Долг и честь

19.12.2012 11:46

Бывший милиционер седьмой год пытается отсудить у государства полмиллиона оплаченных собственной кровью рублей

Он прошел Чечню и вернулся живым. Хотя война сделала все, чтобы он навсегда остался там. Но мирная жизнь оказалась еще сложнее войны, потому что здесь ему пришлось воевать со своими. Вот уже шесть лет бывший оперативник Юрий Родькин пытается отсудить у государства деньги, положенные ему в качестве компенсации за потерянное здоровье. Но система не помнит ни своих долгов, ни своих героев. И в этой войне он один против всех. Можно ли победить, когда шансов на победу почти нет, а риск потерять честь очень велик, - пытался понять корреспондент «ВС».

Конец контракта
Для начала сразу оговоримся: Юрий Родькин уже был героем одного из наших материалов. Несколько месяцев назад мы подробно рассказывали и о нем самом, и о той ситуации, в которой он оказался. Но, ей-богу, эта история заслуживает того, чтобы напомнить о ней и Вам, уважаемый читатель, и тем дядям и тетям, которые, сидя в великолепии служебных кабинетов, видимо, забыли о своем долге.
…Шел сентябрь 2003 года. Грозный, некогда один самых красивых городов на Северном Кавказе, стремительно превращался в столицу российского терроризма. Активная фаза контртеррористической операции с ее бесконечными боями и бессмысленными потерями была позади. Начиналось самое страшное - партизанская, точнее даже диверсионная война. Основными целями сепаратистов теперь были не полуголодные солдаты-срочники, а откомандированные в Чеченскую Республику милиционеры-контрактники. Именно они в тот период несли основные потери. Одним из таких «контрабасов» и был саранский опер Юрий Родькин. В Чечне он работал по профилю: ловил тех, кого в официальных документах называют членами незаконных вооруженных формирований. Разумеется, при активном противоборстве со стороны этих самых членов. Собственно, ту войну он проиграл. Да это и неудивительно, когда воюешь на чужой территории по неизвестным тебе правилам. 11 сентября 2003 года опергруппа, в состав которой входил Юрий Родькин, подорвалась на мине, заботливо установленной террористами на дороге, ежедневно используемой стражами порядка. Основная тяжесть взрыва пришлась именно на саранского оперативника. Если бы не врачи военно-полевой хирургии, он вряд ли бы дотянул до эвакуации в ростовский госпиталь. Но он дотянул, хотя в Саранске его уже считали мертвым даже близкие родственники. Потом были годы госпиталей с серьезными лицами врачей, не дававших прогнозов, слезы родных, одиночество и самоедство больничных палат, называемое по-научному реабилитацией, возвращение в Чечню и, в конце концов, увольнение из органов по состоянию здоровья. Венцом его милицейской карьеры стала группа инвалидности, для оформления которой, разумеется, пришлось похлопотать. Увы, в нашей стране даже такие вещи не происходят естественным образом. Спросите любого инвалида, даже не военного или милицейского, а просто инвалида, сколько сил, времени и нервов ему пришлось потратить на оформление группы, и все сразу станет ясно. Юрий Родькин выстоял и здесь, хотя многие его коллеги именно этот этап считают самым трудным. Он отлично помнит, как получали так называемые боевые выплаты милиционеры, служившие по контракту в Чечне.
- К примеру, в грозненском райотделе, где я работал, боевые получали только начальник отдела, человек пять-шесть его телохранителей и еще человек пятнадцать друзей, - вспоминает Юрий Родькин. - Остальному личному составу приходилось либо ждать Бог знает сколько времени, либо… Хорошо, что я тогда успел решить этот вопрос.
Честно говоря, не хочется даже думать о том, что стоит за этим «решить вопрос». Впрочем, вернувшись с той войны, Юрий Родькин почти сразу оказался на другой. И, как и в Грозном, рассчитывать на блицкриг здесь не приходилось.

