Сергей Проханов: «Чего только не было в моей жизни!»

10.01.2013 10:36

Знаменитый «Усатый нянь» - народный артист России, режиссер и художественный руководитель московского «Театра Луны» - отметил свое 60-летие!

Наверное, нет в России человека, который не знает Сергея Проханова в лицо.
- Это же «Усатый нянь»! - сразу узнают его прохожие. Роль Иннокентия Четвергова в фильме Владимира Грамматикова сделала его всенародно любимым и узнаваемым, а название «Усатый нянь» стало именем нарицательным. После было еще много чудесных фильмов с участием Сергея Проханова: «Юлька», «Всего одна ночь», «Молодая жена», «Завтрак на траве», «Трижды о любви»… А потом - 20 лет назад, уже будучи режиссером - Проханов создал собственный театр с таинственным и притягательным названием «Театр Луны». И расстался с кино, чтобы отдавать всю жизненную и творческую энергию любимому детищу.

«Актера из меня не растили»
Родился Сергей Проханов в заснеженной Москве под самый Новый год - 29 декабря 1952 года - в обычной семье.
- Я воспитывался как обычный ребенок, родители актера из меня не растили, - рассказывает Сергей Борисович. - Но рядом с нашим домом находился Дворец пионеров, в который я очень часто наведывался: занимался в кружках, учился музыке, пению, танцам... Получил почти дворянское воспитание - и бесплатно, что удивительно! Окончил физико-математическую школу - в ней же учился Гарик Сукачев. Интересовался точными наукам и всем, что казалось интересным - театром, искусством. Потом это увлечение театром перешло в профессиональную область…
После школы решил поступать в театральный вуз - и, как было принято, пробовал свои силы в нескольких - ГИТИСе, Щукинском и Щепкинском училищах.
- В ГИТИСе даже дошел до третьего тура… Но остановился на «Щуке» - название понравилось. Я ведь тогда ничего еще не понимал, не соображал! Попал на курс к замечательному педагогу - заслуженному деятелю искусств Вере Константиновне Львовой… А после «Щуки» я поступил актером в труппу Театра имени Моссовета.
Его кинодебют в фильме «Семья как семья» прошел почти незамеченным. А фильм «Усатый нянь», снятый Владимиром Грамматиковым в 1977 году, прогремел на всю страну и принес молодому Проханову бессмертную славу. Его герой Кеша Четвергов с «Песней Колобка» стал любимцем всех детей и взрослых.
- Это действительно был успех! К нам подходили на улице, просили автографы. После этого фильма я стал востребованным актером, меня приглашали к себе многие режиссеры - предложения посыпались, как из рога изобилия! Но больше, чем актерская профессия, меня привлекала режиссура, - говорит Проханов.

Роковое решение
«Испортил» его Владимир Грамматиков: будучи человеком демократичным, он позволял молодому актеру вмешиваться в режиссерскую работу - что-то подсказывать, предлагать свои идеи и решения. А тот вошел во вкус…
- Позже, когда я снимался в фильме и замечал, что у режиссера возникают какие-то трудности - я просто «отставлял» его в сторонку и брал процесс в свои руки, - вспоминает Сергей Проханов. - Даже иногда шел на шантаж: говорил, что сейчас уйду со съемки, и все! К тому времени я уже мог себе позволить покапризничать, по праву звезды. К тому же, эти «капризы» возникали лишь тогда, когда у режиссеров возникали затруднения. Мне казалось: если они сами не могут найти решение - почему бы мне им не помочь?
Переломный момент в жизни Проханова совпал с переломным моментом в судьбе страны: конце 80-х, будучи актером Театра имени Моссовета - одного из лучших столичных театров, он вместе с Павлом Хомским затевает авантюру: перенести на русскую сцену рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда».
- Меня долго отговаривали от постановки - говорили, что это провальное дело. В «Моссовете» не было ни микрофонов, ни техники, не было ничего для создания визуальных эффектов… Это был риск - но дело того стоило, - улыбается Сергей Проханов. - Спектакль «Иисус Христос» до сих пор идет в «Моссовете» - уже более 20 лет! Я горжусь им!

