Дом-музей Степана Эрьзи в Баево закрыт на реконструкцию
02.11.2016 12:29

Он появился на свет 27 октября (8 ноября по новому стилю) 1876 года в крестьянской семье, в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии. Был крещен на родине матери в церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя и Чудотворца Николая в селе Ахматово, Ардатовского уезда Симбирской губернии 31 октября (12 ноября) того же года. В старинной метрической книге сохранилась запись о его крещении: «Деревни Баевой крестьянин Дмитрий Иванов и законная жена его Мария Ивановна. Восприемники: той же деревни крестьянин Иван Стефанов и крестьянина Стефана Авдеева жена Пелагея Ивановна. Таинство крещения совершил священник В. Алексеев с причетниками А. Снегиревым и П. Трояновым».
До празднования 140-летия со дня рождения гениального мордовского скульптора Степана Нефёдова, известного во всем мире под творческим псевдонимом Эрьзя, остается совсем немного. Через неделю на официальных торжеств по случаю юбилея на малую родину великого художника в с. Баево съедутся поклонники его творчества из разных уголков нашей страны и дальнего зарубежья. В том числе планируется приезд Чрезвычайного и Полномочного Посла Аргентины в России Пабло Ансельмо Теттаманти и Грациела Лимардо - директора музея Эдуардо Сивори в Буэнос-Айресе, где почти четверть века жил и создавал свои неповторимые произведения великий сын мордовского народа.
А мы решили съездить на родину к Эрьзе накануне. Без приглашения.
От Саранска до Ардатовского района по ровной скатерти асфальта при ясной погоде добираемся за полтора часа. Сельская улица встречает нас крепкими добротными домами. Сразу чувствуется твердая хозяйская рука и рачительность баевцев. В центре села на месте прежнего допотопного клуба красуется современный Национальный культурный центр, по соседству с которым справа скромно притулился домик местной администрации, напротив - новое нарядное двухэтажное здание детсада.
Переглянувшись с фотографом, удивленно спрашиваем друг друга: «А где музей Эрьзи?». Точно помню обычный деревянный домик, выкрашенный зеленой масляной краской, с белыми резными наличниками и «удобствами во дворе». Ещё 3 сентября, когда Глава республики Владимир Волков встречался с местными жителями, именно таким мы видели Эрьзинский домик, как-то по-сиротки выглядевший рядом с импозантным Национальным культурным центром. Именно тогда заведующая домом-музеем Светлана Ладяшкина попросила руководителя региона помочь в проведении реконструкции мемориального комплекса. 27 октября мы, честно, не сразу признали в изменившемся внешне строении прежний «мемориал».
- Наш музей открыли в 1976 году. Баевцы, да и вообще ардатовцы гордятся своим великим земляком. Правда, дом, принадлежавший семье Нефедовых, где родился будущий художник, не сохранился. А после кончины скульптора, его музей размещался сначала в маленьком уголке местной школы, позже - в отдельном крошечном домике, напоминавшем избу Нефедовых. Я сама из соседнего села Тургенево, но нас детишками привозили сюда на экскурсию «к Эрьзе», в саманный дом, крытый соломой. А к 100-летию со дня рождения скульптора недалеко от того места, где стояла изба Нефедовых, открыли уже настоящий дом-музей. Баевские мужики сами срубили стены, покрыли железом, провели электричество. Перед окнами сельчане разбили палисадник. Кстати, сначала зимой дом обогревался обычной деревенской печью, которую топили дровами, углем. Позже, когда село газифицировали, провели газовое отопление.
В октябре 1991 года у входа в музей установили памятник С. Д. Эрьзе, созданный московским скульптором Алдоной Ненашевой. Но за минувшие 40 лет ремонта практически не производилось. В прошлом году по федеральной программе «Доступная среда» выделили 800 тысяч рублей. Хотя на дефицит посетителей грех жаловаться, - признается заведующая. - К нам регулярно приезжают и взрослые, и особенно много школьников, студентов, целыми группами, гости не только из Мордовии и соседних регионов, но и иностранцы. И нередко люди, проезжая мимо, видят у дороги указатель «Дом-музей С. Д. Эрьзи» и загораются желанием посмотреть. Однако, крутые ступени крыльца превращались в препятствие для маломобильных посетителей. И к нынешнему юбилею скульптора нам хотелось не просто расширить вход, оборудовать его пандусом, но сделать дом Эрьзи по-настоящему уютным - для всех. Для полной реконструкции нам не хватало средств. Набравшись смелости, я обратилась с просьбой посодействовать в решении проблемы к Владимиру Волкову. И буквально в тот же день, нам позвонили из Администрации Главы РМ, мы получили «добро».
Около месяца потребовалось на оформление обязательных юридических формальностей. В начале октября строители приступили к работе. За полмесяца, без проволочек, повыше засучив рукава, демонтировали старую кровлю, заменив её на более прочный и долговечный ондулин. Стены снаружи обшили имитированным под лиственницу брусом, провели и смонтировали водопровод. Так что теперь, для удобства прибывших издалека гостей в сенях оборудована теплая санитарная комната, оснащенная современной «городской» сантехникой, с горячей и холодной водой. Отдельно имеется автономная котельная. Светлана Борисовна лично ежедневно контролирует процесс реконструкции, поскольку тут важно все: и соблюдение норм пожарной безопасности, и поддержание строго определенной температуры и влажности внутри помещения, и качественная подсветка экспозиции.
Прежним останутся только стены и пол. Остальная отделка выполняется с использованием современных, экологически чистых материалов.
«При этом в интерьере мы сохраним атмосферу деревенской избы, в которой рос Степа Нефёдов, - поясняет Светлана Ладяшкина, - уголок эрзянского быта с младенческой зыбкой, крепившейся к потолку, инструментами женского рукоделия - прялкой, гребнем для вычёсывания шерсти, костюм эрзянки, образцы национальной вышивки, пари и т. п. В нашей экспозиции нет подлинных произведений самого скульптора, но есть работы его учеников Е. Мроз, А. Сакс и его племянника М. Нефедова. А кроме того, у нас хранятся личные вещи С. Д. Эрьзи - куртка, шляпа, заварочный чайник и сковорода из его московской мастерской, образцы материалов, с которыми он работал, книги о биографии и творчестве мастера. Но, кроме того, - интригующе сообщает заведующая, - к юбилею мы несколько обновим экспозицию. Чем? Сами увидите».
На «перекуры» и разговоры с журналистами строителям отвлекаться некогда. Единственно, они сказали, что сами саранские, но в детстве тоже бывали в этом музейном домике Эрьзи, с искренним трепетом относятся к его личности и творчеству. И трудятся теперь, видно, на совесть. К 5 ноября они твердо намерены завершить реконструкцию.
Но ремонтом здания музея реконструкция мемориала не ограничится. За Домом Эрьзи и Национальным культурным центром раскинулось зеркало пруда «Бодя лей». Ещё летом у берега баевцы своими силами соорудили деревянный пирс. Территорию за мемориалом выложили асфальтом. Вдоль асфальтированной дорожки совсем скоро выстроится аллея парковых скульптур, созданных современными умельцами, которые через пару дней съедутся в Баево из разных регионов страны и районов Мордовии на Всероссийский конкурс «Поющее дерево». Свои творения они подарят Эрьзе и его землякам. И они станут ещё одной эксклюзивной достопримечательностью сельской глубинки.
А в Баево появится такой своеобразный культурно-туристический комплекс - с музеем, национальным центром и симпатичной природно-парковой ландшафтной зоной.
Мила МЕЛЬНИКОВА
«Известия Мордовии»