Мордовский национальный театр поставит сказочную пьесу Пудина «Козни Ведявы»

14.01.2013 14:05

Александр Пудин в особом представлении не нуждается. Тем более читатели «ИМ» со стажем, прекрасно помнят его и как редактора нашей газеты. С 2000 года он живёт и работает в Москве. В настоящее время является советником заместителя Председателя Государственной Думы России Людмилы Швецовой. Но по его собственному признанию, Александр Иванович настолько крепко привязан в малой родине, что совершенно не мыслит своего существования вне Мордовии. И регулярно приезжает сюда не в гости, а к себе домой. И тема отчего дома, родного народа, его истории, этнических и нравственных традиций неизменно служит основной пищей для его драматургического творчества.

Напомним, спектакль по пьесе Пудина «Рубеж», написанной на основе истерических событий, разворачивавшихся на территории нашей республики в годы Великой Отечественной войны, четыре года назад был поставлен в Московском театре имени Маяковского. «Анахореты» ещё в 1990 году показывался на сцене столичного театра им. Моссовета. В театрах страны ставились и идут спектакли по его пьесам «В пустом доме люди», «Анахореты или Угол для сирот», «Очаг», «Дон Стефано», «Ой, куница играет», «Эренгер», «Жизнь Василия Фивейского», «Завтра - Агавайрем» и другие. Ряд пьес переведены на языки разных народов. А, к примеру, «В пустом доме люди» - переведена на итальянский и играется в Риме. В 1995 году состоялась мировая премьера пьесы Пудина «Четвертая Сибелиуса» на Международном театральном фестивале в Тампере (Финляндия). И сейчас в московском «Театре на Покровке» идёт Пудинский «Дом на Фрунзенской», поставленный режиссёром, народным артистом России Сергеем Арцибашевым.

Как ни странно, в репертуаре местных театров в настоящий момент нет спектаклей по пьесам А. Пудин. Но недавно драматург презентовал в Саранске авторское сценическое прочтение своей новой пьесы «Михаил Девятаев. Последний круг над адом». 

Может, мы, близко знающие Александра Ивановича по совместной работе в газете, не вполне объективны в оценке его драматургического таланта.

Однако известный российский поэт, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Егор Исаев не менее лестно отозвался о творчестве Пудина. «Читая пьесы своего семинариста, я не перестаю радоваться его языку, глубинному знанию жизни. У него жестовый и паузный язык. Язык чрезвычайно плотный. Он мастерски вводит в ткань пьесы образы, которые при всей своей простоте, придают авторскому замыслу истинно народный и философский характер». 

Так получилось, что, окончив Саранский техникум электронных приборов, в 1977 году А. Пудин поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, как раз в семинар поэзии, которым руководил в ту пору уже маститый Егор Исаев, возглавлявший Союз писателе СССР. «Меня сразу подкупила земная простота и искренность его поэтических образов, - вспоминает наставник. - Уже на 2 курсе у Саши была издана книжка стихов на родном мордовском языке. В название он вынес вопрос «Как живется-можется». Судя по названию и по тому нерву, который обнажал молодой поэт, я понимал, что его увлекает диалогичность в разговоре. И это меня очень порадовало. Значит, его будет увлекать судьба людей и общества. Так оно и вышло. И не удивительно, что он ушел в драматургию. Драматургия – тот жанр, который не живет описательством. Когда камень закричит и заплачет – это и есть драматургия. Собственно говоря, сама жизнь заключается в драматургии, а не в повествовательности».

По мнению Егора Исаева, переход Пудина от поэзии к драматургии оказался закономерным: «и уже с первыми пьесами к нему приходит настоящее всесоюзное признание…Дебют молодого мордовского драматурга был настолько ярок, а талант убедителен, что вполне логично, что именно пудинской пьесой «Анахореты или угол для сирот» в 1989 году открылся в Саранске новый Мордовский национальный театр. Спектакль стал знаменательной страницей в истории молодого театра». Он так же подчёркивает, что драматургия Пудина несложная по своей изобразительной фактуре отличается – не упрощенностью, а простотой, идущей «от сказовых начал национального фольклора – аккумулятора народной мудрости и средоточия многовековых чаяний и надежд народных».

«Во всех своих пьесах А. Пудин выступает как защитник и певец народной традиции, некоего нравственного закона, который человек получает от своих предков как самое бесценное наследство. Но драматург выбирает тот момент и час жизни, когда герой обнаруживает внутри себя пустоту и разлад - и начинается мучительный поиск истины, возвращение к истоку, к колыбели, к зыбке….Александр Пудин искренне болеет жизнью. Болью и радостью жизни», - отмечает  Егор Исаев.

Объективно оценивая драматургическое творчество своего ученика, которым написано более полусотни оригинальных пьес, Егор Александрович, особо акцентирует снимание не том, что пять лет назад в Саранске вышло в свет 3-х томное собрание пьес А. Пудина. «Это исключительный случай в истории современной отечественной драматургии, учитывая тот факт, что сочинения принадлежат писателю, находящемуся в расцвете сил, лет и таланта».

Егор Исаев не без доли гордости признаёт: «Александр Пудин – действительно крупный драматург, писатель! Я горжусь, что у меня есть такой ученик!».

По секрету сообщим, как раз за 3-х томник (в том числе за трилогию «В пустом доме люди», «Анахореты» и «Очаг») наш земляк - драматург выдвинут на Госпремию России.

Не будем опережать события, но скажем, что это – добрый знак и своего рода подарок к юбилею Александра Пудина. 16 января ему исполняется 55 лет. От имени всех сотрудников и читателей «Известий Мордовии» и почитателей его литературного и публицистического таланта поздравляем Александра Ивановича с очередной календарной вехой! Желаем крепкого здоровья и новых творческих свершений!

 

PS: А актёры Республиканского Мордовского национального театра тоже готовят совсем скоро преподнести сюрприз зрителям и драматургу. Молодой актёр Андрей Анисимов, дебютирующий в роли режиссера, ставит сказочную пьесу Пудина «Козни Ведявы».

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»