Суд над кровавыми «футболистами»

18.12.2015 12:23

В Ленинском суде стартовал процесс над тремя поклонниками «смертельного футбола». 22-летний Сергей Черяпкин и два его 24-летних приятеля - Александр Чуваткин и Руслан Ширинов - обвиняются в жутком преступлении: по версии следствия, парни до смерти забили 35-летнего бездомного за отказ покинуть заброшенное здание. При этом молодчики показывали друг другу, как они умеют играть в «футбол» головой бродяги.
Футболисты-уголовники
В зале суда собираются многочисленные родственники подсудимых. На заседание не пришли только близкие убитого Михаила Горошкина. Из родственников у него осталась лишь тетка, которая проживает в Нижегородской области. Женщина написала заявление о том, чтобы рассматривали дело без нее. Более того, она даже не заявила никакого гражданского иска к душегубам, так жестоко расправившимся над ее племянником. 
Вскоре конвой заводит в зал криминальное трио. Руслан Ширинов и Сергей Черяпкин спокойно реагируют на вспышки фотокамер, а вот их подельник Александр Чуваткин прячет лицо за папкой с бумагами.
По просьбе судьи каждый из подсудимых встает и представляется. 
«Родился в селе Новая Муравьевка Рузаевского района. Проживаю в Саранске, - говорит Сергей Черяпкин. - Образование среднеспециальное, окончил ПТУ по специальности сварщик. Работаю на стройке неофициально. Холост, проживаю в гражданском браке, детей нет. Юридически не судим. 
За этой формулировкой кроется тот факт, что судимость Черяпкина погашена. В 2010 году Рузаевским судом он был осужден к 2 годам и 9 месяцам лишения свободы за попытку насильственных действий сексуального характера и изнасилование. Освободился Сергей в июне 2012 года. Мать Черяпкина работает заведующей цехом на птицефабрике «Авангард», а отец покончил с собой в прошлом году. 
«Ширинов Руслан Эльман Оглы, - представляется следующий. - Родился и проживаю в Саранске. Образование среднее. Работаю на стройке также неофициально. Холост, детей не имею. Юридически не судим. Ранее привлекался к уголовной ответственности. В феврале 2009 года осужден Ленинским районным судом Саранска за вымогательство к 3 годам условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев».
«Александр Чуваткин. Родился и проживаю в поселке Николаевка, - говорит третий подсудимый. - Образование среднеспециальное. Окончил саранский профессиональный лицей № 20 по специальности сборщик-испытатель электронных изделий. Работаю на стройке неофициально. Холост, детей не имею. Юридически не судим». 
Александр Чуваткин имеет несколько погашенных судимостей. В 2008 году осужден Октябрьским районным судом Саранска за грабеж к 2 годам условно. В 2012 году получил 6 месяцев исправительных работ за побои (в 2013 году наказание изменено на 2 месяца лишения свободы в исправительной колонии). В мае этого года Ленинский суд приговорил Чуваткина к обязательным работам сроком в 350 часов за кражу и побои. Однако по амнистии он был освобожден от наказания. 
Примечательно, что с декабря 2010 года Чуваткин проходил военную службу во внутренних войсках сначала в Орле, а потом и в Екатеринбурге.
Пьянствовали целый день
Сергей Черяпкин, Александр Чуваткин и Руслан Ширинов познакомились совсем недавно на строительстве музейно-архивного комплекса на улице Красноармейской, где все трудились неофициально. 18 сентября этого года молодые люди созвонились и решили выпить. 
«В 12.30 мне позвонил Черяпкин и предложил вместе с Чуваткиным выпить, - рассказал на следствии Руслан Ширинов. - Сначала мы выпили пива в посадках за моим домом, затем пошли в продуктовый магазин «Городок» на ул. Невского, где взяли еще спиртного - две банки пива и две бутылки алкогольного коктейля «Европа» объемом 1,5 литра каждая. Потом пришлось бежать еще и за водкой, ее мы выпили у Черяпкина дома. Белоголовая закончилась так же быстро, как и пиво с коктейлем. В 17 часов бежать за добавкой пришлось снова. На этот раз взяли еще две 1,5-литровые бутылки алкогольного коктейля. Выпить его решили в заброшенном двухэтажном здании бывшего училища на ул. Кирова, д. 63.
Мы поднялись на второй этаж и увидели в коридоре двух мужчин, которые сидели на полу. Одному из мужчин на вид было около 35-37 лет, волосы у него были коротко стрижены, небольшая борода. Второго я плохо запомнил, по возрасту ему примерно 50 лет. Александр Чуваткин спросил: «Вы что здесь делаете?». 
