Спасти мордовскую вышивку от забвения
15.12.2009 16:08
Пурпурная нить мордовской вышивки замысловатым орнаментом проходит через века истории народа. И чтобы не оборвалась эта линия, не кануло в Лету искусство мокшанских и эрзянских вышивальщиц, ее должны вести умелые руки мастера.
У каждого времени свои герои. Сегодня душа мордовской вышивки — это Татьяна Николаевна Гвоздева, известный в Мордовии и за ее пределами мастер и педагог. Русская по национальности, но беззаветно влюбленная в мордовскую культуру, она не отделяет историю своей жизни от истории развития искусства национальной вышивки. Беседовать с мастером об этом можно часами. Татьяна Николаевна знает историю вышивки, она ей живет, она ее творит. Итак, мордовская вышивка вчера, сегодня и завтра...
Мордовский орнамент в зеркале истории
Удивительно, но своему второму рождению мордовская национальная вышивка обязана русской женщине, к тому же — жене врага советского народа. Зоя Осиповна Говрова в годы репрессий отбывала десятилетний срок в Зубово-Полянских лагерях. В то время женщины-конвоиры ходили в национальной одежде. В заключении Зоя Осиповна нашла себе занятие по душе — со скрупулезностью исследователя стежок за стежком она зарисовывала орнамент с одежды мордовок-конвоиров.
Освободившись, Говрова переехала в Саранск, где стала вести кружок по национальной вышивке в Доме народного творчества. И только рисунки Зои Осиповны помогли восстановить бесценную систему ходов мордовской вышивки, формировавшуюся веками и так безжалостно уничтоженную, сожженную на кострах вместе с другими предметами национальной одежды в советское время своими же владельцами.
Другой человек, чья любовь к народному искусству спасла мордовскую вышивку от забвения и о котором с особой теплотой рассказывает Татьяна Гвоздева, это Петр Федорович Рябов, директор детской художественной школы, где она когда-то училась. Благодаря его энтузиазму и завидному упорству в школе появился единственное на тот момент прикладное отделение в Мордовии. Неизвестно, как Петру Федоровичу удалось убедить начальство, но он добился того, чтобы в его учебном заведении преподавали носители вышивки, женщины без образования, впитавшие искусство своего ремесла с молоком матери.
«Именно благодаря этому человеку у меня были такие замечательные учителя — простые мокшанки и эрзянки. Каждая преподавала технику вышивки своего района, а я впитывала их опыт как губка. Может быть, даже хорошо, что я — русская — занимаюсь мордовской вышивкой. Ведь носитель исповедует прежде всего ту технику, которую испокон веков передавали из поколения в поколение в родном селе, а мне сам Бог велел разбираться одинаково хорошо во всех приемах и техниках», — рассказывает Татьяна Гвоздева.
Душа мордовской вышивки
Сегодня имя мастера Гвоздевой — это знак качества. Татьяна Николаева не гонится за современными тенденциями. Ее стезя — сохранение аутентичных форм, строгое следование заветам потомственных вышивальщиц.
Заслуженный работник культуры, мастер года, обладатель многочисленных грамот от Министерства культуры РМ, участник международных выставок и конференций в Эстонии, Финляндии, Германии — не перечесть званий и заслуг Татьяны Гвоздевой. Не случайно именно к Татьяне Николаевне правительство республики обратилось с просьбой подготовить для Президента Финляндии и Премьер-министра Венгрии, которые несколько лет назад посетили Мордовию, подарки — удивительные по красоте, расшитые национальной вышивкой4-метровые скатерти.
Во время одной из зарубежных поездок к стенду с работами мастера подошли гости из Японии. Они долго и эмоционально обсуждали что-то на своем языке и, наконец, спросили, при помощи какой машины была выполнена вышивка на ее работах. Татьяне Николаевне пришлось битый час разъяснять японцам, не верящим в рукотворность ее произведений, что ни одна машина не способна выполнить такую задачу. Техника мордовской вышивки не знает алгоритмов, не поддается математической логике, она понимает лишь язык души мастера.
Будущее прикладного искусства
Татьяна Гвоздева уверена — у мордовской вышивки есть будущее, а у мастера есть возможность в него заглянуть. Детская художественная школа № 2, где преподает Татьяна Николаевна, каждый год набирает девочек, которые готовы всерьез заниматься прикладным искусством. Многие показывают неплохие результаты на российских фестивалях и выставках. Некоторые выпускницы Татьяны Гвоздевой приняли решение продолжать обучение в институте культуры. «Достойная смена есть. И пусть прикладное искусство не так популярно среди современных детей, как спорт или бальные танцы, но голос предков зовет мордовочек вновь и вновь возвращаться к ремеслу бабушек», — считает мастер.
