Школьники Ичалковского района управляют роботами, ставят интерактивные химические опыты и пользуются электронными дневниками

10.01.2011 13:05

Кто бы раньше мог предположить такое, что начальник управления образования собирает директоров сельских школ не на обычное совещание, а на телеконференцию. Или что одиннадцатиклассница зарабатывает «пятерку» за химический опыт без единого реагента — и это действительно грамотный опыт с постепенным смешиванием всех веществ, необходимых для получения этилена. Или что школьникам не надо больше прилагать неимоверные усилия, чтобы вывести лишнюю «двойку» — в эпоху электронных дневников это не поможет скрыть от родителей горькую правду.

Ичалковский район — лидер по продвижению информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Он признан победителем республиканского конкурса муниципальных программ по использованию ИКТ во внеурочное время, который проводило Министерство образования РМ.

Сегодня здесь приходится 1 компьютер на 1,4 ученика, если брать в расчет компьютеры, имеющиеся дома у школьников (около 50% учеников имеют дома компьютеры с выходом в Интернет). И 1 компьютер — на 7 учеников, если считать только школьную технику. Для сравнения: в среднем по республике 1 компьютер — на 11 учеников. Но дело не только в количестве техники, а в том, что сегодня в школе не осталось такого вида работы, который бы обходился без компьютера. Все школы района: и центральные, и самые отдаленные, объединены локальной сетью, а значит они могут обмениваться информацией через Интернет в режиме он-лайн.

Когда в 2006 году в с.Береговые Сыреси открылась новая школа, на нее ходили любоваться со всей округи. А сегодня добротное кирпичное здание наполнилось современной «начинкой». В распоряжении учителей и учеников — 17 компьютеров и ноутбук, 2 мультимедийных проектора, 2 модема, интерактивная доска и возможность общаться с управлением образования и другими школами в режиме телеконференции.

— Посудите сами, от нас до райцентра — 45 километров. Мне что в Саранск съездить, что в Кемлю — одинаково, — объясняет директор Вера Романовна Сидельникова. — Совещание длится полтора-два часа, а с учетом дороги на него полдня уйдет, основное рабочее время. Вот из-за нерациональной траты времени я всегда переживаю больше всего. А ведь мне еще и транспорт нужно найти, бензин оплатить. А теперь многие вопросы мы решаем из своего кабинета в режиме видеозвонка.

Что такое скайп, молодежи объяснять не нужно. Если общаются два абонента, для них возможен и режим видеосвязи (из-за низкой скорости Интернета для большего количества абонентов пока возможна лишь голосовая связь).

А необходимость общаться, как выясняется, большая. Учителя-предметники обмениваются своими идеями, наработками. Директора решают свои текущие вопросы. Старшеклассники устраивают телеконференции со сверстниками из других регионов и стран. — В ближайших планах — ввести это новшество в работу всей системы образования района. Например, 10-го числа каждого месяца в 15 часов у нас совещание директоров, 20-е число — день завучей. Будут свои дни и у физиков, языковедов, и у всех других учителей — таким образом можно проводить районные методобъединения, — разъясняет начальник управления образования Администрации Ичалковского района Н.А. Арбузова.

Еще одно новшество, привнесенное компьютеризацией, — электронные дневники и журналы.

Казалось бы, большой нужды без конца проверять дневник сына у Галины Александровны Рыжовой нет. К учебе Сергей всегда относился серьезно. К тому же мама — учитель Гуляевской школы, где и учится сын. Понятно, что в любой момент она может поинтересоваться у коллег, чем в этот раз сын отличился на уроке.

— Но ведь без конца надоедать неудобно ... — говорит Галина Рыжова. — И все-таки выпускной класс — все серьезно. Стараюсь успеваемость сына держать под контролем. В любое время я могу посмотреть его оценки в электронном дневнике, ведь у нас дома есть компьютер и Интернет. Электронный журнал на класс завели в школе, все родители получили личный пригласительный код для входа на сайт.

