Как работается на чужбине?

05.12.2012 09:36

Путевые заметки жителя Саранска, на себе испытавшего, чем отличаются американские трудовые будни от австралийских

Что бы там ни было, но согласитесь, Америка до сих пор является главным мировым ньюсмейкером. На нас ежедневно выливается море информации об этой стране, и порою может показаться, что мы знаем о ней всё. Однако мнение это обманчиво. И даже если кому-то довелось побывать в США с туристическим визитом, всё равно это двухнедельное представление о ней он постарается уложить в рамки своих личных симпатий. Всё-таки практика подсказывает, для того чтобы судить о стране и ее людях, логике их поведения, психологии и умонастроениях, надо прожить в ней минимум год. Нашему сегодняшнему герою есть что сказать на эту тему: Америку наш земляк Дмитрий Филин открывал два года, работая в одной из IT-компаний Силиконовой долины. А работе в австралийской фирме в Сиднее отдал почти восемь месяцев. «Как работается на чужбине?» - спросили мы Дмитрия. И вот что узнали.

Плезантон. Калифорния
«Когда приезжаешь в другую страну и тебе под тридцать, появляется ощущение, что ты родился второй раз. Ведь понимание каких-то базовых вещей идет из детства, и открытие Америки не будет полноценным, если ты не прожил полноценное американское детство - не смотрел тех же мультфильмов, не ходил в те же школы, не играл в те же игры. Ты чужой. У меня американского детства, естественно, не было, поэтому пришлось вживаться в американские реалии по ходу», - поделился Дмитрий.
Кстати, о ходе. Передвигаться Дмитрий привык пешком или на общественном транспорте. Но в городке Плезантон, что в штате Калифорния, куда он прибыл для трудоустройства от московского представительства американской фирмы, вся инфраструктура подогнана под наличие у человека автомобиля. Сначала Дмитрий взял напрокат велосипед, но скоро понял, что без машины не обойтись, и пошел учиться на водительские курсы.
Его инструктором был невозмутимый индиец сикх. Замечаний сикх практически не делал, но и советов никаких не давал, безмолвно наблюдая за попытками Дмитрия договориться с упрямым средством передвижения. Помог земляку друг по работе. Он не только давал бесплатные советы, но и предоставил учащемуся Дмитрию свою машину. Уроки не прошли даром - на права Филин сдал с первого раза. Правда, и процедура была максимально простой. Тест, отсканированный на листочке, содержал элементарные вопросы по правилам дорожного движения, а на практике инспектор попросил «осуществить парковку». Дмитрий осуществил (делал он это, кстати, на авто того же друга) и вскоре по почте получил свои водительские права. В которых кроме стандартных данных, к слову, были указаны его рост, вес и цвет глаз.
Фирма оплатила нашему герою билеты, аренду авто и выделила подъемный капитал на первое время. Поселился он вместе с другим иностранным рабочим людом в самом настоящем доходном доме - многоквартирном жилом доме, построенном для сдачи квартир в аренду. Их таких там целый квартал. Недорого, уютно, чисто. Вежливые домовладельцы иногда давали о себе знать почтовыми посланиями: «Решено проложить дорожку вдоль корта во дворе. Вы не против?». К письму прилагалось схема проложения нововведения и его сроки. Ничто на территории не исчезало, не вырубалось и не появлялось без одобрения жильцов.
На фирме Дмитрия ждала 40-часовая рабочая неделя в офисе, похожем на крытый стадион: на огромной площади располагались десятки разделенных перегородками кабинетов. Имелись обязательная кухня и перекур. Последний проходил на веранде. Под калифорнийским солнцем там было очень жарко, но это не останавливало русских курильщиков. А дымили только они и один тихий китаец. Американцы практически не курят. Это считается не престижно, не модно и вообще выдает низкий уровень развития курящего. При всей политкорректности и свободе личности.
Впрочем, от служащего не требовали постоянного присутствия на рабочем месте - Дмитрий мог работать и из дома. Мысль, что в это время кто-то может валять дурака, просто не допускалась - в компании ценился командный дух и ответственность за общий результат. Случалось тут и то, что в России принято называть корпоративом. Доставкой в офис готовых блюд и развертыванием небольшого застолья занимались профессионалы кейтеринга. А далее всё традиционно: речь шефа, небольшой фуршет. Всё без излишеств. И, по замечанию Дмитрия, не очень вкусно.
Вообще желание поесть чего-то домашнего подтолкнуло нашего земляка к кулинарным подвигам, благо в магазинах можно было найти любые ингредиенты. Так как рядом с домом располагался азиатский супермаркет, то вскоре на столе Филина появились многие блюда восточной кухни, приготовленные им лично. А фирменную пасту карбонара он теперь готовит просто профессионально.
Размеренная жизнь расслабляет. Однажды Дмитрий забыл в кафе сумку-рюкзак. А в нем все документы, права, ключи и деньги. Когда через полчаса он вернулся обратно, то хозяин заведения сказал, что рюкзак забрал какой-то человек, решив отыскать его хозяина. Тут же у Филина зазвонил телефон. Оказалось, что тот мужчина отыскал в блокноте Дмитрия номер его мобильного и звонил предупредить, что потеря найдена. Через пять минут рюкзак был у хозяина со всем содержимым.
Работалось с американцами легко, но дружилось трудно. После окончания рабочего дня они устремлялись к семьям, да и все отношения неизбежно строились по национальному признаку. Проще говоря, дружили общинами. В Плезантоне самой крупной была община индийцев. Выходцы из Индии уже давно зарекомендовали себя как отличные ученые, врачи и программисты. Индийская диаспора - одна из самых хорошо зарабатывающих в США. Среди выходцев из Индии здесь есть несколько нобелевских лауреатов и президентов университетов. Несколько индийцев стали губернаторами штатов и сенаторами США. Выходцы из России пока такими результатами похвастаться не могут…
Свободное время Дмитрий посвящал спорту. 60-тысячный Плезантон буквально напичкан тренажерными залами, бассейнами, теннисными кортами и катками. Для их посещения требуется только желание, время и возможность потратить совсем немного денег. Всё. Экипировку можно взять здесь же напрокат.