У каждого времени свои герои. Сегодня душа мордовской вышивки — это Татьяна Николаевна Гвоздева, известный в Мордовии и за ее пределами мастер и педагог. Русская по национальности, но беззаветно влюбленная в мордовскую культуру, она не отделяет историю своей жизни от истории развития искусства национальной вышивки. Беседовать с мастером об этом можно часами. Татьяна Николаевна знает историю вышивки, она ей живет, она ее творит. Итак, мордовская вышивка вчера, сегодня и завтра...
Мордовский орнамент в зеркале истории
Удивительно, но своему второму рождению мордовская национальная вышивка обязана русской женщине, к тому же — жене врага советского народа. Зоя Осиповна Говрова в годы репрессий отбывала десятилетний срок в Зубово-Полянских лагерях. В то время женщины-конвоиры ходили в национальной одежде. В заключении Зоя Осиповна нашла себе занятие по душе — со скрупулезностью исследователя стежок за стежком она зарисовывала орнамент с одежды мордовок-конвоиров.
Освободившись, Говрова переехала в Саранск, где стала вести кружок по национальной вышивке в Доме народного творчества. И только рисунки Зои Осиповны помогли восстановить бесценную систему ходов мордовской вышивки, формировавшуюся веками и так безжалостно уничтоженную, сожженную на кострах вместе с другими предметами национальной одежды в советское время своими же владельцами.
Другой человек, чья любовь к народному искусству спасла мордовскую вышивку от забвения и о котором с особой теплотой рассказывает Татьяна Гвоздева, это Петр Федорович Рябов, директор детской художественной школы, где она когда-то училась. Благодаря его энтузиазму и завидному упорству в школе появился единственное на тот момент прикладное отделение в Мордовии. Неизвестно, как Петру Федоровичу удалось убедить начальство, но он добился того, чтобы в его учебном заведении преподавали носители вышивки, женщины без образования, впитавшие искусство своего ремесла с молоком матери.
«Именно благодаря этому человеку у меня были такие замечательные учителя — простые мокшанки и эрзянки. Каждая преподавала технику вышивки своего района, а я впитывала их опыт как губка. Может быть, даже хорошо, что я — русская — занимаюсь мордовской вышивкой. Ведь носитель исповедует прежде всего ту технику, которую испокон веков передавали из поколения в поколение в родном селе, а мне сам Бог велел разбираться одинаково хорошо во всех приемах и техниках», — рассказывает Татьяна Гвоздева.
Душа мордовской вышивки
Сегодня имя мастера Гвоздевой — это знак качества. Татьяна Николаева не гонится за современными тенденциями. Ее стезя — сохранение аутентичных форм, строгое следование заветам потомственных вышивальщиц.
Заслуженный работник культуры, мастер года, обладатель многочисленных грамот от Министерства культуры РМ, участник международных выставок и конференций в Эстонии, Финляндии, Германии — не перечесть званий и заслуг Татьяны Гвоздевой. Не случайно именно к Татьяне Николаевне правительство республики обратилось с просьбой подготовить для Президента Финляндии и Премьер-министра Венгрии, которые несколько лет назад посетили Мордовию, подарки — удивительные по красоте, расшитые национальной вышивкой
Во время одной из зарубежных поездок к стенду с работами мастера подошли гости из Японии. Они долго и эмоционально обсуждали что-то на своем языке и, наконец, спросили, при помощи какой машины была выполнена вышивка на ее работах. Татьяне Николаевне пришлось битый час разъяснять японцам, не верящим в рукотворность ее произведений, что ни одна машина не способна выполнить такую задачу. Техника мордовской вышивки не знает алгоритмов, не поддается математической логике, она понимает лишь язык души мастера.
Будущее прикладного искусства
Татьяна Гвоздева уверена — у мордовской вышивки есть будущее, а у мастера есть возможность в него заглянуть. Детская художественная школа № 2, где преподает Татьяна Николаевна, каждый год набирает девочек, которые готовы всерьез заниматься прикладным искусством. Многие показывают неплохие результаты на российских фестивалях и выставках. Некоторые выпускницы Татьяны Гвоздевой приняли решение продолжать обучение в институте культуры. «Достойная смена есть. И пусть прикладное искусство не так популярно среди современных детей, как спорт или бальные танцы, но голос предков зовет мордовочек вновь и вновь возвращаться к ремеслу бабушек», — считает мастер.
«Известия Мордовии»