Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия. 27 ноября 2009 г.

02.12.2009 14:38

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые депутаты Государственного Собрания! Уважаемые товарищи!

Прошел ровно год с того дня, когда здесь, в этом зале, я обратился к вам с предыдущим Посланием. Это было очень тяжелое время, когда все мы, республика, страна, весь мир, столкнулись с потрясениями невиданного масштаба.

Экономике Мордовии, имеющей самую высокую в стране долю машиностроения, кризис нанес ощутимый ущерб. Но масштабные антикризисные меры, принятые Правительством России, нами, позволили к середине этого года стабилизировать ситуацию. Хотя она и сейчас остается очень сложной.

Несмотря на тяжелейшие испытания и драматизм уходящего года, у нас не закрылся ни один крупный завод, нет массовой безработицы, практически нет долгов по заработной плате.

Сохранился рост в аграрном секторе: получен рекордный урожай зерна и сахарной свеклы, увеличилось производство мяса, молока и яиц. Мы вышли на лидирующие позиции по производству сельхозпродукции на душу населения не только в ПФО, но и в России. По прогнозам, спад внутреннего регионального продукта республики по сравнению с прошлым годом будет в 2 раза меньше среднероссийского. Конечно, жители республики на себе почувствовали последствия кризиса. А многие оказались в очень сложном положении. И мы совместно с Правительством страны делали всё возможное, чтобы помочь людям, обеспечить все социальные гарантии, реализовать все принятые до кризиса долгосрочные социальные программы. И эту работу мы будем продолжать.

Но, несмотря на все тяжелые обстоятельства, стратегия нашей работы в уходящем году определялась не просто борьбой с кризисом, но и необходимостью укрепления ведущих отраслей экономики, социальной сферы, наращивания потенциала развития.

Президент России Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию назвал вопрос модернизации и технологического обновления всей производственной сферы «вопросом выживания нашей страны в современном мире» и выдвинул цель всесторонней модернизации российского общества. Развернутую программу действий, конкретных шагов по решению связанных с этим задач представил Председатель Правительства России В.В.Путин в своем выступлении на съезде партии «Единая Россия».

Реализация этих задач потребует огромных усилий. Итоги этой нашей работы решающим образом определят место Мордовии в движении России вперед, ее ближайшее и отдаленное будущее, то, как будут жить люди в нашем крае, как будут жить дети, внуки и правнуки.

Сегодня все эти вопросы наполнены для нас особым смыслом – историческим и по звучанию, и по значению.

В начале 2009 года Президент России Д.А.Медведев подписал Указ о праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, которое состоится в 2012 году. Оргкомитет по подготовке к юбилею, который будет отмечаться не только в стране, но и на международном уровне, возглавил Председатель Правительства России В.В.Путин.

Масштабы созидательной деятельности, запланированной в рамках подготовки к юбилею, не имеют аналогов в истории Мордовии. Это возведение важнейших объектов здравоохранения, культуры, образования, спорта, строительство дорог и т.д. Все это сочетается с судьбоносным мегапроектом создания в Саранске Технопарка, который станет настоящей фабрикой высоких технологий и сможет вывести республику на принципиально новый уровень развития.

Но подготовка к 1000-летию налагает на нас и огромную ответственность.

Какой придет Мордовия к этой дате? Насколько преобразится облик республики? Каким будет потенциал ее развития? Какую роль сыграет юбилей в судьбе одного из государствообразующих народов России и его древнейшей культуры?

Ответы на эти вопросы будут зависеть, прежде всего, от нас самих. От желания каждого внести свой вклад в это святое дело, сделать нашу малую родину богаче и красивее, от стремления быть причастным к историческому событию, которое бывает один раз в 1000 лет.

Задачи, которые нам предстоит решить и которым посвящено настоящее Послание, рассчитаны на думающих, умеющих брать на себя ответственность управленцев, инициативных представителей бизнеса, работающих на благо общества сотрудников правоохранительных органов, грамотных работников бюджетной сферы, перспективную и амбициозную молодежь.

ЭКОНОМИКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА, ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

Как я уже сказал ранее, кризис нанес экономике Мордовии ощутимый ущерб. Спад производства имел место в большинстве отраслей ее реального сектора. И естественно, главные наши усилия были направлены на активное противодействие этому спаду.

Многие предприятия при поддержке правительств России и республики провели реструктуризацию образовавшейся задолженности, получили отсрочку по платежам в республиканский бюджет, поддержку в обслуживании кредитов, льготы по налогам на прибыль, на имущество, инвестиционные налоговые кредиты и займы. Активно использовались механизмы поручительства и государственного заказа, возможности Федеральной программы дополнительной занятости населения.

Со значительно меньшими потерями прошли этот период наши предприятия, которые ранее активно занимались и продолжали даже в этот сложный период также активно работать над внедрением новейших технологий.

Это прежде всего: «Сарансккабель-Оптика», «Саранский телевизионный завод», «Электровыпрямитель», «Вагоноремонтная компания», «Ковылкинский электромеханический завод», «Биохимик», «Мордовцемент», «Лато», «Рузаевский стекольный завод», «Сегежская упаковка «Саранск», «Три-С», «Комбинат строительных материалов», «ЖБК-1», «Ремстрой», «Рузтекс», «Ламзурь-С», «Сыродельный комбинат «Ичалковский», «Молочный комбинат «Саранский», «Консервный завод «Саранский», «Ромодановосахар», «Саранский комбинат макаронных изделий», «Мордовский комбинат хлебопродуктов» и другие.

