Смертельный кульбит

15.05.2013 10:38

Исполняя зрелищный трюк, 13-летний школьник разбился насмерть

10 мая в Саранске 13-летний школьник - поклонник паркура, исполняя зрелищный трюк, разбился насмерть. Фатальное сальто с крыши двухэтажного здания стоило жизни ученику 6 класса школы № 38 Артему Черенкову (фамилия несовершеннолетнего изменена).

Трагедия произошла в половине десятого вечера на улице Эркая, 36, корп. 3. Там располагается двухэтажное строение, в котором находится домоуправление № 7. «Школьник забрался по отвесной лестнице наверх, на высоту более 5 метров и спрыгнул вниз, делая двойное сальто, - сообщил руководитель Пролетарского межрайонного следственного отдела СКР по РМ Олег Волков. - Свидетелями прыжка стали его многочисленные друзья».
Но кульбит парню явно не удался, он грохнулся на асфальт вниз головой и получил тяжелые травмы. Друзья школьника кинулись к ближайшему подъезду, где сидели старушки, и все им рассказали. Женщины срочно позвонили в «скорую». Когда прибыли медики, паренек был еще жив. Шестиклассника немедленно доставили в реанимационное отделение больницы. Врачи боролись за его жизнь, но все их усилия оказались тщетными. В 3.15 ночи подросток скончался. Сейчас по факту смерти школьника проводится проверка.
«Известие о смерти Артема Черенкова стало для меня, моих коллег, учеников нашей школы настоящим шоком, - рассказывает классный руководитель Нина Марычева. - Артем был обыкновенным мальчишкой, учился он, правда, на тройки. Я всегда старалась вовлечь его в общественную жизнь школы, хотела, чтобы он был более активен. У Артема очень хорошая память, один раз он даже выступал на сцене - читал стихи. Его любимым стихотворением было «Не позволяй душе лениться!» Николая Заболоцкого. Любил поэзию Михаила Лермонтова, особенно стихотворение «Ночевала тучка золотая». Еще Артем очень хорошо рисовал, но я никак не могла уговорить родителей отдать его в художественную школу.
Артем был худеньким парнем, но очень любил физкультуру, он стремился стать более крепким физически. Постоянно занимался на турнике. До этого он пробовал себя в нескольких секциях, последней была борьба. Но у Артема там не пошло, не хватило силы воли, там нужно было время, чтобы достичь каких-то успехов, а ему нужно было добиться всего здесь и сейчас. Парень всегда старался научиться чему-то, что всем другим будет не под силу. Видимо, насмотревшись по телевизору и в интернете роликов про паркур, решил увлечься именно им. Впервые его пируэты и прыжки я увидела еще в школе. Пыталась его предостеречь, удержать, говорила ему, что это опасно. Убеждала Артема, что ролики про красивые акробатические прыжки - это шоу, в действительности все гораздо опаснее. В видеороликах люди с легкостью прыгают с крыши на крышу. Подростки же принимают все на веру.
Я говорила ему, если уж заниматься этим, то только там, где есть маты, чтобы кто-то обязательно подстраховывал. Но когда друзья делают трюки, естественно, он следовал их примеру. Он же ребенок, хотел выделиться перед друзьями, одноклассникам, доказать всем, что он лучше. Справедливости ради надо сказать, что Артем научился некоторым трюкам, их он демонстрировал в школе.
С Артемом бывало всякое, порой и двойку получит, и скажет, что на этот урок я больше не пойду. Мальчишка он, конечно, был трудный, но с кем не бывает в его возрасте. Случалось, и я его ругала, а куда без этого. Потом помню, спрашиваю у него: «Ну что, обиделся на меня?» А он: «Я? Да Вы что, Нина Константиновна, конечно, нет». Бывало всякое, как-то Артем поссорился с родителями и убежал из дома. Некоторое время он провел в приюте «Надежда». Но мальчишка он был незлой, безвредный. Несмотря ни на что, мы его очень любили.
Перед Новым годом мы с классом ставили различные сценки, Артем играл там главную роль. Тогда каждый говорил, о чем мечтает. Артем сказал, что хотел бы, когда вырастет, иметь хорошую машину…
В последнее время Артем почему-то часто болел, в поликлинике ему дали путевку в санаторий «Сосновый бор» Ковылкинского района. 13 мая он должен был поехать на отдых, а вместо этого случилось так, что в этот день его пришлось хоронить.
