Делом жизни Анны Масейкиной стало иллюстрирование книг

12.04.2012 13:31

Наверняка, у большинства первое знакомство с литературой происходило через яркие, красочные иллюстрации. И Аня Масейкина с детства завороженно перелистывали книжные страницы, рассматривая разноцветные картинки. Правда, теперь она уже не помнит ту, самую первую в своей жизни книжку.

Она рано приобщилась к чтению. И в её воображениях как-то сами собой возникали зримые образы героев, о которых рассказывалось в любимых книжках.

В их семье не было профессиональных художников. Мама трудилась на ламповом заводе, папа – водителем на кирпичном заводе. Но они очень хорошо чувствовали прекрасное и поддерживали в дочке её стремление к творчеству. А ещё она часто гостила в деревне у бабушки с дедушкой в Ковылкинском районе Мордовии. Может, там, действительно, сама природа формирует незаурядные художественные способности. Ведь не случайно в тех краях рождаются талантливые живописцы – наш широко известный в мире земляк Федот Сычков, и ныне здравствующие заслуженные художники Мордовии Виктор Беднов, Степан Коротков и др.

Анин дед картин не писал, но практически всё умел мастерить собственными руками. Причем созданные им бытовые вещи получались не просто удобными и практичными, но выглядели, как бы сейчас сказали, дизайнерскими произведениями.

А бабушка обладала поразительным ощущением цвета. Она тоже была завидной рукодельницей. В её ловких пальчиках непонятные лоскутки, всевозможные обрезки ткани превращались в симпатичные уютные, радующие глаз вещицы – коврики, половички и т.п., сделанные в технике «перчвок», которая вновь обрела популярность в современной fashion-индустрии.

Безусловно, их творческие таланты по наследству передались и внучке.

Но, кроме того, Ане очень повезло с учителями. Сначала в детской школе искусств №4, потом в Саранском художественном училище имени Ф.В. Сычкова, где её наставниками оказались Людмила Владимировна и Марат Семёнович Шанины. И очень важным для неё оказалось знакомство с Александром Ивановичем Коровиным, занимавшимся книжной графикой.

После училища она окончила факультет монументально-декоративного и прикладного искусства Московского государственного художественно-промышленного института им. С.Г. Строганова, отделение стекла и керамики.

Её увлекло это удивительное искусство, сочетающее в себе стихии огня и воздуха. Увы, стеклодувное творчество – физически сложное и затратное - сегодня мало востребовано. Получив заветный диплом Строгановки, она несколько лет выполняла частные заказы, делая витражи для подмосковных дворцов богатых «новых российских».

Но при этом Анна не забыла своей давней любви – книжной графики. И когда одно из солидных московских издательств предложило ей взяться за оформление книг, она охотно взялась за дело.

- Чтобы проиллюстрировать стихи Фета, Лермонтова, Тютчева, Есенина, - считает Аня, - надо прочувствовать их поэзию. А она у каждого автора имеет не только словесное, но и свое цветовое «звучание». К примеру, Лермонтов воспринимается в коричневых оттенках, а Есенин – «золото» на голубом.

А ещё, чтобы взяться за работу, необходимо перенестись в историческую эпоху описываемых событий, знать, какую одежду тогда носили, каким оружием пользовались, в каких каретах ездили, на каких суднах ходили в плаванье, какой была архитектура, предметы обихода и т.п.

В черно-белой технике «тушь, перо» она создала иллюстрации к пьесам А.П. Чехова «Три сестры», «Дядя Ваня», романам Э.М. Ремарка «Триумфальная арка», «Жизнь взаймы» (1999). А уже в оформлении «Избранного» Есенина, Фета, Лермонтова, Тютчева, «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» Александра Грина использовалась разноцветная акварель и гуашь.

Все эти миниатюрные виньеточки, шмуцы выписываются вручную. «В среднем,- говорит Анна,- на оформление книги уходит год.» Но, Боже, какими изысканными получаются у неё иллюстрации! Это вам не клишированная бездыханная компьютерная графика. Анины филигранные творения сродни ювелирному изделию.

- Только такие раритетные книги выпускаются тиражом в 100 экземпляров, и брошюруются, и иллюстрации вклеиваются вручную. Переплетаются в обложку из шагреневой кожи. Соответственно, и цена одного экземпляра доходит до 35 тыс. рублей. Понятно, очень немногие могут позволить себе такую роскошь. А мне очень хотелось, чтобы мои работы увидело как можно больше людей, - не скрывает своего желания художница.

И ей удалось исполнить эту мечту.

Она привезла оригиналы своих книжных иллюстраций в родной Саранск. И с любезного согласия директора Людмилы Колчановой-Нарбековой первая на родине персональная выставка графики Анны Масейкиной разместилась в главном корпусе Эрьзинского музея по соседству с шедеврами гениального мордовского скульптора. Кстати, кроме иллюстраций к произведениям отечественной и мировой литературной классики, в экспозиции есть также несколько её станковых работ по мотивам мордовского орнамента. Скажем прямо, весьма необычных, поскольку у Анны традиционная национальная символика обрела некое космическое измерение, как знак единения настоящего с бесконечным – далёким прошлым и будущим.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»