Настя Уварова переехала из Перми в Саранск учиться в Центре для одаренных детей

22.05.2013 12:11

Иным родителям трудно решиться на то, чтобы водить ребенка в школу не в своем микрорайоне. И если уж они устраивают своего отпрыска туда, значит, у выбранной школы есть неоспоримые преимущества перед той, что ближе к дому. А девятиклассница Настя Уварова сейчас учится за тысячу километров от дома. Причем сорвалась из Перми в Саранск спешно, между третьей и четвертой четвертью. Это было ее стремление, ее желание, и родители поддержали решение дочери.

Олимпиада – это стимул 

Познакомившись с учениками Республиканского лицея-Центра для одаренных детей на международных сборах юных естествоиспытателей в Беларуси, узнав от них о том, как построен учебный процесс в этом уникальном для Мордовии учебном заведении, Настя сразу захотела учиться здесь.

- Ученики из Мордовии заметно отличались от других. Мне понравилось, как они работают в команде. К тому же, я узнала, все они прошли на Всероссийскую олимпиаду по физике, у каждого из них высокий рейтинг, - рассказывает Настя.

А олимпиада для нее – это огромный стимул. Живя в Перми, Настя постоянно участвовала в интеллектуальных турнирах. Сама находила интересные Интернет-олимпиады, состязания в режиме он-лайн. И успешно выступала на них. К тому же, она – победитель краевой олимпиады по астрономии. К астрономии у нее особая любовь, в будущем она видит себя астрофизиком. Наука, познание законов окружающего мира интересны ей с детства.

- Но так получилось, что не все ее стремления получали поддержку со стороны педагогов, - делится Наталья Сергеевна, мама Насти. – И одной из причин того, что мы охотно привезли Настю в Саранск, было то, что в родном городе мы не видели такой поддержки увлеченных детей, какая, как мы видим сейчас, есть в Мордовии.

Неуемная Настя 

С самого раннего детства Настя была непоседливым ребенком.

- Она ни минуты не может быть спокойной. Ей нужно что-то свершать, действовать, – говорит папа Вячеслав Юрьевич. – От нас требовалось направить эту неуемную энергию в нужное русло. В первом классе она ходила в восемь кружков одновременно. Иначе она, наверное, разрушила бы весь дом - такой колоссальный поток энергии в ребенке. При этом Настя училась на «отлично».

- Хотя пятерки в дневнике для нее - не самоцель,- поясняет мама. - В какой-то период она стала приносить двойки. Просто сначала она решила, что может учиться на одни пятерки, и доказала это, потом захотела попробовать получать двойки, и добилась этого. Мы никогда не ругали дочь за плохие отметки. Убеждены, что оценки в дневнике – не главное. Главное – то, что в голове, знания, устремления человека, идеи, которыми он живет. А с этим у Насти проблем нет. Мы видим, что она увлеченно занимается тем, что ей нравится. Она сама изъявила желание и написала тест, чтобы перейти в математический класс, математикой всегда занималась с удовольствием. А уж когда началась физика, она затмила все другие интересы. Но хочется, чтобы эти увлечения ребенка были чем-то подкреплены. Для этого нужен хороший педагог. И одних уроков мало. Нужны факультативы, дополнительные занятия, научные кружки.

Хороший педагог у Насти был – учитель физики Сергей Евгеньевич Полянский, известная в российском олимпиадном движении личность. Но Насте постоянно хотелось чего-то больше. Родители долго не могли найти интересный научный кружок для Насти. Вместе с дочерью прошли все учреждения дополнительного образования в городе. И все-таки нашли. С приходом нового губернатора это направление в Перми получило поддержку, и в доме детского творчества открыли кружок ракетостроения. Настя с удовольствием занималась там. Правда, эти занятия длились всего час, и туда нужно было ехать в 8 утра, перед школой. Сложновато было добираться, но такова была потребность ребенка…

- А здесь каждый день – факультативы! – восхищенно делится Настя. – Это здорово! С каждым учеником учителя занимаются по индивидуальной программе. Закончатся обычные уроки – начинаются дополнительные занятия.

Разочарование 

Родители перевели дочь в лучшую по всем показателям школу Перми. Но и там их ждало некоторое разочарование.

- Настя ездит на олимпиады, привозит призовые места, но ответной реакции – никакой. Да, она пропускала занятия. Но ведь она не прогуливала школу. И, разумеется, была готова отработать все пропуски. Но, например, с историей были проблемы,- с горечью вспоминает мама. – Учительница пошла на принцип: и на уроке не спрашивала Настю, и после уроков не соглашалась ее принять. А уж после того, что придумали в этом году в крае с предметной олимпиадой, нет никакого желания участвовать в этом. Вопреки существующим правилам, в Перми между региональным и всероссийским этапом предметной олимпиады устроили еще один, дополнительный тур. Мы не понимаем, что это такое и для чего сделано. И нет гарантии, что в следующем году не придумают что-то еще… В Мордовии в этом плане все прозрачно, законно. Школьники, которые показывают высокий результат, побеждают благодаря своим знаниям, получают поддержку и проходят на следующий этап.

К тому же, когда Настя победила в заочном этапе турнира юных физиков, который проводился через Интернет, и ее ждал Всероссийский финал, ее участие в нем чуть было не сорвалось. Участие в турнире – командное. И во всей Перми никто не смог собрать целую команду. Тогда Настя обратилась к друзьям по Интернет-олимпиадам, и на турнир поехала одной командой с ребятами из Смоленска и Москвы. Вот поэтому-то она и обратила внимание на команду из Мордовии – сплоченную, дружную.

Джек Лондон в оригинале 

Есть у Насти еще одно большое увлечение – английский язык. Изучает его с начальных классов. Своего любимого Джека Лондона читает только в оригинале. Родители по просьбе дочери через Интернет заказывают и простые книги на английском языке, и покупают аудиокниги.

Ее великолепное владение языком очень помогло команде из Мордовии на Международном турнире юных естествоиспытателей, который прошел недавно в турецком городе Эскишехир.

Она ездила туда уже в составе сборной Мордовии. Начиная с четвертой четверти, Настя учится в Саранске. Решение о переезде было принято в течение недели. Вместе с мамой она была в Беларуси, где познакомилась с саранскими школьниками. Вместе с мамой приехала в Саранск. Сначала вроде бы просто посмотреть, познакомиться с лицеем. Мама думала, может, со следующего учебного года Настя будет здесь учиться. Но Настя решила по-своему, сразу захотела остаться здесь.

Живет она, как и приезжие из районов, в общежитии лицея. Конечно, дома у нее была отдельная комната. А тут – вместе с другими девочками. Да и вообще, бытовые условия в Центре для одаренных, который пока не имеет комфортабельного общежития, далеки от идеальных. Но это Настю не пугает. Дома в последнее время тоже оставалась нечасто, ездила на различные олимпиады. Зато здесь она – среди единомышленников.

На первое время мама тоже перебралась в Саранск. Страшно было оставлять единственную дочь так далеко от дома одну. Наталья Сергеевна, имеющая два высших образования – биологическое и юридическое,  сейчас занимается юридической частной практикой, своей работой может заниматься удаленно, по Интернету. Она живет в съемной квартире на юго-западе. И Вячеслав Юрьевич, бывший милиционер, в настоящее время работающий в строительной отрасли, бывает здесь наездами. До этого никогда не бывавший в Мордовии, теперь он знает, что от Перми до Саранска - 1100 километров или 14 часов езды на машине. Но если это касается интересов дочери, никакие расстояния для него не будут препятствием.

Татьяна НИКИТИНА. 


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»