В итоге нам удалось избежать худшего сценария развития событий. Динамика основных социально-экономических показателей по году у нас будет лучше, чем в целом по стране. Снижение такого интегрированного показателя, как ВРП, в республике ожидается на 4 процента против прошлогоднего уровня (надо отметить, падение мы имеем впервые за последние 13 лет). В стране падение ВВП по сравнению с уровнем прошлого года ожидается на 8,5 процента.

В течение года мы создали более 8,5 тысячи временных рабочих мест, сохранили занятость работников, попавших под угрозу увольнения, не допустили массового сокращения и роста безработицы. Она у нас сегодня составляет 1,5 процента, что почти в два раза ниже общероссийского уровня. Мы не допустили снижения реальной заработной платы, а в стране она на 4 процента ниже прошлогодней.

Но поводов для самоуспокоения у нас не должно быть. И сегодня, когда появились первые признаки оживления в экономике, нам необходимо еще активнее работать над перспективными задачами!

Основным приоритетом для республики должно остаться построение высокоэффективной конкурентоспособной экономики на основе разработанной в прошлом году Стратегии развития Мордовии до 2025 года.

В 2010 году республике надо не только вернуться на докризисный период, но и обеспечить рост ВРП на 4-5 процентов к уровню докризисного 2008 года и на 8-10 процентов против уровня 2009 года, хотя по стране планируется выйти на докризисный уровень в 2012 году.

Для решения этой задачи нам необходимо реализовать ряд новых крупных проектов. В следующем году надо завершить строительство производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья на «ВКМ-Стали», ввести новый завод по производству цемента сухим способом на «Мордовцементе», продолжить реализацию проектов развития производства компонентов и приборов силовой электроники на основе карбида кремния на «Электровыпрямителе», увеличить мощности по производству волоконно-оптических кабелей связи, встроенных в грозозащитный трос на «Сарансккабель-Оптике», ввести вторую линию по выпуску волоконно-оптических кабелей связи в обществе «М-Пласт», современное фармацевтическое производство на «Биохимике», производство оборудования для глубокой переработки нефти и газа и современной сельхозтехники на «НефтехГазМаше», провести модернизацию мощностей Кадошкинского электротехнического завода, Саранского ДСК, завершить строительство сыроваренного завода «Сармич», третью очередь модернизации Ромодановского сахарного завода. На «Сарансккабеле» начать работы по увеличению мощностей по производству силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена напряжением до 500 кВ.

Мы должны сделать все, чтобы Мордовия осталась центром светотехнической отрасли страны. С этой целью необходимо запустить производство полупроводниковых светотехнических приборов и энергосберегающих светильников на «Электровыпрямителе», заводе точных приборов и ВНИИИС, эффективных электронных пускорегулирующих аппаратов для светотехники на «Орбите» и Ардатовском светотехническом заводе.

Правительству республики необходимо продолжать поиск возможных вариантов сохранения и возрождения в новом качестве нашего крупнейшего светотехнического предприятия «Лисма».

Надо вплотную заняться проблемами предприятий легкой промышленности, вопросами развития лесного комплекса и лесопереработки, транспортных организаций, Саранского аэропорта.

Построение качественно новой конкурентоспособной экономики невозможно без ее перехода на инновационный путь развития.

С учетом целей Стратегии республики нам необходимо максимально активно заниматься инновациями в области силовой электроники, оптических технологий. Активнее развивать массовое производство энергосберегающих светильников на основе компактных ламп и особенно светодиодов, систем напорных композитных трубопроводов с антибактериальным эффектом, резиновых смесей с использованием нанотехнологий для шинной отрасли.

Надо сделать все для создания ориентированного на инновации кабельного кластера и центра силового кабеля в г.Саранске. Совместно с концерном «РТИ-Системы» на базе Телевизионного завода и НИИДАР создать региональный научно-технологический кластер по производству высоколиквидных наукоёмких продуктов и спецтехники.

Для развития инновационной экономики следует активнее работать с научными центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Сарова, других городов и российских научных центров. Искать и привлекать в республику интересные для нас научные школы, налаживать деловые контакты с интересными для нас зарубежными специалистами.

Необходимо активно развивать собственные республиканские школы прикладной науки, создать свой научный центр, при МГУ им. Н.П.Огарева открыть кафедру материаловедения по профилю будущего Технопарка, форсировать открытие в г.Саранске филиала Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук (Правительством Республики Мордовия соответствующее Соглашение с Институтом уже подписано).

Надо сделать все, чтобы в 2010 году очень активно заработали на развитие инновационной экономики созданные в последние годы Венчурный фонд Республики Мордовия, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, Фонд смешанных инвестиций, Инжиниринго-консалтинговый и Инновационно-технологический центры, Бизнес-инкубатор, Торгово-промышленная палата.

Нам надо предметно и кропотливо заниматься поиском и отбором собственных перспективных проектов, работать с малыми инновационными предприятиями, брать на себя их риски.

Нам необходимо переориентировать все формы государственной поддержки на стимулирование именно инновационной активности, разработку новых прикладных научных решений, усилить интерес к созданию малых инновационных предприятий и их последующего роста до крупных научно-внедренческих и производственных. Правительству республики, нашему университету надо очень внимательно изучить и реализовать в республике опыт Томской области по созданию целостной, нацеленной исключительно на инноватику инфраструктуры коммерциализации научных разработок на базе Томского политехнического университета. Они очень далеко продвинулись. Я об этом не один раз говорил, но пока, к сожалению, мы для себя взяли мало из того, что они уже давно делают.