С кого просить долги?
Первым ударом после выхода на пенсию для Юрия Родькина стало известие о том, что соответствующие выплаты, положенные ему по закону как человеку, потерявшему здоровье при исполнении служебных обязанностей, бухгалтерия республиканского МВД рассчитала на свой лад.
- Мне эти выплаты рассчитали из размера моей саранской зарплаты, - говорит Юрий Родькин. - А то, что в Чечне я получал совсем другие деньги, в расчет принято не было. В МВД это решение мне объяснили так: «У нас есть свои приказы, а Гражданский кодекс нам не указ!». Это, конечно, не дословная цитата, но смысл был именно таким.
Оскорбленный таким решением, оперативник отправился добиваться правды в суде. Быть может, знай он заранее, насколько затянутся эти поиски справедливости, плюнул бы на все, как делали многие. Но он не знал, и в результате судебное противостояние офицера с системой дошло до полного абсурда. Юрию Родькину юридически предложили требовать компенсацию за потерянное на войне здоровье с тех самых бандитов, которые в сентябре 2003 года произвели взрыв на одной из грозненских дорог. Одно время в это противостояние вмешался Конституционный суд России. Высшая судебная инстанция страны дала четкие разъяснения относительно того, кто в таких случаях выступает ответчиком. Согласно распоряжению КС, выплачивать компенсации своим сотрудникам, получившим ранения при исполнении служебных обязанностей, должно именно Министерство внутренних дел. Однако в местном суде Юрию Родькину объяснили, что данное постановление Конституционного суда на него попросту не распространяется, поскольку вынесено оно было не по его заявлению. Собственно, на этом наша первая публикация о ситуации, в которой оказались бывшие сотрудники милиции, заканчивалась. Юрий Родькин тогда собирался лично обратиться в Конституционный суд России с просьбой дать разъяснения по его, да и не только его проблеме. Этого решения ему пришлось ждать несколько месяцев, но ожидание себя оправдало. Высшая судебная инстанция страны еще раз подтвердила, что то самое постановление, обязывающее МВД выплачивать компенсации за потерянное здоровье своим сотрудникам, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ и на Юрия Родькина.
- В документе было сказано, что я могу обратиться в бухгалтерию МВД по РМ с просьбой произвести мне перерасчет за те несколько лет, что продолжается судебная тяжба, - говорит Юрий Родькин. - Дело в том, что за это время республиканское Министерство внутренних дел задолжало мне чуть более полумиллиона рублей. В случае отказа в проведении перерасчета Конституционный суд рекомендовал обращаться в суд по месту жительства.
Собственно, все так и получилось. В бухгалтерии Юрию Родькину в очередной раз объяснили, что денег ему не должны и платить не будут. Хватит, мол, с тебя тех сумм, что ты получаешь. Впрочем, даже те выплаты, которые МВД ежемесячно перечисляет Юрию Родькину, рассчитаны довольно оригинально. По словам офицера, силовое ведомство недоплачивает ему порядка двух тысяч рублей в месяц. В общем, он снова обратился в районный суд. Некоторое время назад в какой-то степени историческое решение суда состоялось. Оно признавало и полумиллионную задолженность МВД перед Юрием Родькиным, и неправильную сумму ежемесячных выплат. Суд обязал силовое ведомство погасить все долги и произвести перерасчет. Но МВД снова встало на дыбы. В законную силу решение Ленинского районного суда вступить не успело, его обжаловали юристы МВД.
- В доверительных беседах со мной сотрудники правового отдела МВД признавались, что им просто спустили такую установку: если нельзя выиграть, то нужно как можно дольше затягивать судебный процесс, - говорит Юрий Родькин. - Я только одного понять не могу: почему они так вцепились в эти деньги. Ведь платятся они не из их кармана, а из федерального бюджета. Впрочем, у нас всегда так. Знаете, у меня есть один знакомый, он тоже получил очень тяжелое ранение в Чечне. Так вот он в поисках правды тогда дошел до заместителя министра внутренних дел РФ, и только по его личному звонку в Ханкалу ему тогда выплатили все долги.

«Ничего не должны»
Долгое время официальная позиция Министерства внутренних дел Мордовии по этой ситуации оставалась непонятной. К примеру, когда мы готовили к выходу первую публикацию по Юрию Родькину, нам так и не удалось получить официальных комментариев на этот счет. Зато удалось теперь. Ниже приведен официальный ответ на наш запрос от правового отдела МВД по РМ.
«МВД по Республике Мордовия перед Ю.В. Родькиным все обязательства выполнило в полном объеме, в соответствии с нормами законодательства, регламентирующего правоотношения в данной сфере.
Так, за полученную травму в период прохождения службы в зоне ведения боевых действий (Чеченской Республике) Родькин Ю.В. получил все выплаты: это страховые выплаты за саму травму, страховые выплаты за назначенную ему пенсию по инвалидности по данной травме. Кроме того, к пенсии по инвалидности ему  выплачивается ежемесячная денежная выплата. Родькин Ю.В. имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, медицинскому обслуживанию, на внеочередную установку телефона и т.д.
Также по нормам специального законодательства при увольнении данному лицу было выплачено единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания. С февраля 2008 года по 1 января 2012 г. МВД по Республике Мордовия выплачивалась ежемесячная сумма в счет возмещения вреда за данную травму, хотя судами в праве на взыскание с МВД по Республике Мордовия данных сумм отказано. Данная ежемесячная выплата повышалась в связи с повышением денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. С 1 января 2012 года, когда было принято новое законодательство, МВД по Республике Мордовия пересчитало выплачиваемую сумму. В результате выплаты были увеличены в 2,6 раза.
С размером выплат Родькин Ю.В. был не согласен и обратился в суд за перерасчетом. Судом были удовлетворены требования Родькина Ю.В. в соответствии с нормами гражданского законодательства, однако данное решение не вступило в законную силу.
Таким образом, утверждение о незаконности действий МВД по Республике Мордовия по невыполнению обязательств по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья, перед Родькиным Ю.В. необоснованно. Все выплаты в соответствии с нормами действующего законодательства производятся своевременно и в полном объеме».
Но если с точками зрения теперь наступила хоть какая-то ясность, один простой вопрос так и остается без ответа. Ведь рано или поздно судебное решение все равно вступит в законную силу. С учетом разъяснений Конституционного суда РФ правота Юрия Родькина сомнений, честно говоря, не вызывает. Так зачем затягивать этот узел еще сильнее?!

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

«Вечерний Саранск»