Присяжные признали группировку «Юго-Запад» организованным преступным сообществом

08.06.2011 15:36

Правоохранительные органы Мордовии впервые доказали существование в 90-2000-х годах организованного преступного сообщества (ОПС). Обвинение, предъявленное 14-ти представителям «юго-западской» группировки во главе с «авторитетом» Владиславом Печниковым, нашло свое подтверждение у суда присяжных. Обвинительный вердикт был вынесен под занавес прошлой недели в Верховном суде Мордовии, где рассматривалось самое громкое за последние годы уголовное дело о создании ОПС, участии в нем, а также о многолетних вымогательствах и т.д. Как стало известно «ИМ», решение присяжных стало для представителей оргпреступности настоящим шоком, некоторые даже плакали…

«Историческое» решение в «верхах»

Основанная в конце 80-х, к середине 90-х группировка «юго-западских» (название свое она получила по территориальному признаку – именно в юго-западной части города проживало большинство ее участников) несколько раз претерпевала значительные изменения в руководящем составе. В 1996 году в один ряд с тогдашними лидерами группировки Сергеем Конновым и Алексеем Блохиным встал Владислав Печников. Как следует из обвинительного заключения, новый «управленец» «обладал лидерскими качествами, был предан целям преступной группы и на тот момент являлся одним из наиболее авторитетных членов группировки», то есть был достоин «топ - состава». Чуть позже в ОПГ влились и другие фигуранты уголовного дела.

Чтобы повысить авторитет «Юго-Запада», усилить криминальное влияние и укрепить финансовую базу, в начале 1997 года руководители приняли «историческое» решение о создании преступного сообщества. Ряды группировки активно пополнялись все новыми кандидатами, и уже к середине года «Юго-Запад» являл собой мощную криминальную структуру, внутри которой действовало несколько подразделений. «Новобранцев» обучали, как обеспечивать себе алиби, заметать следы преступления, воздействовать на потерпевших и свидетелей. Была разработана целая система по противодействию правоохранительным органам. Кроме того, в так называемых «бригадах» строго соблюдалась дисциплина и иерархия: «младшие» беспрекословно подчинялись «старшим». Нарушение «устава» влекло за собой «штрафные» санкции. С нарушителями дисциплины (в уголовном деле фигурируют два таких факта) расправлялись в лесном массиве Зеленой Рощи: избивали и требовали деньги (в одном случае – 5, в другом – 6 тысяч рублей).

Невыгодное «сотрудничество» на 25 миллионов

По данным обвинительного заключения, участники «бригад» активно устанавливали криминальный контроль над малым бизнесом не только в Саранске, но и районах республики. С 1997 по 2008 год «бойцы» ежемесячно собирали с предпринимателей «налоги». Причем загнать бизнесменов под «крышу» представителям оргпреступности не составило особого труда. Непокорных «уговаривали» особыми методами: как из рога изобилия сыпались угрозы, вспыхивали машины и торговые точки…

Перепуганные бизнесмены предпочитали заплатить и спать относительно спокойно, нежели подставлять под нож или пулю себя или членов своих семей. Ежемесячно они «жертвовали» «защитникам» от 3 до 150 тысяч рублей – в зависимости от размаха коммерческой деятельности. «Дань» отдавали лично в руки либо перечисляли на банковский счет, указанный представителями группировки. По данным обвинительного заключения, общая сумма ущерба составила 25 миллионов рублей.

Как следует из обвинительного заключения, многолетняя история «крышевания» мордовского малого бизнеса началась в январе 1997 года. Тогда «бригадир» Фирстов, прихватив с собой «младшего по званию» Егоркина, пришел в торговый павильон саранского предпринимателя на пр. 50 лет Октября и потребовал ежемесячно выплачивать им по 3 тысячи рублей. Через три месяца сумма «взноса» увеличилась до 9 тысяч. За три года коммерсант отдал «защитникам» более 300 тысяч рублей. Затем бизнес рухнул из-за непомерных «налогов».
Спустя некоторое время «бригадир» Бикмурзин «с ведома и одобрения руководителей преступного сообщества Печникова и Коннова» нанес визит еще одному саранскому предпринимателю. Договорились быстро. За последующие 8 лет криминальный «банк» пополнился на 2,6 миллиона рублей.

