В России Родить Нельзя Погодить?!

05.09.2012 09:52

Депутаты предлагают полностью запретить в стране производство абортов

Россия переживает очередной виток борьбы за улучшение демографической ситуации. Совсем недавно петербургский депутат Виталий Милонов предложил своим коллегам из Госдумы РФ ввести полный запрет на проведение абортов в России. Соответствующий законопроект, предполагающий внесение изменений в Конституцию страны, парламентарии могут рассмотреть уже совсем скоро. По мнению его авторов, эта мера поможет поднять рождаемость в стране, однако многие эксперты демографического оптимизма депутата, мягко говоря, не разделяют. Что ждет страну, если революционный законопроект все же примут, - пытался понять корреспондент «ВС».

Эмбрион - тоже человек?
Возможные поправки в основной закон страны иначе как революционными не назовешь. Они предполагают придание статуса гражданина эмбриону человека с момента зачатия или фиксации сердцебиения. Автор законопроекта, питерский депутат Виталий Милонов, объясняя свою позицию, подчеркнул, что сейчас в российском законодательстве прослеживается признание прав человека за еще не родившимися в области наследственного права. В то же время лишение эмбриона жизни не считается убийством, а названо неким медицинским действием.
- Это все равно, что называть убийство человека эвтаназией, - заявил депутат.   
Следует отметить, что в своем стремлении добиться полного запрета на проведение абортов в стране депутат Милонов далеко не одинок. Аналогичная попытка была предпринята осенью прошлого года, когда группа народных избранников пыталась протолкнуть в Госдуму поправки в закон «Об основах здоровья граждан». Они предусматривали практически полный запрет на проведение абортов. Исключением, по замыслу авторов, должны были стать лишь аборты по медицинским показаниям и прерывание беременности, наступившей в результате изнасилования. Многие эксперты еще тогда посочувствовали беременным российским женщинам, от которых в случае принятия законопроекта требовалось бы подписание информированного согласия на прерывание беременности и получения письменного согласия супруга на проведение аборта.
Кроме того, женщине, решившей сделать аборт, по замыслу авторов поправок, предстояло пережить тяжелый удар по психике. Поправки в законопроект «Об основах здоровья граждан» предусматривали насильственное изучение женщиной снимков УЗИ плода и прослушивание его сердцебиения перед проведением аборта. Такое навязывание чувства вины многие еще тогда назвали инквизиционным методом. Тогда же всерьез обсуждалась возможность проведения абортов строго на платной основе. За исключением опять-таки абортов по медицинским показаниям и прерываний беременности, наступившей в результате изнасилования. Авторы этой нормы предлагали вырученные средства направлять на поддержку женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, но решивших оставить ребенка. Кроме того, предполагалось ввести ежемесячное пособие с тринадцатой недели беременности до наступления отпуска по родам и усилить контроль над продажей препаратов, вызывающих медикаментозный аборт. К слову, эту меру, как и сам запрет на проведение абортов, поддерживали и поддерживают представители Русской православной церкви и многие проклирикальные общественные организации.
- Это разумная мера, - говорит ректор Саранского духовного училища Александр Пелин. - Церковь бережно относится к любой жизни. К тому же не секрет, что на проведение абортов тратятся деньги налогоплательщиков. Получается, что мы с вами оплачиваем массовое убийство детей. Над решением этой проблемы нужно работать. Необходимо оказывать психологическую поддержку женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и решившим сделать аборт.
Разговоры о том, что для России эта мера несколько преждевременна, сторонники запрета абортов отвергают наотрез.
- Я не считаю запрет на производство абортов преждевременной мерой, - продолжает ректор Саранского духовного училища Александр Пелин. - Нашей стране нужно как можно больше детей, а государство в состоянии о них позаботиться.
И хоть год назад дальше жарких дискуссий в Госдуме и интернет-пространстве дело не продвинулось, многие эксперты еще тогда предсказывали, что наступление на репродуктивную свободу выбора женщин еще впереди. Как в воду глядели.

