Суд над прокурором

02.06.2011 13:53

В Верховном суде Мордовии начался громкий процесс по делу бывшего прокурора Ковылкинского района 44-летнего Василия Кузнецова. Это первый судебный процесс в Мордовии, где на скамье подсудимых оказался прокурор района. До этого столь высокопоставленных работников правоохранительной системы в республике еще не судили. Василию Кузнецову инкриминируется «получение взятки должностным лицом с вымогательством в крупном размере».

По версии следствия, обвиняемый требовал от директора муниципального предприятия «Ковылкинский муниципальный рынок» взятку в размере 310 тысяч рублей за непривлечение его к административной ответственности. Требование было весьма обоснованным – директору рынка грозил куда более крупный штраф.

Известно, что в ноябре 2010 года работники прокуратуры Ковылкинского района проверяли местный рынок на предмет соблюдения ветеринарного и фитосанитарного законодательства. Во время рейда были выявлены грубые нарушения, которые грозили большими штрафами. Очевидно, прокурор предложил договориться – взятка, эквивалентная 10 тысячам долларов, должна была помочь решить все вопросы. Директор рынка согласился, однако заявил, что сразу такую сумму собрать ему не удастся, и обещал принести деньги частями.

28 декабря прошлого года межрайонный прокурор Кузнецов был задержан в собственном кабинете с поличным при получении денег в сумме 100 тысяч рублей. Совместную спецоперацию по его задержанию провели оперативники УФСБ РФ по РМ и сотрудники собственной безопасности прокуратуры республики. Расследование дела длилось почти полгода. До судебного разбирательства бывшего прокурора взяли под домашний арест.

Громкий судебный процесс в Верховном суде стартовал с допроса свидетелей, главным из которых был директор Ковылкинского центрального рынка Петр Ташкин.

- К работе директором Ковылкинского рынка я приступил 29 сентября прошлого года. Где-то через 1,5 месяца на рынок с проверкой явились помощник межрайонного прокурора и инспектор Госветнадзора. Прокурорский работник просил передать ему бухгалтерские документы. Однако их у меня не было, поскольку, когда я возглавил рынок, то передал все бухгалтерские документы в экономический отдел районной администрации, для того чтобы провели инвентаризацию. Тогда инспектор Госветнадзора отправился по рынку проверять торговые площади.

После проверки ко мне он не зашел. О результатах его работы я узнал только через неделю, когда меня вызвали в районную администрацию. Мне сообщили, что из прокуратуры поступило представление о выявленных на рынке санитарных нарушениях. Прокуратура просила привлечь директора к строгой дисциплинарной ответственности. Тогда я объяснил главе района – работаю совсем недавно, и для устранения всех выявленных нарушений мне потребуются время и деньги.

После довольно конструктивного разговора с главой района я полагал, что у меня будет время, чтобы устранить все недостатки. Но не тут-то было, вскоре мне позвонили из прокуратуры и просили предоставить паспорт безопасности рынка. В тот момент я понял, что на меня начались наезды. Я поговорил с инспектором Госветнадзора и узнал, что он проводил проверку по просьбе прокурора района Василия Кузнецова. Тогда же я узнал, что Кузнецов не очень порядочный человек и занимается поборами.

Учитывая все эти моменты, 14 декабря я отправился на встречу с прокурором Кузнецовым. До этого я 30 лет отработал в правоохранительных органах, поэтому на общение с прокурором взял с собой диктофон. Кузнецов сказал мне, что выявленные нарушения для меня просто бомба. Я пытался объяснить, что никак не успею устранить все нарушения в отведенные мне прокурорским представлением 1,5 месяца. Просил дать мне срок как минимум до марта. На что Кузнецов мне заявил: «Представление – это еще ерунда, за нарушения по паспорту безопасности тебе грозит штраф от 500 тысяч до 1 млн. рублей».

Затем прокурор взял чистый листок бумаги и написал «310 т.р.». Я сказал Кузнецову, что эта сумма непомерна для рынка, ведь ежемесячный сбор с него составляет всего 800 тысяч рублей. На это прокурор заявил мне, что, мол, всем надо кушать. А затем еще добавил: «Нет денег, попросите у главы района. Думаете, он не понимает, что надо платить». В итоге мы сошлись на том, что я могу рассчитаться частями в течение 4 месяцев. Лист бумаги с надписью «310 т.р.» все это время я теребил в руках, хотел было взять его с собой, но Кузнецов потребовал положить листок обратно на стол.

20 декабря я обратился в УФСБ по РМ, там я написал заявление о том, что прокурор района вымогает у меня взятку. Мне дали 100 тысяч рублей, с которых сняли ксерокопию, и 28 декабря я снова отправился в кабинет к Кузнецову. Пришел я к нему после обеда. Он сказал: «Что-то тебя долго не было». Я объяснил, что болел. Затем сказал, что собрал часть денег, и положил завернутые в бумагу купюры. Кузнецов положил деньги в стол, мы попрощались. А следом в кабинет зашли сотрудники ФСБ. Никогда не забуду тот момент, меня жутко трясло, как будто я не давал, а сам брал взятку».

Заметим, что нарушения на рынке, как санитарные, так и касающиеся террористической защищенности объекта, действительно были. Впоследствии рынок был оштрафован за них на 250 тысяч рублей.
В должности межрайонного Ковылкинского прокурора старший советник Василий Кузнецов проработал 3 года, до этого он занимал кресло заместителя прокурора Октябрьского района Саранска. Василий Алексеевич является одним из самых опытных сотрудников прокуратуры республики. А потому на суде он занимает позицию, которая позволит серьезно смягчить наказание за инкриминируемое ему преступление. По всей видимости, бывший районный прокурор и его адвокат будут добиваться переквалификации взятки на более мягкую статью – мошенничество. Защита аргументирует это тем, что в действительности Кузнецов так и не помог избежать ответственности директору за выявленные нарушения.

«Вечерний Саранск»