Что нужно предпринять, чтобы у малыша не было проблем с речью

12.04.2012 15:05

Очень часто у детей встречаются различные нарушения речи, которые может исправить только логопед. Но самое плохое кроется в том, что многие родители не понимают сложности проблемы и не обращают внимания на нарушения речи у детей. Считают, что все пройдет само собой. И это очень опасное заблуждение. Дорогие родители, если вам советуют посетить логопеда, не пугайтесь, не возмущайтесь, а берите малыша и сразу, без промедления торопитесь к специалисту. Поймите, задача логопеда – помочь вашему ребенку, научить его правильно слышать звуки, видеть буквы и читать слова.

Справка «ИМ»

Белла Семеновна Кожара – логопед высшей категории, Имеет два высших образования: закончила филологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева, в то время, когда на филфаке читал лекции филолог и ученый М.М. Бахтин. Логопедическое образование получила в Москве, после чего вернулась работать в Саранск. Белла Семеновна более 40 лет работает по профессии. Считает себя ученицей и последователем Геннадия Белоключевского, родоначальника всей логопедической службы в Мордовии.

Как говорит Белла Семеновна, профессия логопеда стоит между врачом и учителем, а еще логопед должен быть хорошим психологом, чтобы находить общий язык, раскрепостить маленького пациента.

Первый раз логопед осматривает ребенка в три года, второй осмотр – в пять лет, 3-й – в семилетнем возрасте. Но если у родителей появились какие-то вопросы к логопеду – обращайтесь к специалистам, советует Белла Семеновна.

Основые, чаще других, встречающиеся проблемы с речью у детей можно разделить на три группы

* заикание;
* общее недоразвитие речи, когда у ребенка возникают проблемы с словарным запасом, грамматикой и произношением;
* самая распространенная группа (75 - 80% всех случаев) - дислалия (нарушение звукопроизношения).

- Сегодня логопеды есть почти в 70 детсадах Саранска, однако дети с различными нарушениями речи находятся в одной группе, - рассказывает Белла Кожара. - Мы добиваемся того, чтобы открыли группы для каждого вида нарушений. По аналогии с другими заболеваниями могу сказать, что одной универсальной таблетки от всех болезней не существует. Так и в логопедии! Я предлагаю перепрофилировать большую часть групп для детей с ОНР (общим нарушением речи) в группы для детей с нарушением звукопроизношения (дислалия), это отвечало бы потребностям детей. Для этого необходимо чтобы логопеды системы образования и логопеды системы здравоохранения работали как единая система.

У каждого малыша свой дефект, своя манера говорить, поэтому для каждого необходимы индивидуальные упражнения.

- Только логопед может понять, есть ли у ребенка проблемы с речью или нет, - говорит Белла Кожара, - мы говорим воспитателям, советуем родителям явиться на прием, но из 3 случаев приходит лишь 1 человек.

До 3-4 лет речь ребенка можно охарактеризовать как наглядную, ситуативную. «Почемучки» задают очень много вопросов, и главное для родителей отвечать малышу. Не нужно подробно рассказывать о космосе и круговороте воды в природе, но и игнорировать, отмахиваться от вопросов нельзя.

Старайтесь давать ребенку жесткую пищу – идеальна в этом отношении корочка хлеба, морковка, яблочко – это полезно для развития языка, зубов и, соответственно, правильной речи. Чтобы заинтересовать ребенка, можно вырезать фигурки из овощей. Также малыш должен научиться хорошо разжевывать пищу.

Каждая мама может предотвратить проблемы с речью у своего малыша. Для этого лишь стоит придерживаться некоторых правил. Малыши, появляются на свет, уже со многими рефлексами. Сосательный рефлекс у ребенка угасает в год, поэтому необходимо отучить малыша от соски (бутылочки, груди) в годовалом возрасте. Соска может стать причиной задержки речевого развития!

- Язык должен работать, - считает Белла Семеновна, - из-за соски может развиваться нарушение прикуса. Прикорм необходимо вводить с появлением первых зубов у малыша (4 месяца).

Пока ребенок не овладеет одним основным языком, опасно его учить другим языкам. Иначе все не закрепившиеся понятия могут перепутаться в голове.- Дайте ребенку возможность научиться думать на одном языке, - советует Белла Кожара, - и если родители в семье говорят на мокшанском (эрзянском) или татарском языке, старайтесь с малышом общаться на одном языке.

Не нужно с ребенком «зубрить» стихи, постарайтесь сначала обяснить, о чем это стихотворение, чтобы заинтересовать малыша.

- Не стоит заучивать с 3-летним ребенком алфавит, обязательно начать обучение грамоте лишь тогда, когда ребенок выговаривает и хорошо различает все звуки, - считает Белла Семеновна, - зачем ребенку заучивать буквы, если он даже не знает понятие «буква»? И попугая можно научить разговаривать, но ваш ребенок же не попугай, поэтому относитесь к нему как к человеку, а не как к птице.

Главное не заучивать, а научить его мыслить, давать возможность наблюдать за природой, окружающим миром, анализировать происходящее.

Заикание, неумение произносить некоторые звуки – могут негативно сказаться на характере человека. Люди с дефектами речи часто замыкаются в себе, они неуверенны, не могут найти свое место в коллективе – и это только из-за того, что он не выговаривает, например, букву «р»!

В других случаях эта неуверенность перерастает в агрессию, особенно в подростковом возрасте. Среди детей с неправильной речью очень много трудных подростков.
Всякий дефект речи сказывается на развитии психики ребенка.

Нужно не заставлять ребенка, а заинтересовать его. Старайтесь заниматься через игру. Важно поощрять ребенка, даже если он что-то сделал неправильно: «молодец, но это не совсем так». Если вы не смогли настроить его на «учебную» волну, отложите занятие.

Важно найти общий язык с малышом. Если ему нравится собирать конструкторы, покупайте конструкторы, любит рисовать – купите краски, карандаши!

- Первый вопрос, который я задаю родителям на приеме: в какой руке ребенок начинал держать ложку, - рассказывает Белла Семеновна. - У леворуких детей психика и речь имеют ряд особенностей. Леворукие и праворукие люди воспринимают мир по-разному, правши воспринимают мир в цифрах и размерах, левши – в красках, звуках, они художественно одарены.

Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку!

Необходимо развивать у детей мелкую моторику: сборка конструкторов, лепка из глины, рисование или раскрашивание картинок, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; нанизывание бус и пуговиц. Эти упражнения не только развивают мелкую моторику руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у малыша художественный вкус, к тому же хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Желательно, оставлять ребенку 2-3 игрушки, через неделю заменить их другими, чтобы у ребенка не пропадал интерес к ним.

«Известия Мордовии»