За громкое ЧП — негромкий приговор: в Рузаевке осудили виновных в крушении пассажирского поезда
21.12.2016 11:09

В минувший четверг внимание без преувеличения всех региональных СМИ было приковано к Рузаевскому районному суду. В девять утра здесь ожидалось последнее слово одного из обвиняемых по делу ЧП на железной дороге в Рузаевке, которое произошло в августе прошлого года. Напомним, тогда четыре вагона пассажирского поезда сообщением Екатеринбург – Адлер сошли с рельсов.
Спустя более года после железнодорожной аварии суд готов огласить приговор в отношении сразу двух обвиняемых. Решения Фемиды ожидали гражданские супруги - 27-летняя Екатерина Приказчикова и ее 48-летний сожитель Вячеслав Никишев. По версии следствия, именно они скручивали с путей металлические детали крепления и сдавали их в металлолом. Подобные промыслы не самых благополучных людей, без определенных занятий едва не обернулись крупной трагедией…
Не виноватый я…
Парочка «рузаевских террористов» - так успели окрестить Приказчикову и Никишева, подошли к зданию суда гораздо раньше назначенного времени. В ожидании, переминаясь с ноги на ногу, ни один из них не решался войти в здание. Но время бежало неумолимо, выкурив очередную сигарету, Никишев предлагает своей спутнице и подельнице войти.
Камеры, диктофоны приведены в готовность – уже в холле районного суда пытаемся пообщаться с парочкой, наделавшей столько шума не только в Мордовии, но и по всей стране (кадры с места ЧП транслировались по центральным каналам).
- Я уже все объяснила суду, - Екатерина дает понять, что не настроена на беседу.
Гражданский супруг хотел было выругаться в адрес назойливых журналистов, но «вторая половина» предостерегла от опрометчивого шага: «Молчи, Слава!»
Слава послушно умолкает.
А вот судебное заседание начинается вовсе не с подсудимых, а с журналистов. Председательствующий просит каждого из нас назвать имена. На перекличку уходит довольно много времени, но только после этого суд переходит непосредственно к делу.
Никишеву предоставляется последнее слово.
- К сходу поезда я не имею отношения, - уверен подсудимый. – Прошу не лишайте меня свободы, у меня жена с ребенком (авт: у обвиняемых в сентябре родился малыш). Она не может от него отойти, ни воды принести, ни другие дела сделать. А я все дома делаю…
Приказчикова обращалась к суду с последним словом на предыдущем заседании. Ее позиция такова: «Детали с путей не скручивали, а собирали лишь незакрепленные металлические крепления».
До оглашения приговора «рузаевским террористам» объявляется недолгий перерыв, после него оглашается решение.
Негромкий приговор
Из приговора следует, что обвиняемые в течении 3-х дней скручивали крепления с железнодорожных путей и сдавали их в пункты приема металлолома. Всего было похищено «90 бесподкладочных рельсовых скреплений со шпалами, что повлекло повреждение (ослабление) рельсо-шпалочной решетки на протяжении 14,5 метров пути». На участке, где непосредственно произошел сход вагонов, специалисты не досчитались 27 деталей. Выручка гражданских супругов составила чуть больше 4-х тысяч рублей. А вот ущерб, причиненный железнодорожным компаниям, оценен в 4,6 млн. руб.
Преступление квалифицировано как кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору и повреждение путей сообщения. Екатерина Приказчикова за совершенное преступление, которое едва не обернулось трагедией, получила лишь два года условно. В качестве смягчающего обстоятельства было учтено то, что у нее есть маленький ребенок. А вот для Вячеслава Никишева отцовство отнюдь не стало спасением. По приговору суда он отправится на два года в колонию строгого режима. Смягчающих обстоятельств у «главы семейства» практически нет, скорее наоборот, отягчающие. Выясняется, что Никишев - рецидивист: 15 лет от звонка до звонка он отсидел за умышленное убийство и освободился лишь в 2010 году. Вот такое вот негромкое наказание за происшествие, наделавшее немало шума в масштабах страны.
Нерешенным остался вопрос с возмещением многомиллионного ущерба, его рассмотрят отдельно в рамках гражданского делопроизводства. Не исключено, что выплачивать причиненный ущерб транспортным компаниям и пострадавшим пассажирам придется также Никишеву и Приказчиковой. Вопрос только в том, где безработные и не стремящиеся к труду люди возьмут эти миллионы? Снова пойдут воровать металл?
Впрочем, и на этом дело о ЧП на рузаевской железной дороге, судя по всему, не завершится. По данным Рузаевской транспортной прокуратуры, сейчас расследуется еще одно уголовное дело по нарушению правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В этом деянии подозревают работника рузаевской дистанции пути – монтера путей.
Напомним, первые сообщения о ЧП на железной дороге в Рузаевке стали поступать 8 августа 2015 года после одиннадцати часов утра. Четыре вагона пассажирского поезда №233 сообщением "Екатеринбург-Адлер" сошли с рельсов в 2 км от станции Рузаевка в районе переезда Красный Клин. Людей выводили босиком, полураздетых. Добраться до своих вещей пассажирам 15-го вагона было невозможно.
"Маленькая девочка, по всей видимости, спала, ее вынесли в одних трусиках. Люди были в шоке и долго не могли прийти в себя. Все это, конечно, ужасно, но могло быть гораздо хуже, если бы, не дай Бог, вагон упал вниз", - рассказывали пассажиры поезда.
Задержаться пришлось на несколько часов, но в тот же день пассажиров отправили на электричке до Пензы. Оттуда на поезде, к которому были прицеплены дополнительные вагоны, их доставили до места назначения. Восстановительные работы на железной дороге, где произошло ЧП, продолжались до половины второго ночи.
Ирина ЕГОРОВА
«Известия Мордовии»