На старые грабли
Надо ли говорить, что предложение Виталия Милонова, едва оно появилось в открытом доступе, вызвало ожесточенные дискуссии. Противники предложенных поправок, хоть и соглашаются с тем, что сам по себе аборт - это плохо, подчеркивают: причины, заставляющие женщину прервать беременность, в большинстве своем носят вовсе не медицинский, а социальный характер. Как правило, это тяжелое материальное положение, отсутствие супруга или его нежелание иметь детей. В связи с этим внесение поправок в Конституцию чревато увеличением числа детей-сирот в стране.
За примерами далеко ходить не нужно. У многих еще свежа в памяти история младенца, которого родная мать подкинула к дверям монастырского подворья в самом центре Саранска. Позже, когда личность женщины была установлена стражами порядка, она объяснила свой поступок именно отсутствием средств на воспитание малыша. И такие случаи далеко не единичны. К тому же противники поправок в один голос твердят о том, что запрет на проведение легальных абортов неизбежно приведет к росту числа криминальных прерываний беременности и как следствие - к увеличению материнской смертности, а также осложнит и без того не простую ситуацию с коррупцией в сфере здравоохранения.
С этим трудно спорить, особенно если учесть, что все это мы уже проходили. Впервые аборты в нашей стране были запрещены еще в 1937 году. Запрет просуществовал шестнадцать лет. И за это время существенно выросло количество детоубийств и число случаев материнской смертности. А вот о росте рождаемости говорить не приходилось. Парадокс ситуации заключается еще и в том, что, согласно официальной статистике, ситуация с абортами в России на сегодняшний день не так уж и плоха. То есть их по-прежнему совершается довольно много, но до отметки в 5,6 млн. случаев в год, зафиксированной в 1964 году, дело не доходит. Более того, в последние годы наметилась тенденция, при которой число рожденных детей превышает число сделанных абортов. К примеру, в 2011 году в Мордовии родились 7974 ребенка, а число абортов, сделанных женщинами республики в том же году, составило 7137.
Справедливости ради стоит отметить, что единства мнений относительно необходимости внесения поправок в Конституцию страны нет и в медицинской среде. Многие представители медицинской общественности крайне осторожны в высказываниях на этот счет.
- В нашей стране запрещать аборты ни в коем случае нельзя, - говорит заведующий кафедрой акушерства и гинекологии МГУ имени Н.П. Огарева Лев Пешев. - Все это мы уже проходили. Запрет этот обернется лишь тем, что вместо врачей женщины начнут ходить к разным бабкам, а это ни к чему хорошему не приведет. Демографическую проблему в нашей стране нужно решать несколько иными методами. Для начала необходимо создать нормальные условия для воспитания детей. К сожалению, сейчас приходится констатировать, что репродуктивный потенциал у нас крайне низок. Одним из решений этой проблемы, на мой взгляд, должно стать сохранение той системы здравоохранения, которая была в Советском Союзе. Ее, кстати, еще во времена президентства Билла Клинтона успешно переняли Соединенные штаты Америки. А это о многом говорит.
- Я считаю, что торопиться запрещать аборты в стране не стоит, - говорит консультант акушер-гинеколог отдела профилактической помощи Министерства здравоохранения Мордовии Татьяна Майорова. - У нас, к сожалению, законодательство, регулирующее производство абортов, отличается некой революционностью. Аборты то запрещают, то разрешают снова. На мой взгляд, просто необходимо выработать определенные показания для прерывания беременности.

Тушите свет
Попытки улучшить демографическую ситуацию в стране предпринимаются уже не в первый раз. Наиболее успешной из них многие эксперты называют существовавшую с 1993 по 1998 годы Президентскую программу планирования семьи, за период действия которой количество абортов снизилось на 180 тысяч в год. После того как программа была свернута, число прерываний беременности снова стало расти. Положительной оказалась и инициатива Президента страны Владимира Путина о введении материнского капитала. Однако ее многие эксперты называют разовой акцией, подчеркивая, что поддержка семьи, материнства и детства должна носить системный характер.
Впрочем, в последнее время от демографических инициатив отчетливо попахивает неким радикализмом. В августе этого года председатель отдела по делам молодежи Петербургской епархии иерей Алексей Галкин в буквальном смысле потребовал от депутатов Государственной думы приравнять аборт к убийству, для чего настаивал на внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ. Справедливости ради стоит отметить, что реакции парламентариев на это требование так и не последовало. Возможно, потому, что козыри противников каких бы то ни было нововведений в этой области выглядят явно сильнее. Это и унизительно низкий размер детских пособий, и отсутствие необходимого количества мест в детсадах, и высокая смертность мужчин трудоспособного возраста. Кстати, именно последнее обстоятельство называется в числе главных причин плохой демографической ситуации в стране, а вовсе не большое количество абортов. К тому же в поддержку своей позиции противники запрета на аборты приводят в пример опыт некоторых западных стран, в которых искусственное прерывание беременности запрещено. В Европе их всего три: Ирландия, Мальта и Польша, где государство тесно связано с церковью. При этом ни в одной из этих стран население благодаря запрету не выросло. К примеру, в Польше после введения запрета на производство абортов получило широкое распространение такое явление, как «абортный туризм». Женщины этой страны в большинстве своем прерывают беременность в Белоруссии, на Украине или в России. И, кстати, вполне вероятно, что в ближайшей перспективе польские власти под влиянием ЕС будут вынуждены скорректировать законодательство в этой области. Поэтому не стоит ли нашим парламентариям прибегнуть к более надежным способам улучшения демографической ситуации в стране? Например, узаконить отключение электричества по ночам...

«Вечерний Саранск»