Забегая чуть-чуть вперед, хочу сказать, как мы работаем по ряду важнейших направлений. Мы представили в РОСНАНОТЕХ полтора десятка наших проектов, из них реальных - три. Как вы думаете: это много или мало? Давайте сравним: на середину ноября в госкорпорацию поступило более 1200 предложений и проектов, и отдельные регионы представили до 50-60 заявок. Более того, большинство из них реальные. И нам всем должно быть ясно, что пока мы сделали очень мало. И не следует упрекать федеральные власти, что нет денег, невозможно в банке взять кредит. Вот он источник – корпорация, имея более 100 млрд.рублей, ищет проекты! Но только реальные разработки, которые сразу могут пойти на рынок, будут востребованы людьми. Пока РОСНАНОТЕХ использовала только около 30 процентов средств, выделенных ей Правительством Российской Федерации. И нам всем, и прежде всего представителям прикладной науки, директорского и инженерного корпуса республики, надо срочно (!) и радикально менять свое отношение к инновационным разработкам, поиску любых вариантов, обеспечивающих будущее предприятий.

Важнейшую роль в инновационном развитии республики обязан сыграть МГУ им. Н.П.Огарева. Университет имеет высокий научный потенциал, интересные научно-прикладные разработки и вполне способен обеспечить их коммерциализацию. Но, как ни странно, до настоящего времени, в отличие от многих других вузов, при МГУ им.Н.П.Огарева пока не зарегистрировано ни одного малого предприятия в научной сфере! А возможности у него здесь неограниченные. По закону 217-ФЗ, который был недавно принят (кстати, этот закон разрабатывал и активно продвигал наш депутат в Госдуме Осипов В.К.), сейчас целый ряд вузов страны уже имеет сотни малых предприятий в этой сфере. В их числе нашего университета нет. А ведь сейчас, в условиях новых подходов к оценке перспектив учебных заведений, - это важнейшая составляющая рейтинга и одно из важнейших условий сохранения вузов.

Всеми этими направлениями, и не только этими, всем нам надо очень и очень серьезно заниматься! Внедрение инноваций – это не очередная рядовая кампания, это радикальное изменение менталитета! Все без исключения должны уяснить: переход республики на инновационный путь развития – это, прежде всего, иной образ мысли, действия на опережение, это новые идеи и технологии, это производство продуктов и услуг, превосходящих мировые аналоги. Возможно, многим эта задача покажется невыполнимой и вообще нереальной. Но иных вариантов у нас нет. Инновации сегодня – это единственное условие выживания в современном стремительно меняющемся мире!

Ярким примером решения такой «нереальной» задачи является Финляндия, которая всего за какие-то 15-20 лет из слабых середнячков стала страной, поставляющей продукты высоких технологий во многие развитые страны мира! Уровень жизни в Финляндии сегодня такой, что в последние 2 года по всем общественным и мировым рейтингам она занимает первое место. И люди, которые хотели бы улучшить условия жизни и работы, первой страной, куда бы они хотели переехать, называют Финляндию.

Одна из крупнейших в мире инновационных программ, которые будут осуществляться в России, – программа развития отрасли нанотехнологий.
Приезд руководителя госкорпорации РОСНАНОТЕХ А.Б.Чубайса подтвердил, что у Мордовии в числе немногих регионов страны есть все возможности, чтобы стать самым активным участником реализации этой важнейшей программы. Среди наших проектов, представленных в госкорпорацию, есть уже поддержанные ее Научно-техническим советом (это организация нового производства оптического волокна стоимостью 3 млрд. рублей и с годовой выручкой 4-5 млрд. рублей, и производства уникального оптоволокна специального назначения в рамках еще одного проекта – «Силовые и специальные наноструктурированные световоды»). Но, как я уже говорил, это крайне мало, и надо продолжать эту работу.

РОСНАНОТЕХ предлагает нам и свои проекты. И надо отметить, мы практически единственные, кому работники госкорпорации предлагают на реализацию проекты, которые идут к ним из других регионов и из-за пределов страны. Такое доверие дорогого стоит! Нам эту возможность нельзя упускать! Мы должны доказать: Мордовия способна стать одним из важнейших элементов инфраструктуры производства нанопродуктов. Правительству республики, бизнес-сообществу совместно с представителями госкорпорации надо очень оперативно отработать все организационные вопросы и определиться с созданием необходимых для этого специализированных центров развития и формой нашего участия в них.

Важным элементом поддержки нанотехнологий должна стать Мордовская инвестиционная компания, в которой участвует Московская межбанковская валютная биржа. С ней два месяца назад мы подписали Соглашение о сотрудничестве.

С учетом планов развития сотрудничества с госкорпорацией Правительству республики необходимо сделать все для создания в Мордовии одного из межрегиональных наноцентров, включая создание республиканского целевого бюджетного инвестиционного фонда. Все вопросы здесь должны решаться не просто максимально оперативно, а с опережением!

Еще раз повторю: работа с РОСНАНОТЕХ – это уникальный шанс за четыре-пять лет качественно повысить экономический потенциал республики, увеличить ВРП только за счет проектов госкорпорации практически в 1,5 раза, поставить Мордовию в один ряд с ведущими регионами страны. Поэтому Правительство республики, каждый руководитель, каждый специалист, каждый работник, прямо или косвенно задействованный в реализации Соглашения с РОСНАНОТЕХ, должен очень ответственно, максимально оперативно и творчески решать все вопросы своей компетенции!

