Сослуживцы забили до смерти контрактника из Мордовии
28.10.2009 12:02
В минувший понедельник поздно вечером из Екатеринбурга в Кадошкинский район Мордовии был доставлен груз-200. Рядовой контрактной службы Михаил Четыркин не был на войне. Он пал от рук сослуживцев. Эта трагедия, произошедшая еще 18 октября, хоть и наделала много шума, но мало кого удивила. Вот только родители солдата до сих пор не могут понять, почему их сын, служивший в мирном регионе, стал жертвой своих же боевых товарищей.
Справка «ВС»
По данным Минобороны РФ, небоевые потери российской армии с начала этого года составили 273 человека: из них 137 человек погибли в результате самоубийств, 88 — в результате несчастных случаев, 17 — в результате убийств или причинения смерти по неосторожности, 20 — в результате нарушения ПДД, 7 — при неосторожном обращении с оружием и 4 — в результате неуставных отношений.
Рождение отметили смертью
Как ни печально это осознавать, но трагическая гибель рядового Четыркина абсолютно укладывается в будни современной российской армии. Увы, но битие ближнего по-прежнему остается едва ли не единственным развлечением для солдат 21 века. Согласно официальной версии, в тот день группе военнослужащих
Солдаты купили спиртное, но в процессе распития между ними произошла ссора, причины которой пока остаются невыясненными. Вспыхнула драка. В результате двое бойцов до смерти забили третьего. Третьим оказался Михаил Четыркин. Его тело обнаружили поздно вечером.
- При осмотре эксперты обнаружили у рядового Четыркина черепно-мозговую травму и множественные повреждения внутренних органов, — скажет позже пресс-секретарь ГУВД Свердловской области Валерий Горелых.
Практически сразу было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное убийство». Один из подозреваемых в совершении этого преступления был задержан. Им оказался контрактник из Удмуртии. А вот второй подозреваемый, уроженец Пермского края, успел покинуть расположение воинской части и скрылся. На момент подписания этого номера информации о задержании данного человека не было.
Даже если опустить ненужные подробности, все равно возникает множество вопросов. Например, почему группа военнослужащих была отправлена копать ту злополучную траншею без присмотра офицеров.
Или вот еще вопрос: как так получилось, что группа профессиональных военных (именно так сейчас называют военнослужащих по контракту) позволила себе проигнорировать распоряжение начальства и, грубо говоря, ушла в запой. По информации «ВС», для выяснения всех обстоятельств, способствовавших совершению этого преступления, в часть, где служил Михаил Четыркин, прибыла проверка. Командование воинской части уже пообещало разобраться во всем и наказать виновных.
«Прошу оповестить родителей»
Впрочем, есть в этой истории и еще одно обстоятельство, заставляющее задуматься. Как уже говорилось, по официальной версии инцидент, в результате которого погиб Михаил Четыркин, произошел 18 октября. Однако есть и другие сведения на этот счет.
- Телеграмму, в которой говорилось о смерти Михаила, я получил 17 октября, — утверждает военный комиссар Кадошкинского и Инсарского районов Мордовии Виталий Ломакин. — Я ее дословно помню. В ней говорилось: «Прошу оповестить родителей погибшего рядового контрактной службы Михаила Четыркина…». Дальше следовала дата его призыва на военную службу. При этом обстоятельства смерти солдата в телеграмме не указывались. В тот же день я связался с родителями Михаила и сообщил им эту трагическую весть.
«Его заставили подписать этот контракт»
Отыскать в селе Адашево дом, где живут родители Михаила Четыркина, не составило большого труда. Об этой трагедии здесь знают, кажется, все. Но отвечать на вопросы журналистов родители погибшего солдата оказались просто не в силах. У них у самих накопилось слишком много вопросов. С тех пор как они получили телеграмму, единственным их занятием стало ожидание. Тяжело узнать о смерти родного сына. Но еще тяжелее оказалось дождаться, когда на родину доставят его тело.
По непонятным причинам транспорт с грузом-200 выехал из части лишь в минувшее воскресенье. К этому моменту со дня смерти Михаила Четыркина прошло уже десять дней. По словам военкома Виталия Ломакина, такая задержка случилась из-за того, что в милиции очень долго не выдавали тело солдата представителям воинской части. Но как там все было на самом деле?
Михаила Четыркина призвали в армию еще в 2006 году. Он успел отслужить срочную, а затем подписал контракт.
- Мы потом спрашивали его, зачем он это сделал, — говорит крестная Михаила. — Он сказал, что его просто заставили подписать контракт.
Эти слова не выглядят такими уж невероятными. Несмотря на масштабную пиар-кампанию, желающих заключить контракт с Минобороны среди солдат-срочников не так уж много. В большинстве случаев командование воинских частей просто вынуждает бойцов подписывать бумаги, угрожая в противном случае «райской жизнью». Очень может быть, что в случае с Михаилом Четыркиным имела место точно такая же история. К слову, родственники молодого человека не верят, что Михаил употреблял с сослуживцами спиртное.
- Не таким человеком был Миша, — говорит его крестная. — Он никогда не пил. Мы даже слова грубого от него никогда не слышали. Отдали его в армию. А его там убили. Получается, ни Конституция, ни Президент, ни страна не могут защитить своих солдат.
Кстати, не так давно на срочную службу был призван младший брат Михаила Четыркина Алексей. Командование части, где служит молодой человек, отпустило его на похороны брата. Только вот с какими чувствами вернется дослуживать молодой человек?
Р.S. После истории с нелепой гибелью Михаила Четыркина разговоры о комплектовании воинских частей военнослужащими по контракту вспыхнули с новой силой. Только теперь полку противников этой идеи заметно прибыло. Их основные аргументы звучат примерно так — зачем стране тратить огромные деньги на армию профессионалов, если эти профессионалы, как пауки в банке, уничтожают друг друга даже в мирное время?
Андрей ЕЛИСТРАТОВ (”ВС”, № 43)
«Вечерний Саранск»