Как правильно предъявить претензию автосервису?

29.05.2013 11:00

- Я отдавал свою машину в автосервис. Ее вроде бы сделали, но вскоре после ремонта машина опять встала. Я ее отогнал в другой сервис, там все починили, а вину за поломку возложили на предшественников. Есть ли резон подавать претензию к первому сервису?
Владислав Мишинев.

- Отношения, возникающие в процессе технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, регулируются отдельными положениями Гражданского кодекса РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, - говорит заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ Галина Шемсутдинова. - Отсутствие документов не лишает потребителя права предъявить требования к исполнителю слуг и не освобождает последнего от ответственности за ненадлежащую услугу. При выявлении недостатков в работе, то есть некачественного ремонта или технического обслуживания, вы вправе потребовать возмещения имущественного вреда в полном объеме, руководствуясь ст. 14 и 29 Закона «О защите прав потребителей».
Правда, для установления такого факта, то есть для определения причинно-следственной связи, повлекшей причинение вреда (повторный ремонт автомобиля), вам придется предоставить соответствующие доказательства в виде заключения экспертной организации или незаинтересованного специалиста. Также вам необходимо в письменной форме предъявить соответствующую претензию виновнику, потребовав возмещения понесенных убытков и предупредив его об обращении в суд, если претензия не будет удовлетворена в добровольном порядке. Возможно, все это заставит виновника добровольно возместить вам убытки.
Обращаю внимание, что при сдаче автомобиля в автосервис прежде всего необходимо проследить за правильным оформлением документов. Согласно п. 15 «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» договор с потребителем должен заключаться в письменной форме. Наиболее распространенным формуляром является заказ-наряд, но это не исключает использования и иных форм документов, лишь бы в них были отражены все необходимые условия.
Если работы выполняются непосредственно при совершении сделки, в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ, п. 17 Правил). В принципе это относится не только к таким видам работ (услуг), как мойка, диагностика, подкачка шин, но и к любым другим, выполнение которых происходит в присутствии заказчика. В таком случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека и т.п. Такие документы необходимо требовать потребителю, если исполнитель забывает об их оформлении.
При сдаче автомобиля в автосервис сотрудник автосервиса обязан потребовать документы, подтверждающие нахождение автомобиля в собственности, документ, подтверждающий личность заказчика (паспорт или иной документ), - документы изъятию не подлежат.
Договор (наряд-заказ, квитанция и т.п.) и приемосдаточный акт оформляются в двух экземплярах в письменной форме с обязательным указанием следующих реквизитов: фирменное наименование и юридический адрес автосервиса (для ИП - информация о госрегистрации), ФИО и адрес потребителя (телефон), дата приема заказа и срок исполнения, цена выполняемой работы и используемых материалов (деталей), порядок оплаты, марка, модель транспортного средства, госзнак, номера основных агрегатов, цена транспортного средства (по соглашению сторон), перечень оказываемых услуг и материалов, их стоимость и количество, гарантийные сроки на результаты работы, ФИО лица, принимающего заказ, его подпись, а также подпись потребителя об отсутствии претензий при принятии работы.
Если автосервис нарушил сроки выполнения работы, сроки начала или окончания выполнения работы (п. 46 Правил), потребитель по своему выбору вправе назначить новый срок, поручить выполнение данной работы третьим лицам, потребовать уменьшения цены выполненной работы, расторгнуть договор с исполнителем. Кроме того, потребитель вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков в связи с нарушением сроков выполнения работ. Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 28) при нарушении сроков выполнения работ исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если в договоре срок определён в часах) просрочки неустойку в размере 3% цены оказания услуги.
Если вы приняли работу от автосервиса, но в процессе эксплуатации были выявлены недостатки оказанной услуги, при условии непредоставления достоверной информации по вине автосервиса, вы имеете право по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены за оказанную услугу, повторного выполнения работы либо возмещения расходов по исправлению недостатков третьими лицами.
Автосервис не может навязывать дополнительные услуги или выполнять работы, несогласованные с вами, поэтому можно отказаться от их оплаты, а если они уже оплачены - потребовать возврата уплаченных за них сумм (п. 20 Правил).
При выявлении недостатков выполненной работы (п. 41 Правил) претензия может быть предъявлена исполнителю в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы. При возникновении между потребителем и исполнителем разногласий по поводу недостатков выполненной работы или причин их возникновения исполнитель обязан по своей инициативе или по требованию потребителя направить автомобиль на экспертизу и оплатить ее проведение. Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя, то оплату производит сторона, по инициативе которой производилась экспертиза.
Необходимо учитывать, что за нарушение сроков выполнения работ государственные надзорные органы не могут привлечь нерадивого исполнителя к административной ответственности, так как за данное нарушение прав потребителя предусмотрена имущественная ответственность в виде выплаты неустойки (пени). В случае неудовлетворения требований потребителя добровольно, спор будет решаться в судебном порядке. При этом специалисты Управления Роспотребнадзора по РМ в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» могут быть привлечены судом для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

«Вечерний Саранск»