Роль Воланда предлагали Жану Рено!

02.12.2009 14:29

Четыре года назад на российские телеэкраны вышел сериал «Мастер и Маргарита» от режиссера Владимира Бортко. Один из самых зрелищных проектов 2005 года едва не стал и самым скандальным. Дмитрий Нагиев в роли Иуды! Сергей Безруков сыграл Иешуа, а Кирилл Лавров – неожиданно старенького, «сушеного» Понтия Пилата! Далеко не все зрители согласились и с тем, что лучшая кандидатура на роль Воланда – Олег Басилашвили.

Время сделало свое дело. Мы привыкли к Лаврову в римских доспехах и Безрукову в рубище Га Ноцри. Споры вокруг фильма давно утихли – и телеканал «Россия» вновь рассказал нам историю Маргариты и ее Мастера. Пересмотрев сериал, мы еще раз отдаем должное работе Бортко: зрелищности, трюкам, мастерству режиссера и актеров.

Мастеру «отдали» голос Безрукова

Игра актеров (что ни имя - то знаменитость) в фильме прекрасна. Еще бы – ведь съемкам предшествовали долгие пробы. Маргариту могли сыграть Ингеборга Дапкунайте, Ольга Будина. В итоге режиссер остановился на Анне Ковальчук. В шляпке и платье в стиле 30-х годов она оказалась очень похожа на жену Булгакова Елену - прототип главной героини романа.

Сыграть Мастера «светило» Владимиру Машкову. Но на момент съемок тот подписал два контракта в Голливуде. На роль Мастера позвали Евгения Миронова. Тот отказался, сказав: «…не дорос. Моложав слишком». Главным героем картины стал Александр Галибин. Но озвучил его роль вездесущий Безруков: по словам Бортко, в романе Булгакова образы любимого Маргариты и Га Ноцри тесно связаны.

Роковую роль Воланда режиссер предложил Олегу Янковскому. Тот отказался и от нее, и от права «стать» Понтием Пилатом. На роль «темного властелина» звали и Гарри Олдмена, и Жана Рено. В результате весьма убедительно Воланда сыграл Олег Басилашвили (наверняка дорогие и капризные западные «легионеры» не смогли бы так хорошо справиться с этой ролью). И когда его герой гневно рявкает на Ивана Бездомного: «Так дьявол все-таки не существует?!» - у зрителя мурашки бегут по коже…

Александр Абдулов - «чародей, маг, виртуоз!»

Что бы ни говорили, хорошо с ролью справился и Лавров. Бортко - мудрый режиссер: как знать, может быть, именно таким - поседевшим в боях, сухоньким, но грозным Суворовым - и был задуман Булгаковым его Понтий Пилат?

Жаль, но мы уже начали терять актеров из команды «Мастера и Маргариты». Ушли из жизни Лавров, Абдулов… Последний очень хотел сыграть Коровьева из своего любимого романа. Но… Сначала на роль «клетчатого» Абдулова не утвердил Юрий Каро. В «Мастера и Маргариту» Элема Климова актер не попал из-за того, что режиссер не нашел денег под картину. В 2000 году заветную роль Александру предложил Владимир Бортко. Но проект закрылся по непонятным причинам. Спустя четыре года Бортко вновь пригласил Абдулова. Артист горячо благодарил режиссера:

- Я - идеальный Коровьев! - говорил он. - Чародей, маг, виртуоз, профессионал, мозги, мотор и юмор!

Команду Бортко благословил священник

Говорят, что актеры не очень-то любят «зловещий» роман Михаила Булгакова. На то есть свои причины. Во время репетиций спектакля «Мастер и Маргарита» в Театре имени Франко умер актер Аркадий Гашинский, а сыгравший вместо него Воланда Анатолий Хостикоев получил тяжелейшую травму ноги.

Тем не менее, мистических случаев, сопровождавших съемки фильма Бортко, не было. По просьбам артистов режиссер пригласил на «Ленфильм» священника. Батюшка окропил всех актеров святой водой и заверил, что церковь не имеет претензий к «Мастеру и Маргарите», а лично ему роман очень нравится. И съемки прошли без происшествий.

С риском для жизни

Какое кино без трюков и спецэффектов? Словно Дэвид Копперфилд, в «Мастере и Маргарите» Анна Ковальчук «летала» на тросах, которые крепились к корсету, сделанному специально для нее - и не где-нибудь, а в НИИ протезирования. А во время съемок бала у Воланда актрисе пришлось вынести испытания не менее тяжелые, чем ее героине. На Ковальчук надели железную корону, 15-килограммовый железный корсет и металлические же туфли. Болты от туфель так впивались в ноги актрисы, что следы от них не проходили несколько недель.

Дворец Воланда рисовали на компьютере – огромного (как в романе) помещения для съемок, способного вместить сотни гостей бала, оркестры и фонтаны, найти не удалось. Гигантской, как дворец, должна была быть и лестница, по которой поднимаются гости Воланда. Сначала решили, что ее сделает компьютер. Оказалось, что лестница нужна реальная: актеры не смогут подниматься по виртуальным ступеням. В самом большом павильоне «Ленфильма» соорудили пятнадцать метров ступенек. Компьютер легко «удлинил» лестницу в несколько раз. Включается камера, по лестнице поднимается массовка – и упирается в стену. За декорацией разместили техническую лестницу. Из-за нехватки места она получилась очень крутой, десятиметровой высоты. И по ней актрисы в туфлях на каблуках десятки раз спускались вниз, буквально рискуя жизнью!

Сцену бала вновь доверили компьютеру. Десяток танцующих перед кинокамерой пар он превратил в целые толпы гостей. А вот фонтаны в фильме были настоящие. Их снимали по ночам в Петергофе. Руководство музея пошло навстречу киношникам: с наступлением темноты в фонтанах включали воду и позволяликупаться в них обнаженным спортсменкам из массовки. Девчата плескались при температуре в плюс три!

Даешь рекорд!

1. Десять серий экранизации романа Булгакова (520 минут киноизображения, практически четыре полнометражных фильма) сняли и смонтировали всего за полтора года.

2. 164 минуты «Мастера и Маргариты» созданы при помощи компьютерной графики. Это рекорд для отечественного кино. Над фильмом «колдовали» сразу четыре компьютерные фирмы – творческая команда из ста специалистов!

3. В картине - 57 булгаковских персонажей. И всех их играют известные актеры! Даже роли второго плана предложили «звездам»: Валентину Гафту, Нине Усатовой, Дмитрию Нагиеву (который хотел сыграть Воланда, а стал Иудой).

4. Всего в фильме снялись 500 артистов. Для каждого из них был придуман образ и сшит костюм. Дороже всего обошлись съемки древней Иудеи – сцены с легионерами и лошадьми в кадре. К слову, дворец Понтия Пилата снимали в Болгарии и Ливадии, Ершалаим - в крымском Судаке.

5. Начиненных электроникой кукол кота Бегемота и «летающего» борова изготовили в Москве - специалисты той самой фирмы, которая отвечала за спецэфекты в фильме «Ночной дозор». Первоначально Бегемота хотели заказать в Голливуде - но западные мастера заломили чересчур высокую цену за непростую работу. В итоге «кот» отечественного образца обошелся куда дешевле импортного.

«Известия Мордовии»