Исключительно важное значение для инновационного прорыва нашей республики имеет проект создания Технопарка в сфере высоких технологий. Технопарк – это фундамент на пути создания инновационной экономики, который определит будущее Мордовии на многие десятилетия вперед.

Но это и задача высшей категории сложности! Мы в самом начале пути. И очень многое будет зависеть только от нас самих. И хочу, чтобы все представители власти, бизнеса и науки ясно понимали, что Технопарк - это не только новая самостоятельная научно-производственная единица. Это важнейшая связующая нить, которая должна объединить усилия всех заинтересованных участников научной и производственной деятельности республики.

Поэтому главным сегодня для нас должно стать не ожидание новых площадок под новые производства, а максимально эффективное использование существующей инфраструктуры и отладка механизма взаимодействия резидентов Технопарка. Прежде всего, это относится к активному развитию и взаимодействию существующих комплексов специализации Технопарка на «Электровыпрямителе», «Лисма-ВНИИИС», «Орбите», Телевизионном заводе, других предприятиях республики. И не только республики. С нами, например, сейчас активно сотрудничает в этой области Саров. Возможности его огромны, и мы их должны активно использовать.

Конечно, в ближайшее время основным ядром Технопарка должен стать наш университет. А для этого университету необходимо существенно пересмотреть всю свою структуру, цели, задачи и сделать все, чтобы в итоге не только превратиться в вуз инновационного типа, но и войти в число ведущих федеральных инновационных вузов. По первым конкурсам мы пока не вошли в число таких вузов. Если университет не решит эту задачу, то перспектив в будущем у него может не быть. К тому же это напрямую очень сильно ударит по Технопарку, и, чтобы не остановить его развитие, мы будем вынуждены в большей степени работать с Саровом, приглашать научные школы из Томска, Белгорода и Санкт-Петербурга.

В структуре Технопарка свое место должны найти и другие вузы, техникумы, колледжи и даже ПТУ и школы республики. Нам жизненно необходимо с самых юных лет ориентировать людей на то, что они в будущем будут активными участниками проектов Технопарка.

И, конечно, задача из задач в создании Технопарка – привлечение резидентов из-за пределов республики, в том числе из-за рубежа, учитывая, что это будет федеральный Технопарк.

Создание Технопарка всецело соответствует одной из пяти приоритетных задач, поставленных Президентом Д.А.Медведевым в его Послании – всемерное развитие IT-технологий.

Возможности и география применения IT-технологий в мире растут стремительно. И поэтому нам необходимо активно развивать инфраструктуру разработки программного обеспечения и подготовки специалистов, способных работать на самых современных компьютерах, в том числе и на суперкомпьютерах. В этом направлении наши вузы пока работают очень слабо, республика не попала в число регионов подготовки специалистов для Технопарков и, прежде всего, для работы на суперкомпьютерах.

Особую роль IT-технологии будут играть во взаимодействии резидентов Технопарка. Для этого в течение двух лет в республике должен быть запущен так называемый ДАТА-центр – современнейшее предприятие по хранению и обработке большого объема информации. Центр будет создаваться с участием ведущих российских и зарубежных компаний. Наша задача – сделать все, чтобы этот проект был реализован!

По техническому обеспечению информационного общества мы обошли многие регионы России, в том числе одними из первых в стране проложили оптико-волоконные кабели до всех районов. Но активный информационный обмен у нас еще не налажен. Мы пока не научились использовать имеющиеся возможности. Нам не удалось до сих пор привлечь к этому широкие слои населения.

Слабо у нас используется широкополосный Интернет. Компанией «ВолгаТелеком» создана современная разветвленная сеть передачи данных, в том числе доступа к сети Интернет. «ВолгаТелеком» является единственной в республике компанией, обеспечивающей такой доступ в сельской местности. Но сейчас «ВолгаТелеком» сосредоточен в основном на развитии наиболее выгодных для себя направлений – города Саранска и крупных районных центров. Однако исключительно важно и просто жизненно необходимо, чтобы работа этой компании была не менее активной и в сельской местности, где у нас проживает 40 процентов населения. Нужно предметнее работать с администрациями сельских поселений, школами, больницами, другими организациями на селе.

В интересах республики, в интересах компании «ВолгаТелеком» сделать всё, чтобы заключить договоры на предоставление услуг сети Интернет с максимальным числом людей. И за счет массовости снизить тарифы на Интернет-услуги, потому что сегодня есть примеры, когда одни и те же услуги компании у нас стоят дороже, чем в соседних регионах и у других компаний, пришедших на наш рынок.

1 сентября, когда мы открывали новую школу в Арх.-Голицыно (прекрасная школа, прекрасный компьютерный класс), в беседе со школьниками выяснилось, что коммуникации есть, но никто не пользуется Интернетом! Оказалось, по двум причинам: с одной стороны, «ВолгаТелекому» экономически не выгодно подключать, с другой, – безразличие к этой проблеме и формальное отношение к работе местной власти и учителей! Сейчас там уже подключены 32 дома. Неужели этого раньше нельзя было сделать?

Не должны быть забыты отдаленные сельские населенные пункты и небольшие поселения. Для них оптимальными будут возможности использования услуг мобильного Интернета. Сегодня подобные услуги предоставляют три ведущих оператора мобильной связи, действующие на территории нашей республики. И я хочу обратиться к этим компаниям с пожеланием и просьбой активнее заниматься этой работой, помочь людям в глубинке получить все возможности для пользования Интернет-услугами.

