Авторские куклы мордовских мастериц

10.06.2009 12:06

В последние десятилетия в России стала очень модной авторская кукла. В Москве, например, существует не один «кукольный дом», где обучают ремеслу их изготовления из самых различных материалов, проводится даже ежегодный Международный кукольный салон. А в Центральном доме художника на Крымском Валу есть целая галерея современной авторской художественной куклы, первая в России и крупнейшая в Европе. За «несерьезным» занятием куклой были замечены такие известные люди, как Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Алена Бабенко, Никас Сафронов, Татьяна Толстая. Их портретные куклы были проданы на благотворительном аукционе и обрели свое место в частных коллекциях.

kukly1

Когда три года назад в Саранске состоялась первая Республиканская выставка авторской куклы, горожане с удивлением узнали, что этим делом «балуются» многие взрослые не по-детски и у нас. Но это была скорее перекличка для всех, кто не равнодушен к кукольному делу. Выставка же, открывшаяся на минувшей неделе в Музее национальной культуры, наглядно демонстрирует, как далеко шагнули наши мастерицы в освоении новых материалов и технологий, а главное, как выросли в своем мастерстве. Практически все работы, собранные вместе под крышей музея, никогда раньше не демонстрировались.

Всего на выставке представлено около 200 работ, и почти две-трети экспозиции составляют куклы. Есть на выставке игрушек и свой медвежий угол в прямом смысле этого слова. Медведи, вылезающие из чемоданов, шагают навстречу посетителям или даже едут на велосипедах. Любимые с детства мишки. Каких здесь только нет! Медведица Маруся, например, вся «соткана» из павловского платка, а потому — единственная в своем роде.

kukly kukly2

Нельзя пройти равнодушно мимо домашних игрушек Валентины Семеновой. Автор с большой любовью и юмором посмотрела на известные темы, а в итоге появились «Семья кроликов», «Купание красного коня», «Бычки в томате». Целый зал занимает национальная кукла: вязаная, резная — разная. Главное здесь — национальный костюм, выполненный в точности до мельчайших деталей. А еще на этой выставке можно встретить персонажей любимых мультфильмов, талисманы года и даже доселе невиданных зверушек, таких как «пуговичники» или «абракадабра» Елены Елистратовой.

Над изготовлением этих экспонатов трудились более 20 мастеров, используя самые разные техники. Здесь представлены и текстильная игрушка, и вязаная, и соломенная. Но наибольший интерес вызывают куклы из паперклея, эфопласта, цирнита. Эти материалы, совсем неизвестные нам до недавнего времени, прочно заняли свое место в ряду традиционно используемых. А куклы из них неизменно вызывают наибольший интерес у посетителей выставок.

Первопроходцами в освоении новых материалов являются в первую очередь профессиональные художники — Наталья Кочнева и Маргарита Седойкина. Наталья — главный художник кукольного театра. И кукла для нее стала профессией, но на эту выставку она принесла не театральную куклу. Ее персонажи — Созерцатель, Рыбак, Танцующий Мальчик Паж и совершенно роскошная Баба-яга — не являются героями спектаклей. Это плод фантазии художника, воплощенный ее умелыми руками в эфопласте, цирните или текстиле, что называется, для души.

kukly3

Преподаватель детской школы искусства поселка Луховка Маргарита Седойкина, три года назад представившая свою первую куклу из паперклея, в мастерстве своем шагнула далеко вперед и на эту выставку привезла целую коллекцию своих работ. Ее нынешние работы — это уже коллекционные куклы. Все — от туфелек до трона, зеркальца и перстней у ее дам — настоящее. Несколько ее работ посвящены зиме. «Зимняя ночь», например, предстает в черном бархате, парящей над заснеженной деревенькой и сыплющей снег из рукавов, а «Зимушка-зима» на коньках. Отдельную группу составляют волшебники и феи, отдельную — ангелы: Снежный, Лунный, Рождественский. Есть даже ангел Печали. По-соседству с ними расположились клоуны. Они получились разные, веселые и не очень. Своим появлением клоуны обязаны любви автора к Юрию Никулину. Ее куклы живут с ней, покидая дом только для участия в выставках. Их уже 24, и они дружно живут в однокомнатной квартире своего создателя.

Кукла — вещь хрупкая, падение для нее — гибель. Поэтому и отношение к ней соответствующее, как к музейным экспонатам, — смотреть можно, трогать строго воспрещается! Этому правилу подчиняется даже маленькая внучка мастера Седойкиной. Удивительно, но она даже не тянет к ним ручки, понимая, что с такими куклами играть нельзя.

Откуда приходят образы новых персонажей, Маргарита Седойкина и сама понять не может. Как и «завязать» с этим кукольным делом. Каждый раз говоря себе «ну все, больше не буду», долго не выдерживает. Снова на ее столе появляются эскизы новых кукол, закупается материал для них в Москве, и по ночам художница начинает колдовать над новыми персонажами.

Паперклей и цирнит — материалы быстро застывающие, а потому надо очень быстро слепить ручки, лицо, придать ему нужное выражение. Сама художница о своих бессонных ночах говорит с улыбкой: «Это уже болезнь. Но я не понимаю, как люди живут без хобби, без какого-то любимого дела. Это жизнь впустую. Я лучше не съем, но куплю материал для новой куклы. Каждая из них любимая.

Они же как дети — долгожданные, выстраданные. Их появления ждешь, как рождения ребенка, с душевным подъемом. Я не делаю кукол на продажу, я самоучка, поэтому никогда даже не оценивала свои работы в денежном эквиваленте. Могу только сказать, что такие авторские куклы в Москве стоят по несколько тысяч долларов. Я стараюсь каждый год попасть в Москву на Международный кукольный салон. Какие там куклы! Это просто невозможно, не верится, что они созданы руками человека. Я же пока только учусь. Но выставить свою куклу на таком салоне три года назад мне стоило бы 14 тысяч рублей».

Каждая из ее кукол индивидуальна и неповторима, а потому расставаться с ними автору совсем не хочется. Хотя, если честно, в нашей республике мало найдется людей, готовых выложить приличную сумму за игрушку, даже если это произведение искусства. Нет, как говорил Бродский, искусства есть искусство. Зато есть возможность у всех желающих любоваться авторской игрушкой все лето в залах национального музея.

Галина БАЛАШОВА (”ВС”, № 23)

«Вечерний Саранск»