Наталья Юткина: ЕГЭ нужно принять как данность
10.06.2009 12:19
Несмотря на то что единый государственный экзамен проходит в России уже девятый год, споры о нужности или ненужности этого новшества не утихают. Масла в огонь подливает тот факт, что в разных концах страны периодически фиксируются инциденты, дискредитирующие саму идею ЕГЭ. И хоть в Мордовии за все девять лет существования единого госэкзамена серьезных происшествий не было, отношение к нему как среди педагогов, так и среди родителей выпускников крайне неоднозначное. С одной стороны, нововведение вроде бы открывает фантастические перспективы перед школьниками с периферии, а с другой… В общем, контраргументы тоже имеются. Смогут ли школьники, их родители и чиновники от образования прийти к общему знаменателю? На этот и другие вопросы о едином государственном экзамене в интервью «ВС» ответила министр образования РМ Наталья ЮТКИНА.
ЕГЭ — экзамен для учителя
«ВС»: Наталья Евгеньевна, какая ситуация на сегодняшний день сложилась с ЕГЭ в Мордовии?
Н.Ю.: В нашей республике единый государственный экзамен проводится уже девятый год. В свое время Мордовия стала одним из регионов России, где ЕГЭ первоначально проводился в качестве эксперимента. По сравнению с соседними областями, которые начали проводить ЕГЭ позже нас, у Мордовии уже накоплен определенный опыт в этом плане. К примеру, я недавно разговаривала по этому поводу с коллегами из Нижнего Новгорода. Им сложнее вести подготовку по организации ЕГЭ, пришлось обучать большое количество дежурных организаторов.
«ВС»: Что можно сказать о сегодняшних выпускниках? Изменилось ли их отношение к единому государственному экзамену? Ведь не секрет, что, когда эксперимент только стартовал, противников его проведения было куда больше, чем сторонников.
Н.Ю.: На мой взгляд, дети стали более спокойно относиться к единому госэкзамену. Хотя определенный страх перед ЕГЭ все же присутствует. Несколько дней назад я была в Большеберезниковском районе республики, разговаривала с детьми, спрашивала, как они относятся к экзамену. Некоторые школьники отвечали, что слегка побаиваются сдавать. Спрашиваю, почему, ведь вы же еще не сдавали, они в ответ: «Нас родители так настроили!». Одна девочка сказала, что если бы она сдавала вступительные экзамены в университет, как раньше, то если бы она вдруг забыла правильный ответ, преподаватель, принимающий экзамен, стал бы ей помогать. Очевидно, что здесь присутствует психологический аспект. На протяжении всех девяти лет, что существует единый государственный экзамен, истерию вокруг него нагнетают именно взрослые. У нас ведь как мыслили: если выпускник не поступил в вуз, значит, его срезали, а если поступил, значит, поступил по блату. Возможно, почва для таких разговоров была. А с единым государственным экзаменом говорить о какой-то предвзятости не приходится. Ученик должен рассчитывать только на собственные силы, на те знания, которые он получил в течение учебных лет. И вот этого все боятся. Хотя я лично не понимаю почему. Как ни печально это осознавать, но среди противников ЕГЭ были и остаются даже школьные учителя.
«ВС»: Чем вы это объясните?
Н.Ю.: Все очень просто. Единый государственный экзамен — это ведь не только проверка знаний школьников, но и проверка уровня педагога. Если ребенок в течение всего года регулярно посещал школу, учился, а на экзамене показал плохой результат, согласитесь, повод для того, чтобы задать вопрос педагогу, появляется. Учителя это прекрасно понимают. До введения единого государственного экзамена педагоги самостоятельно выставляли оценки своим ученикам, а теперь за них это делают другие. А проверки собственного уровня знаний боятся все. На одном из совещаний в Москве нам рассказали, как учителя одной из российских школ отговаривали своих детей сдавать ЕГЭ по физике. Мол, предмет очень сложный, вы не справитесь. Кстати, на том же самом совещании всем посоветовали учиться у Мордовии. У нас заявки на сдачу единого государственного экзамена по физике подают очень много детей.
Если же брать ситуацию в целом по республике, то можно с уверенностью сказать, что сейчас дети приходят на экзамен не такими «заведенными», как это было раньше. Несколько лет назад выпускники школ приходили сдавать экзамен, заранее настроившись на что-то плохое. А разве можно сконцентрироваться на задании с таким отрицательным посылом? Наверное, определенная недоработка в этом плане была и с нашей стороны. Я не хочу сейчас перекладывать всю вину на родителей. Возможно, мы где-то неправильно объяснили детям и их родителям, в чем заключается смысл единого государственного экзамена. А любое нововведение всегда воспринимается очень неоднозначно. Особенно в тех случаях, когда наблюдается определенный недостаток достоверной информации. Но сейчас мы стараемся исправить эту ситуацию.
«ВС»: Что же тогда получается, у нас плохие учителя работают в школах?