Ученик Берегово-Сыресевской школы Саша Тимохин видит в этом свои преимущества:

— Если я пропустил занятия, то эти темы мне все равно надо нагонять. В моем электронном дневнике я вижу, что класс прошел на уроке, какие параграфы заданы для самостоятельного изучения, какие упражнения я должен сделать дома.

Понятно, что люди не в тундре живут... Но вот Саше приходится ездить сюда из с. Вечкусы. Все-таки это не Светотехстрой, где одноклассники живут в одном доме, а то и в одном подъезде. Наверняка он и без Интернета узнал бы все, что без него делали в школе. Но нынешней молодежи это, как они говорят, не прикольно. Да и проще им уже на мышку нажимать, чем набирать номер телефона...

От обычных дневников в школах пока не отказываются, потому что обеспеченность домашними компьютерами пока не стопроцентная. Но педагоги уверены, что скоро необходимость в привычных дневниках отпадет сама собой.

А как цифровые образовательные ресурсы разнообразили уроки физики, химии, биологии, географии! Ту самую практическую работу по получению этилена одиннадцатиклассница Гуляевской школы Алина Бурмистрова выполнила на «отлично». Хотя никаких колбочек и примесей в ее руках не было. На интерактивной доске, к которой подключена специальная программа, она «вливает» в пустую колбу один препарат за другим, смешивает, выдерживает необходимое время.

Ее одноклассник Сергей на уроке биологии продемонстрировал возможности электронного микроскопа. Микроскоп соединен с интерактивной доской. Через него парень разглядывает микропрепараты крови лягушки и человека. В простом микроскопе эти препараты видел бы он один, а здесь изображение выводится на экран для всего класса. Ребята внимательно разглядывают и сравнивают два микропрепарата. Они отчетливо видят, что в крови лягушки между клетками располагается ядро, а кровь человека — безъядерная.

А роботы в этом учебном году очаровали всех школьников района. В общей сложности на приобретение оборудования и программного обеспечения «Лего-робот» и «Лого-миры» школы потратили более 300 тыс. рублей. Это инновационные инструменты, благодаря которым дети играючи приобщаются к основам программирования и техническому творчеству.

Вот ученики Оброченской школы Андрей Куранов и Влад Соколов демонстрируют, что может их робот. Задают программу, по которой железный человечек начинает шагать и подпрыгивать. А машинке они сначала «велят» двигаться по спирали, потом — стрелять в препятствия, и как только на ее пути появляется преграда (любой предмет) — из дула действительно вылетают шарики.

На то, чтобы собрать этих роботов, мальчишки вместе с учителем информатики Евгением Ивановичем Куклевым потратили пять часов. Потом два часа отлаживали программы. А теперь только дают команды и увлеченно наблюдают. Влад — десятиклассник, о том, куда пойти учиться, уже задумывается. Говорит, что пойдет или на физмат, или на программиста.

— Такой выбор неслучаен, — комментирует учитель. — Для того, чтобы освоить программирование, нужно хорошо разбираться в предметах физико-математического цикла. Одного без другого не получится. А родители не понимают порой. Мама возмущается: купила сыну хороший компьютер, он целыми днями от него головы не поднимает, а по информатике учитель ставит «тройку»...Так мама ведь не разбирается, что у него там в компьютере происходит, может, просто игрушки... А чтобы преуспеть в серьезном деле, нужно усиленно заниматься. Вот роботы, я уверен, интереса ребятам прибавят. Я знаю, проводятся специальные турниры с этими роботами, школьники соревнуются: чей робот освоит больше команд и чище выполнит данные команды. Будем и в районе проводить такие турниры.

Временно школьники из Оброчного учатся в Рождественской и Баевской школах. В Оброчном завершается ремонт школы. Новоселье состоится в начале 2011 года. Кроме прочих новинок, здесь будет единственный в районе мобильный компьютерный класс. Это комплекс ноутбуков со специальной тележкой для их перевозки из кабинета в кабинет.

«Известия Мордовии»