В ноябре 1999 года Печников и руководитель ковылкинского «филиала» «Юго-Запада» Яфаров наведались к владельцу пункта цветного металла в райцентре и «за возможность беспрепятственно осуществлять предпринимательскую деятельность» потребовали у него ежемесячный «гонорар» в сумме 6 тысяч рублей. В результате предприниматель расстался с более чем 40 тысячами рублей.

Под тем же предлогом зимой 2002 года Бикмурзин, опять же «с ведома и согласия руководства» нагрянул в парикмахерскую ООО «Фирма «Элегант» и вынес директору «предписание» перечислить на указанный расчетный счет 5 тысяч рублей. Указание «крышевателя» женщина выполнила беспрекословно.

В ноябре 2002 года участник ковылкинского звена «Юго-Запада» Шушпанов вместе с соратниками в с.Троицк явился к фермеру и «предложил сотрудничество», которое принесло им доход в 66 тысяч рублей.

Сопротивленец

Впрочем, не все руководители безропотно подчинялись беспределу. Весь 2001 год «братва» тщетно прессовала главного врача санатория «Алатырь». От медицинского начальника Печников и Аникин требовали бесплатно предоставить номера для отдыха, а также выражали надежду на долгое «сотрудничество». Оно заключалось в том, что руководитель учреждения будет отдавать им 10% от стоимости каждой проданной путевки, цена которой в то время составляла 7350 рублей. Однако достичь взаимопонимания не удалось даже после года переговоров. В апреле 2002-го «братки» прибегли к силовым методам и подожгли служебную «Волгу» главврача. Но и после этого руководитель категорически отказался контактировать с участниками ОПС. Тогда, в сентябре того же года, «бойцы» обстреляли окна квартиры строптивого управленца. Тем не менее и эта устрашающая акция не сломила руководителя. Со временем на сопротивленца махнули рукой…

Кадровое агентство «Юго-Запад»

В 2007 году при обыске в одном из подвалов в юго-западной части города оперативники нашли 16 расписок, принадлежащих 14-15-летним тинейджерам. «Обязуемся помогать юго-западским пацанам и оказывать им содействие. В противном случае они могут делать с нами что захотят», - говорилось в тексте. По словам сотрудников Следственного управления при МВД по РМ, работавших по делу Печникова сотоварищи, такие «клятвы» давали подростки, которых «старшие товарищи» выпускали «на свободу» из-под своего «крыла».

«Междоусобная война»

В начале 2002 года в ОПС «Юго-Запад» произошел раскол. Блохин, с одной стороны, и Коннов с Печниковым - с другой, никак не могли поделить сферы влияния. Конкурирующие стороны активно устраняли друг друга. Руководители враждующих лагерей предпочли переждать смутное время в столицах: Печников и Коннов – в Москве, Блохин – в Санкт-Петербурге. Механизм тем временем продолжал работать: взносы от предпринимателей исправно поступали в общак. В январе 2003 года неизвестные расстреляли Блохина в северной столице. После этого часть подконтрольных ему бригад разбежалась, часть перешла в подчинение Коннова и Печникова. ОПС продолжило вершить беспредел, демонстрируя полноту криминальной власти.

В марте 2003-го Бикмурзин сотоварищи взяли в оборот саранскую бизнес-леди. Всего за год предпринимательница пополнила «юго-западскую» «казну» на 700 тысяч рублей.