А насколько это важно, говорит такой пример. В соседнем регионе обычный ученик обычной сельской школы помог местным фермерам приобрести через Интернет недорогой картофелеуборочный комбайн. А осенью фермеры с помощью того же школьника разместили в Интернете объявление о продаже картофеля. Урожай был продан в короткие сроки, причем покупатели приезжали за картошкой сами, на своем транспорте. Теперь к мальчику обращаются другие односельчане: продают через Интернет зерно и лекарственные травы.

Я обращаюсь ко всем родителям, учителям. Не надо жалеть средства на приобретение персональных компьютеров и подключение к Интернету. Это возможность получить достойное образование и занять достойное положение в жизни. Учащимся надо активно нарабатывать практику работы на компьютерах, у нас здесь тоже огромный пробел! В республике на 12 учащихся 1 компьютер, а по стране на 20 учащихся 1 компьютер. Эти возможности для подготовки мы пока используем очень неэффективно. А ведь сегодня без освоения современных информационных технологий перспектив у подрастающего поколения просто нет!

В целом для модернизации экономики нам потребуются значительные инвестиции. Правительству, министерствам республики надо продолжать активную работу по подготовке предложений, интересных госкорпорации РОСНАНОТЕХ. Развивать сотрудничество с Внешэкономбанком, Россельхозбанком, Госкорпорацией «Ростехнологии», другими финансовыми институтами и крупными банками страны. Активно готовиться к работе с Инвестфондом Российской Федерации, максимально использовать возможности, предоставляемые субъектам в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, механизмы госгарантий, в том числе и федеральных. У нас, например, федеральные госгарантии пока получены только «ВКМ-Сталью». Я уверен, что эти формы и дальше в стране будут использоваться. И нам надо научиться, во-первых, понимать, что это такое, а, во-вторых, научиться быстро и правильно готовить все необходимое, чтобы получить эти гарантии.

Сегодня многим нашим предприятиям надо срочно отрабатывать стратегию своего развития (лучше, если она будет увязана со стратегией развития республики, и здесь мы готовы рассматривать любые предложения, вплоть до корректировки отдельных положений республиканской Стратегии), менять структуру корпоративного управления (она, как правило, далека от стандартов и часто непонятна инвесторам). Оптимизировать внутреннюю структуру управления, в том числе с учетом того, что многое сделано в последние годы правоохранительной системой в плане наведения порядка. Сегодня ситуация изменилась, и надо сделать все, чтобы каждый рубль направлять на развитие.

В условиях кризиса, и не только, ведущие компании мира, особенно китайские компании, активно ищут возможности для расширения своего присутствия на российском рынке. И мы неизбежно столкнемся с ними в борьбе за потребителя. А победить сможем, если будем производить недорогие, но качественные и востребованные потребителем товары. Если будем готовы быстро отвечать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Если будем исходить из того, что на прилавках наших магазинов должны быть, прежде всего, наши товары.

Самые успешные сегодня компании в стране в разных вариантах применяют многократно доказавшую свою высочайшую эффективность систему «бережливого производства». Некоторые предприятия республики тоже начали внедрять эту систему. И надо отметить, они уже на первых стадиях внедрения получают ощутимый экономический эффект. И что очень важно – без значительных затрат! Система позволяет быстро разобраться, куда и на что мы тратим, подробно расписать время каждого работающего, буквально по минутам. Чтобы эффективно конкурировать с китайскими, японскими и другими товарами, этот пример должен обязательно получить распространение!

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем Послании 12 ноября сказал, что помощь будет оказываться «только тем, у кого есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов. Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка». Это означает: помощь только под новые подходы, новые технические решения, результативность действий и многое другое, связанное со словом «новое». Без всего этого комплекса рассчитывать на развитие будет очень сложно. До этого мы поддерживали почти всех или большинство. А сейчас возможности у нас резко снижены, и до принятия решения мы будем внимательно изучать каждый проект, само предприятие, какие там финансовые потоки, через кого продается продукция и многое другое.

В прошлом Послании ставилась задача оказать серьезную поддержку нашим товаропроизводителям в продвижении их продукции.

Определенные шаги в этом направлении были сделаны. Реализована программа экономических миссий, шире стала их география. Возросло представительство наших товаров в розничной торговой сети республики, есть рост реализации наших товаров за пределами республики через крупные торговые компании.

Но резервов у нас еще очень много. Это, прежде всего, касается вопросов развития внутриреспубликанской кооперации. Мы много об этом говорили. Провели специальную выставку, но, к сожалению, здесь осталось очень много нерешенных вопросов. Я в прошлом Послании уже приводил пример, как в ряде стран граждане патриотично реагировали на кризис. У нас, к сожалению, очень много примеров, когда предпочитают приобретать завозной товар вместо своего, видимо, не понимая, что казна одна, и от оборота наших товаров зависит, какие возможности будут у государства и у республики.

Я по этому поводу обращался к нашим предпринимателям, и не один раз, но сдвигов пока мало. Например, мне Пивоваренная компания (владелец нашего завода) прислала два письма. В последнем из них вопрос ставится так: будет ли развиваться наш огромный кластер, где мы можем перерабатывать 170 тыс. тонн ячменя (а его сегодня вообще некуда девать). Руководство Пивоваренной компании обращает внимание на то, что в Мордовии один из самых низких процентов собственного пивоваренного продукта на полках наших магазинов. Хотя качество нашего пива ничем не уступает завозному, и даже лучше. Вот так мы поддерживаем собственных товаропроизводителей! А ведь от пива бюджет республики имеет приличный доход – 800 млн. рублей акциза. Сейчас Госдума его увеличила в 3 раза. Представьте себе, какие деньги! Если пиво будет продано наше, то мы их получим, но если 89 процентов продаваемого у нас пива будет завозное, все они уйдут из республики!