Исторический подвал
Перестройка в стране не только позволила Сергею Проханову испытать себя в качестве режиссера, но и заставила взяться за административную деятельность: надо было зарабатывать деньги.
- Да чего только не было в моей жизни! - рассказывает Сергей Борисович. - Мы возили артистов в Сибирь на гастроли, ставили спектакли, ездили по корпоративам - то было время клубов, сумасшедшее время… Мы возили «Бригаду С», группу «Ласковый май» - в общем, занимались тем, что собирали деньги. В то время этим занималась вся страна, мы исключением не были. А на заработанное тогда я потом строил свой театр!
Главное превращение - из «усатого няня» в «лунного папу» - состоялось в начале 90-х годов, когда Сергей Проханов строил собственными руками театр-студию реалистической фантастики, которая потом стала знаменитым «Театром Луны».
- Люблю рассказывать историю о том, как я нашел помещение «Театра Луны»: практически на собственном заду съехал в подвал недалеко от Патриарших. Это бывшие конюшни графини Воловской - я там мог достать рукой до потолка… Мы начали оборудовать подвал, копать - ушли на три метра вглубь. Меня чуть в тюрьму не посадили за то, что я фундамент дома оголил! Сейчас это вообще бы не прошло, а тогда, в начале 90-х, проверять некому было! Но если бы тогда я не построил тот театр в подвале - то не было бы нашего нынешнего здания на Малой Ордынке!
Открылся новый театр спектаклем «Византия» по поэтической драме «Отравленная туника» Николая Гумилева в День всех влюбленных - 14 февраля 1992 года…

«Театр Луны»
Постепенно репертуар пополняется спектаклями по произведениям классической литературы: «Ночь нежна» по Фицджеральду, «Лиромания» и «Ромео и Джульетта» по Шекспиру, «Губы» по Набокову, «Шантеклер» по Ростану… Проханов выступает в роли драматурга, пишет инсценировки на основе оригинальных произведений - создает авторский театр, театр эстетский, новаторский. В труппе в разные годы блистали Ирина Метлицкая, Анатолий Ромашин, Дмитрий Певцов, Евгений Стычкин, Андрей Соколов… Проханов-педагог обладает безошибочным чутьем - это же он открыл Чулпан Хаматову и Анастасию Стоцкую!
Театр «Луны» становится театром-домом: здесь живет не только «лунный папа», но и «лунная дочь» - Настя Проханова.
- С ее мамой - моей женой Татьяной, внучкой двух, представляете, двух маршалов - Василевского и Жукова - нас свело Провидение! - вдохновенно рассказывает Проханов. - Слышали историю о том, как я нашел ее ... в сугробе? Мы с другом отдыхали в подмосковном поселке на Пахре - на лыжах катались, воздухом свежим дышали. Как-то вышли погулять, идем и видим: сидят в сугробе две девушки, отдыхают. Мы предложили им зайти в дом погреться, а сами уехали на лыжах кататься. Когда вернулись, девушки еще не ушли… Собственно, так с Таней мы и познакомились. А через полтора года поженились. Она - мать моих детей: дочери Насти и сына Антона. Дочь работает сейчас со мной в театре – она художник по костюмам…
Сейчас Сергей Проханов работает над новой постановкой - спектаклем «Испанская королева из Казани»: о жизни и творчестве эксцентричного гения Сальвадора Дали и его супруги Елены Дьяконовой, известной под именем Гала.
- Эта идея возникла у меня давно - когда мы с Викторией Алмаевой, бывшей руководительницей студии «Маленькая Луна», ехали на экскурсию в Фигейрос, посмотреть на выставку полотен Сальвадора Дали… Наш гид так интересно рассказывала о том, кто такой был Сальвадор Дали, чем был известен, что я заслушался. Тогда и родился замысел - мы же, режиссеры, можем получить творческий импульс отовсюду! История сценически сложная, воплотить ее на сцене будет чрезвычайно трудно, но я привык всегда ходить ва-банк!

«В моих сутках 26 часов»
Идей и дел у Сергея Проханова так много, что можно позавидовать.
- Я не позволяю душе лениться, в моих сутках 26 часов, - говорит Проханов. - Чтобы успеть побольше сделать, встаю пораньше. Но и отдыхать себе позволяю. Путешествовать очень люблю: лучше всего набираться свежих и ярких впечатлений в дороге - я в этом убежден! Но из-за напряженного графика приходится совмещать приятное с полезным: путешествовать с театром. Мы много гастролировали по странам Европы, были в Израиле, на Мальте…
На экране Проханова уже давно не видно - в новых кинопроектах и сериалах он принципиально не снимается.
- Последним моим фильмом, кажется, это было в 1990-м году, стал «Гений», где я сыграл спекулянта. После меня многие «новые русские» стали считать «своим парнем», - рассказывает Сергей Проханов. - Характерным был случай, когда в Москве я застрял в «пробке», из ближайшей машины вышли два огромных мужика, два братка, со стволами, подошли ко мне - и так, по-простому, предложили: «Пойдем с нами, брат, выпьем!» Но тратить время на кино, когда оно никому не нужно - бессмысленно… Кино для меня - пройденный этап. Теперь для меня существует только Театр…

«Вечерний Саранск»