Елена Яковлева: «Как можно выучить на хорошего режиссера или артиста за деньги?»
07.09.2018 14:44
Актриса поделилась взглядами на жизнь и кино
Одна из самых любимых актрис российского зрителя продолжает дарить радость многомиллионной армии почитателей. В творческой копилке кинообразов Яковлевой уже около ста ролей. Перечислять их можно долго: это и мегапопулярная «Каменская», и сериалы «Вангелия» и «Склифосовский», и художественные фильмы «Черновик», «Ёлки новые», «Последний богатырь», и, конечно же, «Интердевочка» Петра Тодоровского, прославившая артистку на всю страну. И что удивительно: с каждым годом интересных ролей у нее становится все больше. Они как бы сами ее находят. Так недавно Елена Яковлева получила приглашение от известного актера, а с недавних пор еще и молодого амбициозного режиссера Кирилла Плетнёва сняться в его комедии «Семь ужинов».
- Елена Алексеевна, как вам кажется, какая из ваших героинь больше всего на вас похожа? Одно время вас, помнится, сравнивали с Каменской…
- Нет, мне ни разу никто не сказал: «Это вылитая ты!». Да я и сама не могу сказать, что какая-то работа в фильме или телесериале была более близкой, чем другие. Актерская природа и заключается в том, чтобы что-то сыграть. Конечно же, на экране я проживаю жизни героинь. Но в основном они все равно произносят не мои слова: я бы сказала иначе и не так бы поступила. Причем не в какой-то конкретной ситуации, а вообще в любой.
- Какие у вас впечатления от съемок у Кирилла Плетнёва в картине «Семь ужинов»?
- Я во второй раз в жизни снимаюсь у режиссера-артиста. Раньше работала с Сергеем Юрьевичем Юрским. И хочу сказать, что при этом на съемочной площадке присутствует особая атмосфера. Понятно, что режиссер знает всех персонажей изнутри, и Кирилл Владимирович, когда готовился к проекту, как сейчас принято говорить, наверняка мысленно за всех артистов проиграл все роли - и мужские, и женские. И он примерно представляет, как это должно выглядеть. Поэтому для актера сниматься у режиссера-артиста - это довольно-таки ответственно. Скажу по себе, я, партнерствуя с кем-то из молодых девушек или женщин постарше на съемочной площадке, всегда проигрываю каждый эпизод и за себя, и за нее. И когда уже потом смотрю результат - чем-то остаюсь довольна, а что-то мне хотелось бы исправить… Поэтому, считаю, что для Плетнёва это вдвойне ответственно.
- А с ним как с актером вам сниматься не доводилось?
- Нет, это наш первый опыт совместной работы, первая встреча на съемочной площадке. Но он очень обаятельный и привлекательный, и мне он невероятно нравится как артист. И у него были уже очень неплохие режиссерские работы. Поэтому я с удовольствием согласилась сниматься в его новом фильме.
- Вы играете тещу, стремящуюся активно участвовать в семейной жизни дочери, давать ей советы. Вам близок этот образ?
- Знаю, что тещей в своей жизни я уже никогда не буду, поэтому нет! (Смеется.) Это просто мое представление о тещах.
- А сами в жизни никогда не сталкивались с такими тещами?
- Наверняка могла сталкиваться, так как у меня большое количество знакомых, уже являющихся чьими-то тещами. И довольно часто замечаешь, что многим из них не нравятся супруги, которых выбрали дочери. Почему так происходит - непонятно. Мне кажется, что свекрухи, в число которых вхожу и я, намного терпимее и терпеливее. Наверное, мамам девочек все время кажется, что их дочки самые лучшие, самые красивые и обаятельные, что они достойны лучшей жизни, их должны приглашать на все светские приемы, их портретами следует украшать обложки глянцевых журналов и так далее. А рядом с ними не принц и не олигарх, а обычный мужчина… Вот и моя героиня думает, что ее дочка могла бы найти себе избранника лучше. Так, наверное, кажется каждой маме девушки. В фильме «Семь ужинов» мама девушки пытается свое представление спроецировать на дочь: капает на мозг по поводу ее семейных отношений, но все это ради того, чтобы героиня Полины Максимовой, как ей кажется, жила лучше. Но хотелось бы, если теща пусть и капала, но чтобы из этого все равно вышло какое-то добро: или правильное формирование характера у дочери, или осознание у мамы, что не надо так активно навязывать дочке свое мнение. И если женщины, оказавшиеся в такой же ситуации, что-то близкое увидят в моей героине, то, может быть, поймут, какие они совершают ошибки. Но это ни в коем случае не нравоучение с моей стороны, а художественное отображение характера! (Улыбается.)
