Звезда солистки группы «Морденс» зажглась в храме
26.11.2009 12:40
Теория музыки
Как и большинство девчонок, она, конечно, мечтала стать артисткой. Но от любого публичного внимания ужасно смущалась, робела и при всей своей природной общительности и артистичности почему-то вдруг зажималась. Даже в школе у доски отвечала как на расстреле, хотя и материал знала отлично.
Потому, наверное, больше других учебных дисциплин обожала математику. Там все четко, понятно, никаких тебе эмоциональных бурь-стрессов, когда руки не потеют и язык от волнения не липнет к небу. Правда, и в «музыкалке» Леночка училась с увлечением. Папе, преподавателю электромеханического техникума (он, к слову, самоучкой освоил игру на баяне) и маме, медработнику очень уж хотелось, чтобы дочка играла на пианино. И она исправно ходила на уроки «фортепиано», «сольфеджио», «музлитературы», успешно сдавала экзамены, внутри еще долго сомневаясь, что выбрать: музыку или математику. А родители решили подстраховаться: «Еще неизвестно, удастся ли выдержать конкурс в вуз? Да и зачем милой девочке сухая наука? Вот преподавать музыку — самая подходящая для девушки специальность!»
В общем, окончив восемь классов, Лена поступила в Саранское музыкальное училище на теоретическое отделение, где готовят педагогов «сольфеджио». В принципе, в искусстве — это чем-то сродни математике. Но «теоретик» из нее не получился. Училище она бросила…
Храм души
Однажды подруга предложила: «…Слушай, Лен, не хочешь поучаствовать в церковном хоре?»
В советскую пору саранскую церковь на Посопе как только не использовали под разные «светские нужды». Некоторое время там размещалось некое ведомство, призванное перевоспитывать трудных подростков, и, якобы, музей редких книг. В начале1990-х здание вернули в собственность Саранской Епархии. И вновь назначенный настоятель не только принялся с хозяйственной основательностью реставрировать стены, возвращая Никольскому храму атмосферу духовного величия. Отец Григорий вел все службы согласно христианским канонам, а кроме того, организовал православную воскресную школу для юных прихожан и наряду с непрофессиональными певчими, для пущей благозвучности, пригласил в церковный хор дипломированных музыкантов. И многие охотно согласились, в том числе признанные артисты, солисты Яушевского театра — Наталья Минутина, Алексей Стрюков, Анатолий Клыков, тогда молодой, но уже достаточно популярный Сергей Семенов.
В советскую пору саранскую церковь на Посопе как только не использовали под разные «светские нужды». Некоторое время там размещалось некое ведомство, призванное перевоспитывать трудных подростков, и, якобы, музей редких книг. В начале
Кстати, жители окрестных многоэтажек, даже не особо посвященные в христианские таинства, потянулись в храм — и за моральной поддержкой, и чтобы наполнить свою душу верой, вселяемой звуками божественных песнопений.
Лена поначалу пошла в хор из любопытства. Ее-то поколение воспитывали на сугубо атеистических принципах. Иконы она видела лишь в деревенском доме бабушки, которая истово молилась перед образами. Городская внучка с подростковым максимализмом пыталась убедить бабулю, мол, никакого Бога нет. А, повзрослев, Лена словно другими глазами посмотрела вокруг и, в первый раз войдя в церковь, ощутила неведомое прежде… — то ли счастье, то ли вселенскую радость, оттеняемую мраком прежнего наивно-категоричного непонимания. Даже ее голос, раньше казавшийся слабым, неуверенным, здесь вдруг обрел удивительную силу.
Внутри храма еще полным ходом велась реконструкция, вдоль стен теснились строительные леса, а они пели: «Богородица, дева радуйся…», «К кому возопию…». И тут Лена почувствовала: вот она — ее судьба.
Камерное знакомство
Дипломированные музыканты, певшие в церковном хоре при всей чудодейственности храмовой акустики, испытывали нехватку вокального мастерства. По совету регента Алексея Давыдова, руководившего Никольским хором, певчие ходили на уроки к опытному педагогу Михал Михалычу Хуртову, преподававшему вокал в Республиканском училище культуры.
На одном из занятий Лена случайно встретила у него свою бывшую сокурсницу Ирину Пережогину. В музучилище они близко не общались. Но почему-то, став к тому времени солисткой профессионального коллектива, Ирина именно ее, Лену, буквально за руку привела в Республиканский камерный хор.
Директор хора Вячеслав Башкиров при первой встрече огорошил хорошенькую претендентку вопросом:
- А «Цыганочку» станцевать сможете?…
- А «Цыганочку» станцевать сможете?…
- Станцевать? Наверное, нет, — растерялась Лена. — Давайте лучше спою.
И исполнила романс Рахманинова «Полюбила я на печаль свою».
И исполнила романс Рахманинова «Полюбила я на печаль свою».
Эмоционально насыщенное, яркое сопрано Алышевой сразу невольно выделялось в ансамблевом исполнении.
