Современная реклама: прибыль через творчество

31.05.2011 15:50

В современном мире реклама не только является одним из важных составных элементов успешного продвижения на рынок различной продукции и услуг, но и сама является своего рода товаром. Причем товаром, в необходимости которого сейчас уже никто не сомневается, хотя его качество и способы распространения нередко вызывают массу нареканий, а порой и откровенного недовольства широкой общественности. Вместе с тем имеется немало положительных примеров и успешного опыта рекламной деятельности.

Поэтому «Мордовэкспоцентр» выступил с инициативой проведения Межрегиональной специализированной выставки «Реклама. Полиграфия. СМИ». Наряду с местными профильными агентствами в экспозиции приняли участие производители различной рекламной продукции Рязанской и Нижегородской областей, а также республиканские периодические издания, являющиеся удобной площадкой массового распространения и популяризации рекламных брендов среди широких слоёв потенциальных потребителей.
Подобная выставка проводилась в Саранске не впервые. И на сей раз на стендах «Мордовэкспоцентра» можно было познакомиться не только с широким разнообразием современного рекламного искусства, но и технологиями его создания: дизайн, наружная и интернет-реклама, PR, оборудование и материалы для печати, мини-типографии, расходные материалы для производства рекламы, а также сувенирная продукция, способная выполнять роль эффектного рекламного носителя.

Отдельное довольно просторное место было выделено под социальную рекламу и креативные проекты студентов кафедры рекламы и дизайна МГУ имени Н.П. Огарева.

И, пожалуй, самым трогательным разделом среди модерновых технологий, броского глянца и прочих рекламных изысков смотрелись произведения юных художников, в чьих незатейливых рисунках отразился образ современной Мордовии.

Выступившие на открытии выставки директор Торгово-промышленной палаты РМ Константин Пакшин, начальник отдела контроля за рекламой на рынке финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по РМ Виктор Шавензов подчеркнули, что данная выставка актуальна не только с точки зрения бизнес-интересов. В преддверии масштабных торжеств - 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и иных грядущих событий международного масштаба, которые произойдут в республике, отдельное внимание следует уделить эстетической и, если хотите, этической стороне рекламы, поскольку она, кроме всего прочего, существенно влияет и на внешний облик и имидж столицы нашей республики, заметил генеральный директор «Мордовэкспоцентра» Лев Агеев.

Ну а школьники ещё задолго до выставки рисовали «Свою Мордовию». На конкурс, по словам модератора выставки Ольги Щекочихиной, поступило более 150 работ из разных районов республики.

На вернисаже были названы имена призёров. В возрастной категории 13-16 лет: I место – Мария Ефремова (ДХШ №3, г. Саранск), II – Наталья Лисенкова (ДХШ №8, п. Луховка), III – Динар Юсупов (ДХШ №4, г. Саранск). В возрастной категории 10-12 лет: I – Екатерина Усанова, II – Александра Мещерякова (обе - ДШИ «Центр культуры», г. Краснослободск), III – Алина Максименкова (ДХШ №7, п. Ялга). В возрастной категории 6-9 лет: I – Вика Дарина, II – Аня Медведева, III – Даша Варина (все - ДХШ №1, г. Саранск). Всем им вручили ценные подарки.

И ещё специальные призы от «ИМ» получили юные саранские художники Ольга Гринина (ДШИ № 3, г. Саранск), Светлана Шнякина (ДШИ № 4, г. Саранск) и Виолетта Пушкина из Пайгармской школы искусств Рузаевского района.

Собственно, проблемам и перспективам развития городской рекламы был посвящен организованный в рамках выставки «круглый стол», собравший для обсуждения представителей органов государственной власти, городской администрации Саранска, руководителей рекламных агентств, республиканских периодических изданий, преподавателей и студентов кафедры дизайна и рекламы МГУ им. Н.П. Огарева. И разговор, следует признать, получился принципиальным и довольно жарким.