Н.Ю.: Нет, учителя у нас очень даже не плохие. Просто все боятся, что их работу будут оценивать другие. Но мне, например, непонятна была позиция педагогов, когда они отказались идти на олимпиаду по физике, организованную специально для них. Такие олимпиады мы будем проводить и впредь. Я считаю, что учитель не должен бояться проверки собственных знаний.
«Первые результаты обнадеживают»
«ВС»: Известны ли результаты экзаменов, который дети сдавали уже в этом году?
Н.Ю.: Известны результаты по русскому языку. Участвовало 5618 человек. Из них минимальный порог преодолели 5345 человек. Это 95,2%. Не справились с заданием 273 человека — 4,2%. В прошлом году таких было 8,3%.
Результаты по биологии тоже неплохие. В этом году предмет сдавали 1294 одиннадцатиклассника. Это на 737 человек больше, чем в прошлом году. Средний балл составляет 60,36. Я считаю, что это нормально. Из всех сдававших 49 человек сдали на двойки. Это составляет 3,8%. Тогда как средний показатель по России — 7,6%. Впрочем, отчаиваться тем, кто не справился с заданием, не стоит. Просто они не смогут поступить на факультет, где биология является профилирующим предметом.
«ВС»: Что вы можете назвать главным преимуществом единого государственного экзамена перед обычными выпускными и вступительными испытаниями?
Н.Ю.: Главным преимуществом, безусловно, является то обстоятельство, что выпускник может поступить практически в любой вуз страны.
«Детей никто не обыскивает»
«ВС»: За девять лет, что единый государственный экзамен проводится в Мордовии, фиксировались ли какие-то нарушения?
Н.Ю.: Таких нарушений, чтобы отменить результаты, не было. Самым распространенным нарушением сейчас является использование сотового телефона. Дети упорно пытаются пронести аппарат на пункт сдачи экзамена. Уже давно замечено, что в предэкзаменационный период продажи сотовых телефонов резко возрастают. Продавцы нам даже спасибо говорят за это. Ведь до чего уже дошло. Приходишь в магазин, спрашиваешь сотовый телефон, а продавец переспрашивает: «Вам телефон для ЕГЭ нужен?». Но сейчас практически на всех пунктах сдачи единого государственного экзамена установлены метоллодетекторы. Так что и эта проблема, по сути, решаема.
«ВС»: А еще говорят, что в пунктах сдачи экзамена милиция устанавливает специальные аппараты, которые глушат сигнал мобильного телефона.
Н.Ю.: Увы, но об этом мы только мечтаем. Это было бы полной гарантией того, что ребенок во время сдачи экзамена не будет отвлекаться на внешние раздражители.
«ВС»: Но родители и по поводу металлоискателей наверняка возмущаются?
Н.Ю.: В школе № 7 недавно был такой инцидент. Нам позвонили, сказали, что там в массовом порядке обыскивают детей перед экзаменом. Я срочно выехала туда. Обошла все кабинеты, поговорила с детьми. Никто из них не подтвердил, что его обыскивали. Выяснилось, что обыском родители посчитали процедуру прохода через металлоискатель. Но ведь эти приборы сейчас установлены практически во всех учреждениях. И никто по этому поводу не возмущается. А если металлоискатель устанавливают в пункте сдачи единого государственного экзамена, значит, это уже обыск. Я просто не могу понять таких родителей. Ну зачем лишний раз нервировать и педагогов и собственных детей перед таким ответственным испытанием?
«ВС»: А если бы, не дай Бог, что-нибудь случилось в пункте сдачи ЕГЭ, те же родители потом обязательно сказали бы: «Вот, там даже металлоискателя не было. Никто не смог обеспечить безопасность наших детей!».
Н.Ю.: Так и было бы. Родителям пора, наконец, понять, что есть определенные правила. И они должны соблюдаться.
«Нельзя загонять гуманитарные предметы в тесты»
«ВС»: За девять лет существования единого государственного экзамена наверняка определились и его недостатки?
Н.Ю.: Безусловно. Пока проверка результатов экзамена будет осуществляться на местах, будут и разговоры о том, что все можно купить. В идеале, по моему мнению, должно быть так. Ребенок сидит за компьютером, отвечает на вопросы, и его ответ тут же уходит в Москву. Еще одним недостатком можно назвать тот факт, что в тесты единого государственного экзамена загоняются и гуманитарные предметы. Это, на мой взгляд, не совсем верно. Одно дело математика или физика, совсем другое — литература и история.
«ВС»: Что бы вы могли пожелать тем детям, которым еще предстоит сдавать единый государственный экзамен?
Н.Ю.: И детям, и их родителям я хочу пожелать только одно. Сохраняйте спокойствие и уверенность в своих силах. Пора прекратить разговоры о нужности или ненужности ЕГЭ. Аттестация выпускников в форме единого государственного экзамена уже идет. Нужно просто принять это как данность. Детям остается только готовиться к экзамену. Я уверена: если ребенок весь год хорошо учился, результат будет положительным.
Андрей ЕЛИСТРАТОВ (”ВС”, № 23)
«Вечерний Саранск»