимать. Получается, стремление сохранять клубы, дабы наряду с их развитием продолжались традиции, отсутствует как таковое.

«ЦЕЛЬ: 100 МАТЧЕЙ В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ»
- С какой стороны ни зайди, взгляд на баскетбол через призму футбола везде уместен. И это не удивительно, ведь многие берут пример со спорта номер один. Обойти стороной ваши недавние успехи в карьере футбольного арбитра было бы упущением. На какой следующий шаг после финала Кубка России настраиваетесь?
- Давно сказал себе: движение вперед не знает совершенства. С этим девизом и работаю. Понимаю, что будет непросто, но постараюсь дойти до гроссмейстерской отметки в 100 матчей в Премьер-лиге. Сорок один год - не самый удобный возраст, чтобы рассчитывать на что-то большее. Буду стараться допускать как можно меньше ошибок, чтобы продолжать получать назначения.

- А как же перспектива стать рефери ФИФА? Ведь вы работаете на одном уровне с теми, кто представляет Россию на международной арене.
- Я амбициозный человек, но прекрасно понимаю, что, если меня введут в лист ФИФА, я займу чье-то место. Существует несколько категорий, которые определяют путь арбитра к важнейшим турнирам мирового футбола. Есть начинающие рефери первой категории, которые судят всевозможные юношеские соревнования. Есть вторая группа, куда входят судьи, получающие право обслуживать матчи начальных стадий Еврокубков. Но в элитную группу проходят те, кто работает не один год и всегда на виду. Мне же до предельного 45-летнего рубежа, установленного ведомством Йозефа Блаттера, осталось всего ничего. Достичь вершин за столь короткий отрезок времени вряд ли возможно. А лишний раз отодвигать тех, у кого в силу возраста будет гораздо больше возможностей, считаю неправильным. Искренне желаю нашей молодежи пробиться наверх. Ведь впереди 2018 год, и наша страна с ее масштабными футбольными традициями должна быть представлена в судейском корпусе мирового чемпионата.

- Какие матчи за два сезона в Премьер-лиге стали для вас самыми сложными?
- Проходных матчей на высшем уровне не бывает. Есть, например, дерби ЦСКА - «Спартак», и все мы помним, какие серьезные решения принимал Сергей Карасев. Это нужно быть настолько мужественным человеком, что просто караул. Два месяца прошло, а про эту игру все еще продолжают говорить. С другой стороны, есть матчи клубов из середины таблицы и встречи аутсайдеров. Об этих играх никто, кроме болельщиков этих команд, вспомнить не сможет. Ну, сыграли они, и сыграли. Судья грубо не ошибался? Ну, дескать, и хорошо. А ведь не скажешь, например, что арбитр меньше пробежал в этих матчах. Физическая готовность должна присутствовать всегда. Наряду с компетентностью в принятии решений… Легче всего дома у телевизора, на стоп-кадре. В реальности счет идет на секунды.

- Тогда перефразирую: какие матчи больше всего запомнились?
- Не буду оригинальным, если скажу, что самый первый. В нижнем Новгороде «Волга» разгромила московское «Динамо» со счетом 3:0. Никогда не забуду и финал Кубка России.

- В Грозном действительно был большой футбольный праздник или нам просто так рассказали?
- Организация матча действительно была на самом высоком уровне. Словно у нас в Саранске, когда город принимает важные мероприятия, спортивные форумы. За каждым был закреплен свой участок работы. То есть прилетели, допустим, судьи - их встретили в аэропорту специально поставленные люди. И два дня обеспечивали комфорт и безопасность. Точно так же себя чувствовали и болельщики на трибунах. Плюс современный стадион, изумительное поле. Проблема лишнего билетика действительно существовала. Даже сотрудники гостиницы, официанты и бармены просили нас поспособствовать проходу на стадион. Местные жители хотели все увидеть собственными глазами. Ведь не так много подобных событий проводится в Грозном. В общем, атмосфера вокруг финала была волшебной.

- В заключение ответьте, как специалист, оправдан ли, по-вашему, курс на систему с пятью арбитрами? Или все-таки пришло время довериться электронным технологиям?
- Если говорить конкретно о моменте взятия ворот, возможно, электроника способна помочь больше, нежели человек. Могу поделиться только своими эмоциями. На четвертьфинале Кубка России «Анжи» - «Динамо» у меня было два помощника за воротами: один - опытный судья, а второй - молодой парень, только начинающий судить. Так вот первого я постоянно слышал, второй же - промолчал весь матч. Из-за этого внутренне мною ощущался вакуум на том участке поля, где работал молодой. И это настораживало, так как зоны ответственности внутри нашей бригады были строго распределены… Из-за ворот, надо сказать, футбол смотрится совершенно по-другому. Например, в кубковом полуфинале «Ростов» - ЦСКА только я со своей позиции мог в подробностях разглядеть, из-за чего произошла стычка Лазовича с Игнашевичем, а следовательно - вовремя просигнализировать об этом главному судье. С другой стороны, нельзя сказать, что пять судей - панацея от всех бед. Весь футбольный мир видел, какие ошибки допускались судьями на решающих стадиях Еврокубков… Система должна прижиться. Только тогда по ней можно будет работать. В противном случае назреет необходимость применять что-то другое.

Евгений СУЛЕЙМАНОВ

«Вечерний Саранск»