«Поезд» в вечность как альтернатива концу света
24.12.2012 17:27
Уж чего только не писали в преддверии напророченного древними майя конца света. Некоторые заранее бронировали на роковую дату места в комфортабельных убежищах, другие – столики в ресторанах, чтоб, значит, уж коли отметить, так с музыкой, обильной выпивкой и сытной закуской.
А актёры существующего на базе Дворца культуры и искусств МГУ им. Н.П. Огарёва МХАТика предложили свой альтернативный вариант, как отметить 21.12.2012, именно к этому дню приурочив премьеру нового спектакля «Поезд» по пьесе молодого 25-летнего Петра Громова.
Вообще-то, фантасмагория Громова называется «Возвращение». Но спектакль, поставленный Сергеем Сеничевым, переименовали. И не столько потому, что действие как бы происходит в поезде. Из разных, так или иначе сцепленных сюжетиков, вагонных разговоров и споров о «заполняемой сознанием кажущейся пустоте», странных недоразумений и фатальных закономерностей возникает явная ассоциация с человеческой жизнью, которая так похожа на поезд, идущий то ли в никуда, то ли к неизбежному концу, или в бесконечность?
В этих «вагонных» фрагментах – трагические откровения о разных человеческих судьбах. О чьём-то неосуществившемся (из-за банальной боязни быта или никчёмной случайной связи) счастье. О несбывшихся надеждах, стремительно утекающем времени. О постоянно мельтешащих по вагонам поезда-жизни каких-то «Игорях Ардалионовичах» и «Октябринах Поликарповнах», вечно пытающихся впарить вам какую-нибудь «херь». О ущербно напыщенных «помощниках машиниста», которым, по большему счёту, просто наплевать на всех окружающих. Но и - всё-таки! – о способности каждого перешагнуть через собственные, кажущиеся незыблемыми, предубеждения, перевернуть кем-то придуманный ход вещей и найти своё ЕДИНСТВЕННОЕ предназначение. Путь даже оно напрочь лишено никакого-либо рационального обоснования и платой ему служит жизнь. Но «когда любишь, никакие жертвы не тяжелы».
В ней, любви – главная высшая цель. И даже смерть, которая неизбежна, в этом контексте совершенно не кажется чем-то печальным и страшным, а является лишь одним из этапов жизненного пути.
Да, пьеса написана нашим современником. (Между прочим, Пёрт Громов никаких ни литературных вузов, и филфаков не заканчивал, у него чисто техническое образование, работает машинистом на одном из рузаевских промышленных предприятий). Персонажи его «Возвращения» разговаривают на привычном для зрителей XXI века языке. А тема-то - о смысле жизни - в принципе, не имеет чёткой временной привязки. Потому в Сеничевском «Поезде» звучат так любимые режиссёром стихи – Лермонтова, Блока, Цветаевой, Бродского, Тарковского, Дементьева, Кочеткова и др., органично вплетающиеся в канву сценического повествования и созвучные мыслям-чувствам и взаимоотношениям героев. А лейтмотивом – записи песен БГ «Снился мне путь…», «Великой железнодорожной симфонии»: «В мире всё непостоянно, всё истлеет - вот те крест…».
Мила МЕЛЬНИКОВА.
«Известия Мордовии»