Еще один пример. Буквально 3 дня назад я встречался с человеком, который приехал из Петропавловска-Камчатского и хочет переехать в республику. Там, на Камчатке, они с удовольствием покупают мордовские товары: сыр ичалковский, курицу в собственном соку, сгущенку, конфеты «Ламзурь». А здесь у нас, на Юго-Западе, не смог купить наших конфет. Почему? Да потому что наши предприниматели, видимо, привыкли 10-12 лет назад брать товар издалека, чтобы потом никто не смог проверить. Хочу сказать, если и дальше так будет складываться, и не только в этом вопросе, то очень многие предприниматели могут остаться не у дел! Если не будет меняться менталитет, если по-новому, честно не будет вестись бизнес, никто вас не спасет, какие бы обещания вам ни давали.

Надо более активную наступательную позицию в этих вопросах иметь Правительству республики. Когда мы вводили соответствующую должность зампреда Правительства, мы надеялись, что здесь будет наведен порядок.

Сегодня, в условиях нестабильности большой экономики, целый ряд проблем должен решать малый бизнес.

На уровне республики для этого созданы все необходимые условия и инфраструктура. В текущем году с учетом кризиса мы оперативно изменили все законодательство для того, чтобы облегчить условия для создания малых предприятий и создать им более комфортные условия для работы. И улучшения в этой сфере есть. Растет число субъектов малого предпринимательства, в том числе в рамках антикризисной программы собственное дело открыли уже 484 человека, еще почти столько же проходят необходимые процедуры. Меньше стало криминала, появилась возможность не тратить большие деньги на решение вопросов безопасности, развиваться на собственные средства.

Но результаты здесь были бы лучше, если бы местные органы власти выполнили задачу, которая была поставлена в прошлом Послании – обеспечить развитию предпринимательства «зеленую улицу», брать за руку начинающих и водить их по кабинетам.

Сейчас говорят, что надо сделать службу «одного окна» или построить так называемый многофункциональный центр. Но если мы четко не уясним необходимость поддержки предпринимательства, не уясним, что без этого у нас не будет будущего, то мало что поможет. Если руководитель местной власти будет во всем помогать человеку, предпринимателю, то будет результат. А если он не хочет помогать, то ничего не получится. Служба «одного окна» тоже не будет работать, если не поменять психологию.

К сожалению, много отрицательных примеров отношения к предпринимательству в районах, очень много таких примеров и по Саранску. У них, видите ли, порядок определен - месяц - там, месяц - в другом месте. Почему месяц? Почему не день? Почему не час? Пришел человек, и его надо как можно быстрее обслужить и все сделать!

У нас сейчас 50 тысяч предпринимателей. А сколько ещё с ними людей работает! Они в бюджет республики приносят до 1,5 млрд. рублей. Но, видимо, многие руководители, работники администраций так и не поняли значимость этой задачи для развития своих территорий.

Ещё один вопрос, который тоже говорит об эффективности нашей работы. Я говорил, 484 человека в рамках антикризисных мер организовали новое дело на средства государства, предоставляемые безвозмездно. Мы использовали на эти цели 39 млн. рублей. Вроде неплохо. И я так считал до определенного времени. Но, изучив ситуацию поглубже, понял, здесь у нас непочатый край работы! Наши соседи в Пензенской области использовала на эти цели 400 млн.рублей. Сравните (это я адресую Владимиру Дмитриевичу (Волкову), Сергею Михайловичу (Вдовину) и Владимиру Викторовичу (Руженкову) – 39 и 400! Почему я на это обращаю внимание? Потому, что это совершенно новые механизмы, которые появились недавно. Это деньги! Пожалуйста, берите, покупайте пилораму, технику, скот, ещё что-то и работайте, развивайтесь. И деньги-то безвозвратные!

Вопрос предпринимателям: можно было нам использовать в республике ещё 500-600 млн. рублей дополнительно на эти цели? Можно! А у нас впечатление мнимого благополучия создалось, потому что мы вошли в число лидеров.

Далее. Решением наблюдательного совета Российского банка развития в феврале текущего года на развитие малого предпринимательства в рамках борьбы с кризисом нашей республике был установлен лимит 182 млн.рублей, но эти средства пришли в республику 2-3 недели назад, а предприниматели только начинают их получать. Другой пример: из Республиканского центра микрофинансирования в настоящее время предпринимателям выдано только 3 млн. из 30. Причин здесь много. Это касается и предпринимателей, и органов власти. И не надо кивать друг на друга, каждый должен посмотреть на себя, определиться по приоритетам, насколько прозрачно собираются вести дело, что нужно для взаимного доверия. А власть должна понимать, что деньги даны для того, чтобы этот маховик стимулирования деловой активности в стране крутился, чтобы у страны была перспектива!

Финансовый кризис неизбежно отразился на состоянии дел в строительной отрасли. И все же строители республики, несмотря на сложности, в основном выполняют свои обязательства перед заказчиками. Реализуется программа строительства жилья, причем в тех же объемах, что и в прошлом году.

