Авторитетный немецкий журнал «Шпигель» объяснил, почему Депардье выбрал нашу республику

30.05.2013 12:42

Ульрих Фихтнер, ведущий политический обозреватель журнала «Шпигель» (в переводе с немецкого – «зеркало») ехал в Мордовию, зная заранее, что и как он напишет в будущем материале. Ведь, как признается он в своей статье позже, когда по свету поползли слухи о том, что Депардье собирается перебраться в Саранск, «журналисты всего мира начали упражняться в остроумии, хотя сами в этом городе никогда не были». Но материал получился не совсем таким, как ожидалось. Вернее, совсем не таким.

Депардье как лакмусовая бумажка общества

Журналист самого высокотиражного издания Европы оказался в Саранске в феврале. Приехал посмотреть на новую родину Жерара Депардье. В эти же дни в Саранск прибыл и сам актер, чтобы оформить  регистрацию в доме  № 1 на всемирно известной теперь улице Демократической. Вместо пары дней немецкий журналист пробыл в Саранске почти неделю. Назад уехал потрясенный. И надолго замолчал.

Статья под названием «На край света» была опубликована «Шпигелем» только 21 мая с.г. – через три месяца после памятной мордовской командировки.

Материал Ульриха Фихтнера стал для читающей Европы (а постоянная читательская аудитория издания насчитывает 6 млн. человек!) настоящим откровением. Пожалуй, впервые в западной прессе прозвучала смутная и страшная догадка: отказ от французского гражданства – отнюдь не экстравагантная выходка известного своей экспрессивностью актера. 

За всем этим язвительным смехом над Депардье, пишет журналист, «скрывается шок, хихикающий страх: если Депардье, француз до мозга костей, человек, которого отождествляли с Францией, покидает родину, - то, должно быть, что-то и правда прогнило в его стране». Помните тезис советского времени про загнивающий Запад? Похоже, Старый Свет и впрямь дошел в этом процессе нравственного разложения до определенной кондиции. Внесенная парламентом Франции инициатива легализации однополых браков «заблагоухала» на весь непродвинутый нецивилизованный мир. По стране пронеслась волна протестов. Настоящим жестом отчаяния, шокировавшим французское общество, стало публичное самоубийство известного в стране писателя, выступившего таким образом против аморальной инициативы законодателей.

Всего за несколько месяцев до этих событий другой известный француз решает спасти свою душу более гуманным способом. 

«Шпигель» пишет на этот счет: «Начало глубокого смыслового кризиса нынешней Франции довольно точно совпало с моментом, когда Депардье отказался от французского паспорта». И далее: «Депардье стал символической фигурой, олицетворяющей во Франции закат, а в России – рассвет».

«Эта загадочная мордовская душа»

Что же заставило немецкий «Шпигель», традиционно критически настроенный по отношению к России, сделать столь неожиданные выводы? 

За те шесть дней, что Ульрих Фихтнер пробыл в Мордовии, он не только собрал богатый материал, он попытался примерить на себя «загадочную мордовскую душу». И, судя по всему, ему оказалось в ней весьма комфортно. 

«Жизнь в Саранске более естественна, человечна и тепла», - так описывает  свои ощущения журналист. С нашей республикой он знакомился с немецкой педантичностью, возвращаясь в гостиничный номер только затем, чтобы переночевать. Побывал везде: начиная с обязательного для туристов краеведческого музея и заканчивая обычной детской художественной школой. Посмотрел балет «Алена Арзамасская» в Театре оперы и балета. Посетил Макаровский и Санаксарский монастыри. Съездил на «Мордовцемент». А в Темниковском районе даже выучил мокшанские песни. Пораженный тем, с какой искренней теплотой его встречали повсюду, Фихтнер пишет: «Мордовия прекрасна. Эта земля словно создана для того, чтобы быть контрастом для жизни в Париже… Всеобъемлющее гостеприимство потрясает. Не нужно быть ни Депардье, ни сумасшедшим, чтобы находить в этом свою прелесть…»

Глава Мордовии пригласил европейских инвесторов

«Почему Саранск? «Маленький город, но с очень большими идеями», - цитирует Депардье «Шпигель».

«Край света» в материале немецкого журналиста предстает эдаким забытым раем, кущи которого манят своей заповедностью и куда стремится душа утомленного цивилизацией европейца. Цивилизацией перезревшей, «усталой», как пишет журналист. В Мордовии он увидел ее здоровой и полной сил. 

Немецкому корреспонденту удалось пообщаться с Главой Мордовии В.Д. Волковым. Благодаря этому общению все «пазлы» разрозненных впечатлений журналиста сложились в единую, законченную картинку. 

«Шпигель» подробно рассказывает обо всех социально-экономических преобразованиях в республике за последние 10 лет. При этом даже сравнивает рост экономики Мордовии с «китайским чудом». 

«Мордовия является лидером в стране по производству сельскохозяйственной продукции. Саранск признан одним из самых спортивных городов России. Республика полностью газифицирована. Строятся объекты культуры, новые промышленные предприятия. Уровень безработицы – самый низкий в стране (1 %)… Поскольку такой подъем совпал с правлением Путина, российского Президента здесь почитают, как доброго царя, а на выборах он получает столь же впечатляющие результаты». 

«Зовите к нам инвесторов, мы всем обещаем хорошую прибыль», - заявил в беседе с немецким журналистом Глава Мордовии В.Д.Волков. – В 2018 году Саранск будет принимать матчи мирового футбольного первенства. Мы ожидаем, что в Мордовию приедут более 70 тысяч туристов. Мы будем рады всем!


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»