Валентина Финкельштейн (Учайкина) мечтает объединить эрзян и мокшан, живущих в Великобритании

21.03.2012 14:02

Когда у человека появляется любовь к своей Родине, языку, культуре? Наверное, для каждого из нас дата индивидуальна, и это чувство никак не зависит от того, живет ли человек на своей Родине, или за тысячи километров от нее. Валентине Финкельштейн (Учайкиной), которая родилась на Сахалине, за 7,6 тысячи километров от Мордовии, эту любовь с рождения прививала мама - Мария Ивановна. Но почувствовала настоящую тоску по своей малой родине она лишь тогда, когда потеряла самого близкого и дорогого человека на свете - маму. Однако Мария Ивановна зажгла в сердце дочери искорку любви к родному краю, которая с годами разгорается все сильнее.

Мама

Мария родилась в далеком 1931 году в селе Сабаево Кочкуровского района и была первым ребенком в семье Учайкиных. В 1941 году отец Марии ушел на фронт, мама осталась одна с дочерью и двумя сыновьями, младшему из которых не было даже годика. Через год пришла проклятая «похоронка», молодая женщина не смогла оправиться от этого удара, и в этом же страшном 1942 году дети остались круглыми сиротами. Детей воспитывали бабушки, родственники, Мария всегда заботилась о младших братьях, опекала их, старалась хоть как-то заменить маму.

Мария вышла замуж, родился сын Николай, но отношения с его отцом не сложились.

В конце 1950 годов люди со всей страны активно вербовались на работу на Сахалин, из Мордовии на новое место ехали целыми семьями, улицами, эшелоны увозили наших земляков на далекий остров. Решила попытать счастья и Мария. В 1957 году она с пятилетним сыном и братьями, не испугавшись дальней дороги, неизвестности, поехала на далекий Сахалин, чтобы попытать счастья на новом месте. Однако вскоре братья вернулись в родное село, не смогли привыкнуть к суровым климатическим условиям. Но упорной и сильной характером Марии остров покорился. Она жила в селе Рощино и до пенсии работала на строительстве новых домов. Здесь же у Марии и ее мужа Иллариона Лопухова родилась дочь – Валентина.
Вроде бы все сложилось в жизни у Марии Ивановны - работа, семья, любимые дети. Одно не давало спокойствия женщине - тоска по Родине, по эрзянской певучей речи, по самым близким сердцу песням. Настоящей отдушиной для женщины были встречи с земляками, которых не так уж мало на Сахалине. Женщины часто собирались на праздники, пели мордовские песни, готовили национальные кушанья.

Валентина

Жизнь шла своим чередом, дети выросли, уехали из отчего дома.

Валентина, закончив школу, поехала учиться в Хабаровск, после университета по распределению поехала в столицу Еврейской автономной области город Биробиджан. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Григорием Финкельштейном. После свадьбы Валентина затосковала по маме, и они с мужем переехали к ней, в родное Рощино, где у них родились два сына - Роман и Дмитрий.

В 1993 году семья Финкельштейн переехала в Израиль, где жили их близкие друзья. Валентина старалась как можно чаще приезжать к маме в гости, тем более, что Мария Ивановна осталась совершенно одна, умер ее старший сын Николай.

В середине 90-х супругов Финкельштейн пригласили в гости друзья из Лондона. Великобритания так понравилась Валентине, Григорию и их сыновьям, что семья Финкельштейн серьезно задумалась о переезде на туманный Альбион.

Оформление визы, гражданства заняло определенное время, и уже около 15 лет семья Финкельштейн живет в Лондоне.

Валентина мечтала, что как только они устроятся на новом месте, она заберет маму к себе. Но судьба распорядилась иначе.

По воле матери

В 2005 году Марии Ивановны не стало. Валентина с семьей приехала на похороны матери. А еще через год дочь вновь приехала в Рощино, чтобы установить памятник на могиле матери. Перебирая вещи любимой мамочки, в ее блокноте Валентина нашла записку – ее последнюю просьбу: «Мордовский филармония народная артистка Нина Маркова. Ой велис велис маза Сурвелис и Умарина ети песни закажите по радио ежели умру».

Даже сегодня, рассказывая эту историю, Валентина не может сдержать слез:

- Я решила во что бы то ни стало исполнить волю матери, - рассказывает она.

В этом же году Валентина приехала в Мордовию. В Саранске она с маминой запиской отправилась в редакцию «Радио Мордовии» и ГТРК «Мордовия».

Журналисты были растроганы историей жизни Марии Учайкиной, и в эфире радиостанции, и в программе «Сияжар» прозвучали любимые песни Марии Ивановны.

Валентина побывала в родном селе мамы – Сабаеве, встретилась со своими родственниками. Единственный раз здесь Валентина побывала в семилетнем возрасте.

- Я так удивилась, что там меня все родственники, соседи помнят, - рассказывает Валентина, - они вспоминали, как я, маленькая девочка, восхищалась золотыми пшеничными полями и спрашивала «Неужели это хлеб растет?», как с дядей ездила на лошади в сосновый лес, а на Сахалине такой красоты не увидишь!

Мордовская кровь

Приехав в Лондон, Валентина начала через Интернет собирать информацию о Мордовии, об эрзянах и мокшанах. Она по словарям, купленным в Саранске, самостоятельно выучила эрзянский язык.

- После смерти мамы словно что-то перевернулось во мне, - продолжает Валентина, - моя мама была и остается для меня эталоном во всем. Я пыталась понять, почему ей была так близка и дорога мордовская культура.Сегодня через социальные сети Валентина свободно общается на эрзянском языке и продолжает изучать культуру родного народа. - Помню, мама часто писала мне, чтобы я съездила в Мордовию, мол, из Лондона тебе ближе ехать, чем с Сахалина, - вспоминает Валентина Илларионовна.

Она действительно раз в каждые два-три года приезжает в Мордовию, по телефону, через Интернет, Скайп общается с родственниками и друзьями из нашей республики.

- С каждым годом я лучше понимаю свою маму, я уже по себе понимаю, что мордовская культура – это частичка меня, в моих жилах течет кровь мордовки, - дрожащим от волнения голосом рассказывает Валентина.

В Лондоне Валентина познакомилась еще с тремя мордовскими семьями, и несмотря на то, что прекрасно разговаривает на русском, английском языках, предпочитает общаться на эрзянском.

- Через Интернет мы следим за развитием Мордовии и вместе с вами радуемся ее успехам. В год единения мордовского народа с народами Российского государства мы собираемся провести учредительное собрание и создать мордовское землячество в Лондоне, - говорит Валентина, - я надеюсь, это поможет нам объединить и другие мордовские и финно-угорские семьи, живущие в Великобритании.

Как рассказала нашей газете Валентина Финкельштейн, в начале апреля в Лондоне они собираются провести учредительное собрание, еще одна мечта Валентины Илларионовны - приехать в Саранск летом и вместе со своим народом отметить грандиозный праздник – 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.

Екатерина СПИРИДОНОВА.

«Известия Мордовии»