На общественном транспорте будет введен электронный проездной

27.05.2011 13:08

На оперативном совещании в городской администрации обсуждался вопрос внедрения электронного проездного билета на общественном транспорте Саранска. Реализация данного проекта, возможно, начнется уже в этом году. Специально для изучения электронного опыта руководитель Транспортного управления Саранска Игорь Белорунов побывал в Липецке, где уже несколько лет успешно работает система безналичной оплаты проезда на общественном муниципальном транспорте с использованием транспортной карты.

«Опыт Липецка в этом направлении для нас очень интересен, – считает Игорь Белорунов. – В Липецке достаточно хорошо развита маршрутная и транспортная сеть, поэтому проблемы часа пик у них не возникает.
В чем суть внедрения транспортной карты? Транспортная карта – это бесконтактная пластиковая карта, с помощью которой осуществляется оплата проезда пассажирами в режиме самообслуживания. При проезде в автобусе, трамвае или троллейбусе пассажир прикладывает транспортную карту к терминалу оплаты и в автоматическом режиме получает билет. Безналичная оплата проезда позволяет значительно повысить качество обслуживания пассажиров в общественном транспорте, так как создает более быстрый, цивилизованный и удобный способ оплаты проезда.

И если за наличную оплату проезд стоит 10 рублей, то электронный проездной дает бонус в 2 рубля – одна поездка обходится в 8 рублей. Кроме того, существует несколько видов транспортных карт – студенческая (7 рублей за проезд), ученическая (6 рублей за проезд) и электронный проездной для школьников из малоимущих семей (3 рубля за проезд).

Посадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь. Конечно, в первый год внедрения новой системы оплаты проезда жители выражали большое недовольство нововведением, но сейчас это стало нормой. Кроме того, в муниципальных автобусах и троллейбусах работают автоматические счетчики пассажиров – о количестве безбилетников в салоне тут же сообщает компьютер.

Электронная транспортная карта пополняется в специальных терминалах, которые установлены в общедоступных местах».
Существует два варианта работы с электронными проездными: переносные терминалы, с которыми работает кондуктор, либо проход в транспорт через турникет. Но турникетное обслуживание в Саранске создаст много проблем с посадкой пассажиров. Например, в часы пик это может существенно задерживать транспорт. Поэтому, скорее всего, саранских кондукторов оснастят переносными терминалами. Чек, который выдаст устройство, и послужит билетом. Причем на этом билете будет фиксироваться вся информация – номер билета, дата, время, стоимость проезда, номер маршрута. Кроме того, по чеку вы сможете узнать, сколько денег осталось на вашей карте и доступный лимит поездок. Когда лимит исчерпается, просто пополните счет карты.
Кстати, планируется, что одной картой можно будет воспользоваться как в автобусе, так и в троллейбусе. Кроме того, по одной и той же транспортной карте смогут проехать два человека, просто с нее будет снята стоимость двух поездок.

Скорее всего, первыми электронные транспортные карты получат льготники. Также планируется, что электронный проездной будет интегрирован и в школьную карту, которая внедрена во многих школах Саранска в качестве безналичной оплаты школьного питания. Однако, как отметили в городской администрации, новая система оплаты проезда будет вводиться постепенно, и горожане не ощутят никаких неудобств.

«Вечерний Саранск»