Доцент МГУ им. Н.П. Огарева Елена Коновалова, прокрутив на экране «картинки с улиц» Саранска, наглядно продемонстрировала, как разномастные рекламные щиты, а порой и совершенно кустарные вывески уродуют наш город, борющийся за звание самого благоустроенного в стране. Объективная критика тут же вызвала ропот некоторых производителей наружной рекламы. Мол, заказчики у нас небогатые, поэтому и получается подобная дешёвая наглядная разносортица. Хотя лично меня их доводы не убедили. Если предприниматель открывает свой бутик, арендуя под это площадь в центре города, да ещё делает там евроремонт, стало быть, не такой уж он и бедный. А на приличную вывеску ему, скорее всего, просто жалко потратиться. Тем более, эстетические критерии для наружной рекламы ни в одном местном правовом регламенте не оговариваются и никем не контролируются. В отличие, например, от строгого требования установки пандусов. А жаль.

- Вообще с наружной рекламой масса проблем, - согласился Министр печати и информации РМ Валерий Маресьев, – часто не соблюдаются нормы по предельно допустимому размещению, к примеру, рекламных вывесок/баннеров вблизи детских или учебных заведений. Ещё сложнее обстоит дело с эстетической подачей. С одной стороны, разумеется, надо, чтобы выдерживалось определённое стилевое однообразие, но столь же важно учесть и стилевые, и фирменные особенности рекламодателей. Но в любом случае нужно и можно, прежде всего через СМИ, стараться развивать эстетический вкус у потенциальных рекламодателей, учитывать этические моменты, соблюдать действующее законодательство в этой области.

- Много вопросов сейчас и по размещению рекламы магазинов на первых этажах жилых домов,
– заметил начальник отдела контроля за рекламой на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы по РМ Виктор Шавензов. – Действующий при антимонопольном управлении экспертный совет тщательно разбирается с каждым нарушением. Трудности же возникают при долгосрочном принятии судебного решения.

Директор Торгово - промышленной палаты РМ Константин Пакшин признался:

– Я представляю и лоббирую интересы бизнес-структур, а реклама сама является самостоятельной частью бизнеса. И для успешного развития данного сектора экономики важен диалог производителей рекламной продукции с властью и обществом. Поэтому, поддерживая инициативу «Мордовэкспоцентра», предлагаю образовать у нас в республике при Торгово-промышленной палате РМ Общественный совет по рекламе, в состав которого войдут представители государственных структур, ведущие представители рекламной отрасли, представители науки, юристы. Общественный совет будет способен оказать влияние как на эстетическое качество, так и на этическую составляющую рекламы.

Предложение о создании в Мордовии Общественного совета по рекламе поддержали практически все собравшиеся.

Затем возникла дискуссия по поводу партнерства между кафедрой дизайна и рекламы Института национальной культуры МГУ имени Н.П. Огарева и действующими в республике рекламными агентствами, которые неохотно соглашаются на сотрудничество с вузом. Однако в ходе разговора нашлись охотники, готовые принять к себе на практику студентов профильной кафедры. А одно из агентств даже вызвалось оказать содействие в проведении республиканского фестиваля социальной рекламы «Гвоздь», который заведомо не сулит никакой финансовой прибыли, но призван формировать гражданское сознание населения.

Кстати, некоторые студенческие проекты «Гвоздевого» фестиваля (плакаты антитеррористической направленности) до сих пор можно видеть в общественном транспорте.

Что касается небогатых предпринимателей. Действительно, сейчас в Мордовии при поддержке республиканских властей активно развивается малый и средний бизнес. Они тоже, бесспорно, нуждаются в рекламе.

По заверениям руководителей рекламных агентств, расценки их услуг в среднем соизмеримы с соседними регионами. Но почему бы и понимающим рекламным агентствам не установить льготные тарифы для начинающих бизнесменов-производителей?

«Известия Мордовии» довольно много (и совершенно бесплатно) рассказывают о таких предпринимателях, кто сколачивает прибыль не на перепродаже ширпотреба, а открывает собственное дело, и не только в городе, но и в сельской местности.

«Известия Мордовии»