Через месяц участники ОПС замахнулись на государственную собственность. 10 апреля в 2 часа ночи в с. Старое Шайгово «бойцы» из бригады Аникина подожгли магазин «Нива-22», принадлежавший ГУП «Развитие села», причинив ущерб более чем на 50 тысяч рублей.

Спустя еще месяц Коннов, Печников и Фирстов взяли под контроль заместителя директора ООО «Юго-Западный рынок». Ежемесячно он отстегивал «покровителям» по 150 тысяч рублей, в итоге расставшись с 6 миллионами рублей.

В январе 2004-го та же компания обложила данью заместителя директора ООО «Тантал». По февраль 2008 года тот ежемесячно выплачивал «крышевателям» по 100 тысяч рублей; общая сумма ущерба составила 4,5 миллиона.

Через три месяца Печников, Коннов и Фирстов в кафе «Соната» раскрутили «на сотрудничество» еще одного предпринимателя. С марта 2004-го по октябрь 2007-го он выплатил представителям ОПС 7,8 миллиона рублей.

В мае 2005 года бесследно пропал второй «отец-основатель» ОПС «Юго-Запад» - Сергей Коннов. Бразды правления преступным сообществом целиком перешли к Печникову.
В июне 2005 года Фирстов вместе с «соратниками» из своего «отдела» Егоркиным, Макаровым и Сорокиным загнали под «крышу» владелицу нескольких торговых точек в юго-западной части Саранска. За три года «взносы» предпринимательницы составили более 600 тысяч рублей. Подобная история произошла с директором ЗАО «Масис», который с 2005 по 2008 год отдал «попечителям» 540 тысяч рублей.

С бала - на корабль

…Лебединой песней единственного теперь руководителя ОПС стали 1,2 миллиона рублей и 80% долей в уставном капитале ООО «Рынок Данко», которые он вымогал с марта по июнь 2006 года. 7 июля сотрудники мордовского УБОП устроили прилетевшему с отдыха в Турции Печникову «торжественную встречу» в московском аэропорту «Домодедово». Задержанного лидера под усиленным контролем милицейских патрулей доставили в нижегородский изолятор. Вскоре уже в саранских СИЗО очутились еще три активиста – задержанный в Пензе «бригадир» Аникин, руководитель ковылкинского «отделения» Яфаров и его подручный Шушпанов.

После того, как основной костяк «Юго-Запада» оказался под следствием, остальные его участники разбежались кто куда. Разыскать их удалось спустя два года, в 2008-м. «Бригадира» Фирстова, который исполнял обязанности Печникова после его ареста и пытался руководить «Юго-Западом» из Москвы, вместе с помощником Егоркиным задержали на трассе в Краснослободском районе, когда они на машине ехали из Москвы. Еще трех участников, объявленных в федеральный розыск, «взяли» на съемных квартирах: Почунова – в Ульяновске, Дворянцева и Исланова - в Саранске. В столице Мордовии скрывался и «бригадир» Бикмурзин, который бросил семью и прятался у сожительницы.

60 томов обвинения

Чтобы довести до суда дело о похождениях «юго-западского» «братства», сотрудникам Следственного управления при МВД по РМ понадобилось три года. Следователям и оперативникам милицейского ведомства, которые готовили доказательную базу, пришлось провести огромную работу. В июле 2010-го уголовное дело в 60 томах, 9 из которых составляет обвинительное заключение, было передано в Верховный суд Мордовии; тогда же началось формирование скамьи присяжных. Процесс, который вел заместитель председателя Верховного суда Мордовии И.И. Сюбаев, стартовал через месяц, в августе. Суду понадобился почти год, чтобы детально разобраться в 25 преступлениях, инкриминируемых подсудимым. За это время в зале заседаний побывали свыше 200 свидетелей. На процессе работали три гособвинителя. Обвинительную речь представители прокуратуры зачитывали три дня…
В результате подтвердились 22 факта преступлений. Владислав Печников признан судом присяжных виновным в создании ОПС, а также наряду с «бригадирами» М. Аникиным, С. Фирстовым, Н. Бикмурзиным и А. Яфаровым – в руководстве «Юго-Западом». Кроме того, доказано участие в ОПС руководящего «квинтета» и девятерых «рядовых» - А.Егоркина, А. Дворянцева, Д. Исланова, А.Шушпанова, А. Макарова, Д.Почунова, Е. Славцова, В.Сорокина и А. Фудина. Также нашли свое подтверждение обвинения в вымогательствах, хулиганстве и уничтожении чужого имущества. Приговор участникам ОПС прозвучит в ближайшее время.