- А где еще вас можно будет увидеть на экране в ближайшее время?
- В сентябре должен выйдет новый фильм «Доминика», где моим партнером стал Андрей Чадов. Это очень смешное кино про девочку, которая в начале истории предстанет младенцем, но будет становиться старше каждый раз, когда начнет злиться. Я играю как раз Доминику, только уже в старшем возрасте. Режиссером картины стал совсем юный Олег Агейчев, это его первая большая работа. Я для себя решила, что хотя бы раз в год буду откликаться на просьбы молодых выпускников режиссерских факультетов, у которых пока нет ни громкого имени, ни бюджета. И вот мне позвонил этот замечательный мальчик. Когда с ним встретилась, я сначала вообще подумала, что он не режиссер - так молодо выглядел! Но случилось так, что он не только снял это кино, но и получил за него множество наград!
- Чем еще вам запомнились съемки?
- Знаете, скорее тем, как они происходили. Люди буквально «на коленке» создают кино, у них практически ничего нет: ни хорошего технического оснащения, ни должного количества света, многое вообще находят по знакомым и друзьям. Но при этом они делают фильм вопреки всему - и, к счастью, он у них получается. Это просто замечательно! И ты окунаешься в эту атмосферу после, скажем так, «бархатных» съемок, у именитых режиссеров и кинокомпаний, и тут вдруг на тебе! Но все удается.
- А что вас мотивирует участвовать в таких проектах? Интересный сценарий, оригинальная идея или желание помочь молодым режиссерам?
- Мне просто интересно, что будет дальше с нашим кино. Кого выпускают сегодня доблестные педагоги ВГИКа, у которых жизнь тоже, наверное, не сахар. Да и зарплаты у педагогов маленькие. Да и это платное образование. Как можно выучить на хорошего режиссера или артиста за деньги? Я этого не понимаю. Поэтому мне хочется быть поближе к тому, что нам предстоит в дальнейшем. Время бежит очень быстро, и все меняется. Какое оно, новое поколение режиссеров? О чем они думают, чего хотят, почему их заинтересовала именно эта тема?.. Я тут недавно еще снялась у одной девочки-режиссера. Она такая цельная натура, упрямая, пробивная. Сама понимает, что делает кино «на коленке» - но у нее явное ощущение, что она на площадке главная. Настоящий режиссер! У нее во всем альтруистические ноты, и это здорово! Вот только как будет называться фильм, я еще сама пока не знаю. Но я играла в той картине женщину, которой наяву является умерший муж. На первый взгляд может показаться, что она сошла с ума, но это с ней происходит на самом деле.
- Елена Алексеевна, оглядываясь назад, вы хотя бы раз жалели о том, что выбрали актерскую карьеру?
- Нет, ни разу!
- А о чем сейчас мечтаете?
- Очень бы хотела найти такого режиссера, каким был для меня Пётр Тодоровский. Хотя бы похожего на него. Чтобы у нас с ним рождались одинаковые мысли и желания на съемочной площадке… Пётр Ефимович умел так хорошо, подробно, по-доброму и по-честному разобраться с женской проблемой на экране. Ведь на женскую долю очень много всего выпадает: и быт, и работа, и еще куча всего. В наше время получается так, что на плечи женщины легло вообще всё, и куда ни посмотри - в любой профессии присутствует женская доминанта. А Пётр Тодоровский очень любил женщин и с настоящей мужской любовью рассказывал о них в каждой картине. В своих работах он не говорил о каких-то политических делах или фантасмагориях, а показывал реальные истории, и делал это с огромной любовью. Вот о встрече с таким режиссером я сейчас мечтаю…
Екатерина Шитикова
«Вечерний Саранск»