Хотелось бы сказать большое спасибо родителям детей моего класса, все откликнулись на беду и очень сильно помогли в организации похорон Артема. Ну, а деньги на похороны и вовсе вся школа собирала. Как только стало известно о несчастном случае, первыми собрали деньги учителя. На учительские деньги мы купили для Артема гроб и крест.
Когда мы вместе поехали в морг, патологоанатом уже закончил рабочий день и собирался уходить. Но, спасибо врачу, нам пошли навстречу и выдали тело. Потом к нам с пониманием отнеслись в похоронном агентстве, сделали большую скидку на услуги. На случившуюся беду откликнулись все - и знакомые и незнакомые. Огромное спасибо всем, кто помог в организации похорон Артема».
«Артем Черенков учился у нас в школе недолго, - говорит директор школы № 38 Сергей Лазарев. - Два года назад он вместе с родителями переехал в Саранск из села Новая Муравьевка Рузаевского района. Неблагополучная семья, родители периодически злоупотребляли, в семье полно проблем. Вне школы парень был предоставлен сам себе. Да что уж тут говорить, Артем скончался в реанимации в начале четвертого ночи, а учителя пришли домой к родителям уже в 8 утра. Отец с матерью были дома, по их словам, у них даже не было денег на проезд, чтобы отправиться в морг за сыном.
Артем учился слабенько, особой тяги к знаниям не проявлял. Правда, и прогульщиком его я назвать не могу. Надо сказать, что одет он был всегда чисто и опрятно, всегда в костюме и при галстуке.
Когда все случилось, я сам стал выяснять, как и что произошло. Взял всех ребят, которые были на месте в тот момент, и попросил рассказать, как Артем прыгал. Расспросил все - кто, где стоял, где был Артем, как прыгнул. Ребята рассказали, что он забрался на крышу двухэтажного здания, где располагается домоуправление, и решил прыгнуть оттуда, сделав в воздухе боковое сальто. Ни о каком сальто вверх ногами речь не шла. Еще его товарищи рассказали, что на крыше строители оставили газовый баллон. Артем его открыл, стал нюхать. Как выразились его друзья, «он хотел поймать пых», так сейчас молодежь называет кайф от токсикомании.
Место, куда он упал, самое нехорошее, там стоял бетонный блок, чтобы машины во двор не проезжали, а неподалеку металлический турникет. Между ними сантиметров 60-70, как раз туда он и хотел приземлиться. Даже если все рассчитать и приземлиться на ноги, велика вероятность попасть на бетонный блок или на турникет. Зимой я не раз видел, как такие любители паркура прыгали с крыш гаражей в снег. Но одно дело прыгать зимой, когда под ногами снег, и совсем другое - летом, когда всюду асфальт. Не знаю, о чем нужно думать, чтобы решиться на прыжок с сальто с той крыши. Очевидно, что пируэт Артема с крыши таил в себе смертельную опасность. В результате все закончилось весьма плачевно: тяжелая травма, реанимация и смерть.
Круг общения Артема составляли ребята, которые старше его на пару лет. И компания, я вам скажу, та еще, все ребята сложные, с асоциальным поведением. Артем, связавшись с этой компанией, стал таким же. Вот у меня в столе пара пугачей лежит, их я за последнюю неделю у Артема отобрал. С компанией его часто замечали в подвалах, теплотрассах, чердаках, с приятелями они устраивали там шалаши. Дома такие дети, видимо, не нужны, с нормальными ребятами общего языка они тоже не находят. Но ребенок ведь ни в чем не виноват. Артем был далеко не глупым, просто он был зол на то, что у него так складывалась жизнь. На то, что родители его одноклассников могут многое себе позволить, а его - нет. Вот и «проявлял» себя, это своего рода его реакция на то, что происходило у него в семье. Мне жалко таких детей, это социальные сироты при живых родителях.
У меня четвертая часть родителей учеников находится в Москве на заработках. Дети живут с бабушками с дедушками. Вот президент сказал, что социальными сиротами нужно заниматься, но на местах, по сути, мало что делается. Хотя создают рабочие группы при Госсобрании, других органах власти, но дальше разговоров дело не идет».

Эдуард АНЮТИН

Справка «ВС»
Паркур  - искусство перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться архитектурные сооружения. Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила  - обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.

«Вечерний Саранск»