В текущем году падение объемов работ в строительстве ожидается на уровне 5-10 процентов, поэтому в 2010 году строителям предстоит не только наверстать упущенное, но и увеличить объемы подрядных работ даже по отношению к предкризисному 2008 году! И когда говорится об увеличении ВРП, то предполагается, что и строители могут дать как минимум 10-15 процентов прироста к уровню текущего года.

Надо сохранить объемы строительства жилья. У нас для этого есть готовые строительные площадки. И Правительству республики необходимо очень оперативно определиться по источникам и механизмам реализации программы строительства жилья. С учетом новых реалий надо срочно рассмотреть вопросы более широкого участия в ней как самих граждан, так и предприятий, на которых они работают, вопросы привлечения к кредитованию строительства жилья банков. Изучить возможности предоставления дополнительных налоговых льгот и преференций предприятиям, которые будут активно участвовать в строительстве жилья для своих работников.

Необходимо срочно изучить новые возможности в рамках развития федеральной ипотеки. Здесь механизмы реализации заявленных Председателем Правительства России В.В.Путиным целей уже обретают реальное воплощение.

Надо максимально использовать возможности, предоставляемые федеральным центром для жилищного строительства в рамках:

Программы развития АПК;

программ Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», касающихся молодых семей, ликвидации ветхого и аварийного жилья;

обеспечения жильем ветеранов войны (здесь нам предстоит очень большая работа – надо будет провести полную инвентаризацию дел, причем в самое ближайшее время!);

других федеральных программ.

Более масштабно будет решаться задача обеспечения жильем военнослужащих. Здесь средства будут предусмотрены еще и на развитие инфраструктуры. Сейчас отрабатываются механизмы финансирования программы. Задача Правительства – обеспечить участие республики в этой программе по максимуму, в том числе и для привлечения в республику увольняемых в запас высококлассных военных инженеров, необходимых нам для новых инновационных производств. И здесь тоже много вопросов. Мы договаривались, что координатором будет Координационный совет по демографической и миграционной политике. Это было озвучено в Послании, но пока, к сожалению, мало что сделано.

Это относится и к Правительству. В Пензе до конца года для увольняемых в запас военнослужащих будет построено 900 квартир. Это 100 тыс.кв. метров. Это весь объем строительства для Саранска. В отличие от нас они предметно работают с Министерством обороны!

А ведь мы должны думать о будущем республики! Из армии будут уходить и те, кому под 28 лет. Они имеют хорошую подготовку, в том числе техническую. Мы, привлекая их в республику, могли бы решить много вопросов. Они приедут с семьями, детьми. Это пополнит наши школы, поможет решить целый комплекс вопросов, в том числе и демографических. Мы сейчас начинаем вступать во вторую волну, когда детородный возраст начинается у тех, кто родился в 90-е годы. Тогда у нас было падение до 3600 рожденных, а сейчас рождается 9 тысяч. Если люди во власти этого не понимают, то они не должны получать государственную заработную плату!

Строителям тоже есть над чем подумать. Чтобы увеличить объемы реализации жилья по отдельным программам, надо будет продавать жилье почти по себестоимости или с минимальной рентабельностью, иначе мы этот маховик не раскрутим. Увеличение объемов продаж жилья обеспечит снижение стоимости его строительства и, в свою очередь, повысит его доступность для населения.

В рамках подготовки к празднованию 1000-летия необходимо будет построить и провести реконструкцию многих знаковых объектов социально-культурного назначения, многих элементов инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения. И, конечно, работы на всех объектах должны выполняться в срок и, главное, с высочайшим качеством.

Каждый руководитель, каждый специалист строительной отрасли, каждый рядовой исполнитель должен понимать: он определяет на многие годы вперед отношение к республике представителей не только регионов России, но и многих стран мира.

Большая работа предстоит уже в будущем году в рамках подготовки к 1000-летию нашим дорожным строителям. Мы должны практически удвоить объемы дорожно-строительных работ. И здесь я хочу сказать слова благодарности нашим депутатам (В.В. Копылову, К.Б.Шипунову) за то, что помогли нам получить значительные средства, чтобы своевременно начать подготовку к тысячелетию. И надо заблаговременно подготовиться и сделать все исключительно качественно. Все дороги должны быть сделаны только и строго по Евростандарту и с использованием соответствующих ему материалов! У нас для этого есть все возможности, в том числе и технические. Татарстан, который 5 лет назад сильно от нас отставал, сейчас запустил 6 новых заводов, и асфальт, который делается на этих заводах, будет служить 20-25 лет. У нас 4 таких новых завода, и нам использовать надо только такой асфальт или оперативно приобретать дополнительное оборудование для того, чтобы делать высококачественные асфальтобетонные смеси. Нашим строителям надо просто внимательно все продумать. Время есть.

Выполнять всю эту масштабную строительную программу нам придется при относительном сокращении доходов бюджета. Поэтому заказчикам надо очень тщательно анализировать проектно-сметную документацию, выбирать наиболее экономичные проектные решения, жестко контролировать стоимость работ, в том числе на строительстве дорог. А в дорожном строительстве - это вопрос вопросов. Страна на перепутье. Есть желание активно строить дороги, но цена зачастую получается необоснованно высокая, в том числе и из-за нашей бесхозяйственности. Эти проблемы Правительству республики надо обязательно решать. К тем, кто будет выполнять программу дорожного строительства, должно быть абсолютное доверие.