Общая сумма залога – 4 миллиона

Кстати, несколько подсудимых держат ответ за свои деяния не впервые. В их числе – и руководитель «Юго-Запада». В июле 2008 года за вымогательство и разбой Ленинский суд Саранска назначил Печникову 11 лет лишения свободы, его приспешнику Аникину за незаконный оборот оружия - 3 года. Чуть ранее, в январе того же года, за вымогательства Ковылкинский суд приговорил Яфарова к 11, Шушпанова – к 10 годам лишения свободы. Кстати, трое подсудимых сейчас находятся на свободе, заплатив залог в 500 тысяч, полтора и 2 миллиона рублей.

«Подсудимые были уверены, что их оправдают!»

Как и любое дело с участием присяжных, «юго-западские» «свершения» рассматривались в закрытом режиме. Защиту представителям оргпреступности обеспечивали 15 адвокатов, кроме того, в качестве общественного защитника выступила супруга Азамата Яфарова. О том, как проходил процесс, с какими сложностями пришлось столкнуться, как вели себя в ходе слушаний подсудимые, потерпевшие и присяжные, журналистам «ИМ» рассказал представитель гособвинения, старший советник юстиции Иван РУСЯЕВ.

- Во время следствия обвиняемые проявили единодушие и отказались давать показания. Что происходило в суде?

- Подсудимые отвечали на вопросы, но вели себя довольно агрессивно. Настаивали на том, что они не виновны, их оговорили, предъявленные обвинения необоснованны, доказательств недостаточно. Выдвигали маловероятные алиби, подтверждаемые только родственниками и друзьями. В общем, сеяли сомнения по всем доводам обвинения. На общем фоне значительно выделялся Печников. Блистал эрудицией, показывал неплохие познания в юриспруденции, четко и веско аргументировал свою позицию.

- Потерпевшие и свидетели не отказывались от прежних показаний, данных во время предварительного следствия?

- Да, были такие, кто изменил показания в пользу защиты. В частности, один из потерпевших заявил, что деньги у него не вымогали: сам платил «за помощь в реализации товара».

- На таких громких процессах обычно не обходится без засекреченных свидетелей…

- И здесь не обошлось. Двое свидетелей давали показания, находясь в другой комнате. Динамик транслировал в зал лишь голос, измененный с помощью спецаппаратуры.

- Какова была реакция подсудимых, когда они услышали обвинительный вердикт?

- Шок. Шок, удивление, недоумение… Фирстов был просто ошарашен, Дворянцев и Аникин плакали… Растерялся и Печников, правда, быстро пришел в себя. Неизвестно, на что они рассчитывали, но были уверены, что их оправдают.

- Что Вы можете сказать о присяжных?

- Предсказать исход дела, когда его рассматривают присяжные, практически невозможно, поскольку деятельность подсудимых оценивают не специалисты, а представители мирных профессий, которым не всегда удается отличить ложь от правды. В нашем случае присяжные зарекомендовали себя как грамотные и взвешенные наблюдатели. Все они – люди среднего возраста, им довелось пережить лихие 90-е и начало 2000-х, когда и творились рассматриваемые безобразия. Поэтому присяжные не шли на поводу у подсудимых. Они ответственно отнеслись к своей судебной деятельности, не пропустили ни одного заседания и активно участвовали в слушаниях.

«Известия Мордовии»