Ночь в Голливуде
Автомобильное настоящее помогло Дмитрию в освоении природных красот Калифорнии. Ездил он, например, в горы Сьерры-Невады. Кроме того, что здесь необыкновенной красоты каньоны и озера, в Сьерре-Неваде растут и те самые знаменитые гигантские секвойи. И водятся змеи. Одна из них укусила коллегу Дмитрия, тоже россиянина, когда он отдыхал в горах. По телефону он вызвал спасателей, и его на вертолете срочно доставили в госпиталь. Расходы на себя взяли работодатели-американцы.
Конечно, доехал Дмитрий и до соседнего Сан-Франциско. Всё-таки туристический центр, мост Золотые ворота, остров Алькатрас, знаменитый чайна-таун, да и просто блага большого города манили. Добрался и до Лос-Анджелеса. Это была уже рабочая поездка. «Я попал в огромный, растянутый по площади город, утыканный невысокими домами и виллами за бесконечными заборами. Мне пришлось заночевать в Голливуде - скажу на всякий случай для справки - это район Лос-Анджелеса, - рассказывает Дмитрий. - Пришлось, потому что тогда я еще не путешествовал за рулём ночью. Конечно, традиционно Голливуд ассоциируется с киноиндустрией, поскольку здесь находится много киностудий, живут известные актёры. Я звёзд не видел, но уровень жизни оценить удалось. На стоянке голливудского отеля поинтересовался расценками проживания. Ответ на вопрос «сколько?» меня удовлетворил. Но когда я попробовал зарегистрироваться в самом отеле, то выяснилось, что мне назвали не стоимость ночи в номере, а всего лишь стоимость парковки. Пришлось искать мотель попроще».

Сидней
В Сиднее Дмитрий проработал восемь месяцев в офисе той же компании. Но страны и люди были настолько различны, что он моментально почувствовал разницу и на всё смотрел с позиции американского опыта. Итак, в Сиднее никто не заботился о его местопроживании - никаких доходных домов! Жильё надо было искать самостоятельно через агентство по системе «открытого посещения». Это означало, что сдаваемая квартира была доступна в течение 15 минут определенного дня, а таких квартир в день надо было осмотреть с десяток в разных районах города.
После Калифорнии Сидней показался Дмитрию на редкость тесным: узкие улицы, небольшие квартиры, не очень удобные дороги. Условия работы напоминали американские, но отношение к рабочим обязанностям было совершенно иным. «Австралийцы сразу напомнили нас, - рассказывает Дмитрий. - Они не очень любят работать, они не в восторге от своих начальников, они легко опаздывают на работу и очень любят выпить. Уже на второй день я попал на проводы коллеги на новое место работы. В полдень коллектив отправился в ближайший ресторан, где до вечера весело отмечал переезд. Оплатила застолье компания. Чуть позже я выяснил, что переехал сослуживец всего лишь на этаж ниже.
Есть, конечно, и чисто австралийские фишки, - продолжает Филин. - Самая большая проблема здесь - все время помнить, что при переходе улицы нужно сначала посмотреть направо, а потом налево, и по тротуарам идти с левой стороны, ведь ездят и ходят здесь по «неправильной» стороне. Жизнь в целом здесь очень простая и не обремененная российскими условностями. Люди ведут себя естественно, не заботясь о том, что подумают о них окружающие. Улыбаются встречным на улице, здороваются, если встречают незнакомого человека на своей лестнице, громко обсуждают личные проблемы в общественном транспорте по мобильному, во время ланча сидят и лежат на всех городских газонах, разрешают детям вести себя так, как им вздумается, парочки целуются в самом центре уличной толпы. За рулем, кстати, можно пить, правда, доза спиртного четко регламентирована».
Русских в Сиднее много, и наша речь звучит повсюду. Есть у сиднейцев и привычки, очень похожие на наши. Правда, здесь не принято приглашать гостей к себе домой, поэтому встречаются с друзьями и коллегами обычно на природе. Компания приезжает на пляж или в парк, привозит с собой огромное количество продуктов, расстилает на песке или на траве одеяло, жарит мясо на электрических мангалах, которые есть в любом, даже самом захудалом, парке. Ну чем не наши шашлыки?
Дмитрий шашлыки не жарил, но на природе отдыхал, приобщившись у побережья города к уникальному зрелищу - миграции горбатых китов на север. Фонтаны этих гигантов в теплых волнах океана - удивительное шоу и память на всю жизнь.
Сколько стран, столько и впечатлений. Во всем есть свои преимущества и недостатки, везде есть свои проблемы и трудности. Сейчас Дмитрий вернулся на родину, с удовольствием ждёт начало зимы и строит планы на будущее. И оно у него связано с Россией.

Наталья ГОРДЕЕВА

«Вечерний Саранск»