- По сути, солистку во мне, — признается Елена, — разглядела репетитор Камерного хора Генриетта Конурина. Она заставила меня поверить в свои вокальные способности.
…Когда на фестивале «Голоса новолетия» в Сарове, где свое искусство демонстрировали лучшие мастера академического жанра со всей России, Алышева пела «Ave Maria» Бах-Гуно, публика замерла, а после разразилась восторгом. Хотя это же произведение на «Голосах…» показывалось еще несколькими вокалистами.
…Когда на фестивале «Голоса новолетия» в Сарове, где свое искусство демонстрировали лучшие мастера академического жанра со всей России, Алышева пела «Ave Maria» Бах-Гуно, публика замерла, а после разразилась восторгом. Хотя это же произведение на «Голосах…» показывалось еще несколькими вокалистами.
Трилогия любви
Юра тоже пел в Камерном. И сразу обратил внимание на «новенькую». Лицом мила, скромна, а главное — голос! Хрустально чистый, небесно бездонный! Долго не решался подойти поближе. Взял хитростью. Попросил совета. Мол, пробую сам писать музыку, не посмотришь? Принес ноты. Показал толстую клетчатую тетрадь с собственными стихами, где не было примитивных рифмовок типа «любовь — кровь — морковь» и т.п.
Лена трезво оценила мудрость его философской поэзии. По крайней мере, отсутствие банальной сентиментальной слащавости в его поэзия уже вызывало симпатию. И совершенно ее покорила Юрина музыка.
Однако из хора Юрий Буянкин вскоре ушел к Владимиру Ромашкину в группу «Торама», полностью переключившись с академического направления на этническое.
Зато сложился необычный творческо-семейный союз Елены Алышевой и Юрия Буянкина.
В 2004 году они презентовали первый совместный проект «Трилогия любви», где синтезировались национальный фольклор, роковые аранжировки Буянкина и парящее, пробирающее до мурашек, трепетное сопрано Елены.
Мало кто знает, но чтобы заработать деньги на запись своей «Трилогии…» Юра полтора года работал в Москве охранником, а чтобы сэкономить, ночевал в тесной подсобке, питался чаем с сухарями. И Лена не роптала по поводу его творческой блажи, финансовой стесненности, отсутствия мужа дома и т.п. Они оба выдержали это испытание ради своей ЛЮБВИ.
Творческие грезы и земная реальность
А потом родился…«Морденс». По примеру Владимира Ромашкина, пять лет назад Буянкин создал новую арт-фолк группу, за основу творческой концепции взяв этническую мордовскую обрядовую музыку.
Елена продолжала солировать в камерном хоре. Параллельно, по индивидуальному плану, окончила Нижегородскую консерваторию. Причем единственная из всего курса получила рекомендацию на стажировку в Международной школе вокального мастерства, где занималась под руководством профессора Парижской высшей школы музыки Каролины Дюма, арт-админстратора «Гранд Опера» Дайаны Зола и доцента Академии хорового искусства Дмитрия Вдовина. Общение с такими мэтрами сулило завидную перспективу на долгосрочные зарубежные стажировки во Франции, США.
Но уже дипломированная оперная солистка Алышева не могла оставить ни родной хор, ни свое, совместное с Юрой детище — «Морденс».
Хотя возникало у нее не очень смелое желание — попробовать себя в оперных спектаклях. С оперой, однако, пока не получилось. Но театр в ее творческой биографии появился. Вместе с «Морденс» она участвует в музыкально-этнографическом представлении «Эрямонь парь» («Кладезь жизни»), которое пользовалось успехом на международных фестивалях-конкурсах в Швеции, Финляндии, Карелии. А теперь их «Кладезь…» включен в репертуар Мордовского национального театра.
Странным образом ей удается совмещать гастроли Камерного хора и выступление в «Морденс», переключаясь с академического пения на синтезированную стихию национального фолк-этно-рока.
- И хотелось бы казаться богемной дамой, — смеется Алышева, — но приходится ходить по земле и заниматься обыденными вещами — стирка, готовка, ремонт квартиры, походы… за продуктами на рынок.
И все-таки в ней есть что-то неземное. Потому что в обыденной круговерти и появляется ТВОРЧЕСТВО.
- И хотелось бы казаться богемной дамой, — смеется Алышева, — но приходится ходить по земле и заниматься обыденными вещами — стирка, готовка, ремонт квартиры, походы… за продуктами на рынок.
И все-таки в ней есть что-то неземное. Потому что в обыденной круговерти и появляется ТВОРЧЕСТВО.
Публика идет на сольные концерты Елены Алышевой. Жалко, что случаются они нечасто. Как раз 27 ноября в рамках проекта Мордовской госфилармонии «Музыкальная гостиная» на сцене РДК состоится презентация новой сольной программы заслуженной артистки Мордовии Елены Алышевой «Грёзы любви».
«Известия Мордовии»