И, конечно, в условиях кризиса надо максимально ориентироваться на собственную строительную индустрию и свои строительные организации, которые тоже должны подготовиться к сезону соответствующим образом.

Нам надо продолжать работать и над решением задач развития инфраструктуры, поставленные в предыдущем Послании. Мы этим вопросам тогда уделили большое внимание. На это надо обратить внимание и членам Правительства, и всем другим, кто имеет отношение к этому.

Намечена реконструкция очистных сооружений в г.Саранске. Средства на это (более 450 млн.рублей) город получает как один из победителей конкурса, проводимого Всемирным банком и Правительством России. Здесь я тоже хочу выразить слова благодарности нашим депутатам за то, что помогали городу. Для него сегодня это вопрос вопросов. Но надо иметь в виду, выделяться средства будут поэтапно, условия финансирования очень жесткие, если что пойдет не так, то финансирование будет остановлено. Поэтому строителям, администрации городского округа Саранск и Правительству республики необходимо уделить этому проекту особое внимание.

Для строителей прекрасные возможности предоставляются в рамках федеральной программы реконструкции жилья. Хочу сказать, это очень удачная, своевременная и очень нужная программа. Посмотрите, например, как за это время изменились Чамзинка и другие райцентры. Недавно я проезжал Атяшево: вдоль дороги отремонтированные дома, все прекрасно сделано. Просто Европа!

В 2008-2009 годах республика получила от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства более 1,6 млрд. рублей для улучшения условий проживания граждан. В следующем году на эти же цели средства снова будут предусмотрены. Но, самое главное, неосвоенные по программе средства будут перераспределяться в качестве бонуса между теми регионами, которые в полном объеме и наиболее успешно выполнят свои обязательства в рамках основных мероприятий.

И сегодня стоит вопрос, в каком списке будет республика? В числе регионов, с которых снимут уже полученные деньги, или среди тех, кто получит дополнительное финансирование. И зависеть это будет от выполнения мероприятий программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилого фонда, то есть от того, как мы сможем организовать эту работу.

И здесь надо отметить, у нас в прошлом году были проблемы. Все, кто имеет отношение к этому, знают, что часть работ у нас затянулась, и мы не смогли своевременно предоставить отчет.

Напомню: в этом году нам необходимо отремонтировать по программе 349 домов общей площадью более 500 тыс. кв. метров и освободить аварийного жилья на 18,4 тыс. кв. метров. А это улучшение условий жизни 25 с лишним тысяч жителей. Все, от кого это зависит, находятся сейчас в этом зале (это Правительство, и прежде всего главы администраций районов). Хочу сказать им: если будет желание и соответствующий настрой, все можно сделать. Тем более, что у соседей у строителей работы нет. Можно их привлечь, если наши откажутся и будут продолжать ждать «Всесоюзных строек». Это рынок.

Всем сейчас надо приложить максимум усилий и освоить все выделенные средства. Если они на счету останутся, то их заберут и передадут другому региону. Понятно, что деньги к нам пришли поздно и задержки у нас были по известным причинам, но они должны быть обязательно освоены. А судя по промежуточным итогам, здесь у нас далеко не все обстоит так, как этого требует сложившаяся ситуация. Наиболее проблемными в плане завершения работ по текущему году остаются Лямбирский, Чамзинский, Инсарский, Зубово-Полянский, Старошайговский районы и городской округ Саранск.

Какова степень ответственности здесь работника любого уровня, думаю, объяснять больше не надо. Кризис, везде не хватает денег, у многих людей нет работы. А мы получили огромные деньги, да и на цели исключительно важные для нормальной жизни людей, и не осваиваем! Сегодня это просто преступление!

Учитывая, что сами жильцы должны оплатить 5 процентов стоимости ремонта, исключительно важный вопрос – вовлечь людей в этот процесс, чтобы они сами участвовали в определении объемов ремонтных работ и их приемке. Тогда будет совсем другое отношение. И хочу сказать, здесь у нас ТСЖ пока по-настоящему не работают! В мой адрес было несколько коллективных писем, писем руководителей ТСЖ (последнее письмо пришло буквально неделю назад от председателя ТСЖ «Веселовского, 72» Смолянкиной Надежды Николаевны) с жалобами на некачественную организацию этой работы. И здесь вместе с официальными структурами власти надо поработать активу и структурам партии «Единая Россия». Надо разъяснить людям, что если они не будут участвовать, то потом вообще никогда никаких денег не выделят.

В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева как важнейшая поставлена задача повышения энергоэффективности и энергосбережения. Мы этой темой занимаемся давно, была даже разработана республиканская программа «Энергосбережение», но результаты пока очень слабые, энергоемкость у нас снижается очень медленно.

Сегодня значение этой задачи для республики возрастает неизмеримо. С проблемой очень дорогих энергоресурсов все мы можем столкнуться очень скоро. Чтобы не остановить производство, не оставить людей без света и тепла, органам исполнительной власти всех уровней, предприятиям и организациям необходимо срочно разрабатывать меры по снижению энергоемкости.

Надо срочно наводить порядок в расходовании энергоресурсов и воды. И здесь заслуживает самой высокой оценки инициатива администрации городского округа Саранск, реализующая Программу повсеместной установки коллективных (общедомовых) приборов учета. Такая работа должна проводиться всеми муниципальными образованиями. Тем более у нас есть возможность закрыть потребности в приборах учета силами наших предприятий.


(продолжение Послания будет выложено на сайт с 15.00 до 17.00)

«Известия Мордовии»