Мужчина помоложе ответил: «Какая тебе разница? Это не твое дело!». В ответ на это Чуваткин сильно ударил случайного собеседника кулаком по лицу. От удара мужчина упал на бок, при этом у него из носа потекла кровь. Затем мы втроем прошли в одну из комнат и стали пить коктейль. Примерно через час мы снова отправились в магазин за очередной порцией спиртного. Перед уходом Александр сказал мужчинам: «Мы скоро вернемся, чтобы к нашему приходу вас в здании не было». Взяв еще пару баклажек коктейля, мы снова вернулись в заброшенное училище». 
«Сейчас я вам покажу, как бьют футболисты!»
«К тому времени в здании один из находившихся там мужчин уже спал - тот, что помоложе. Чуваткин подошел к нему и со словами: «Ну раз ты не понимаешь по-хорошему» ударил ногой лежавшего бродягу. «Быстро встал и ушел отсюда», - потребовал Александр. Но мужчина никак не отреагировал. Чуваткин и Черяпкин подняли его с пола. После этого Александр сильно ударил мужчину ногой в грудь. От удара он упал на спину. Затем встал на колени и попытался подняться. Меня разозлило поведение этого бродяги, тогда я сказал приятелям: «Сейчас я вам покажу, как бьют футболисты!». С разбегу я ударил мужчину ногой по голове. Он упал на спину». 
Позже Черяпкин сообщит, что рассказывающий все это Руслан Ширинов занимался профессиональным футболом, не раз ездил по различным соревнованиям. Гонял мяч и Александр Чуваткин. Судя по всему, парни решили применить свои футбольные навыки на бродяге и принялись колотить ногами по голове несчастного, словно по мячу.
«Чуваткин взял столешницу и обрушил ее на лежавшего бездомного, - продолжил рассказ об экзекуции Ширинов. - У мужчины изо рта потекла кровь. Черяпкин взял его за свитер и волоком вытащил из комнаты. После этого мы втроем стали избивать бродягу ногами. Били по голове и туловищу. Я ударил всего пару раз, Черяпкин - 20-25 раз. Помню, как Сергей вставал на мужчину ногами, прыгал у него на животе и грудной клетке. Чуваткин тоже ударил не меньше 20 раз». 
«Перед уходомЧуваткин и Ширинов помочились на избитого бездомного» 
«Бродяга во время избиения ничего не говорил и какого-либо сопротивления не оказывал. От нанесенных ударов голова и тело у него были в крови. Был ли мужчина еще жив, я не проверял, но понимал, что он может не выжить. После избиения мы покинули здание и снова отправились в магазин за спиртным», - рассказал Ширинов. 
Из показаний Сергея Черяпкина следует: «Мы оставили лежавшего на полу мужчину и ушли, при этом перед уходом он был жив и еще хрипел. На месте, где мы избивали бродягу, остались три бутылки из-под коктейля «Европа». Перед уходом Чуваткин и Ширинов помочились на избитого бездомного. Для чего они это сделали, я не знаю».
На следующее утро трио «футболистов» снова встретилось. Парни вспомнили, как избивали бродягу, и предположили, что он, скорее всего, умер. В итоге в заброшенное здание они решили больше не ходить и о случившемся никому не рассказывать. 
«В начале ноября мне позвонил участковый и сообщил, что Михаила убили в Саранске» 
В связи с поступившим в суд заявлением от потерпевшей (тетки убитого Михаила Горошкина Светланы Мурзиной) о нежелании участвовать в процессе она просит озвучить показания, которые дала на предварительном следствии.  
«Горошкин Михаил Анатольевич, 1980 г.р., является моим племянником, - зачитывает показания Светланы Мурзиной старший помощник прокурора Ленинского района Саранска Анастасия Базаева. - Кроме меня, никаких родственников у Горошкина нет. До 2010 года Михаил проживал в Нижегородской области, в городе Первомайске, жил один. В 2010 году этот дом снесли. В последнее время Михаил проживал в Саранске с сожительницей по имени Галина. Где он работал, чем занимался, я не знаю. Горошкин при жизни злоупотреблял спиртным. В последний раз я видела его осенью 2012 года в Первомайске - он заходил в гости. После этого я его не видела. Весной 2015 года мне позвонил мужчина, представился сотрудником полиции из Мордовии и сказал, что пропал Горошкин. Полицейский спросил, не у меня ли находится Михаил. Я ответила, что не видела племянника уже несколько лет. В начале ноября мне позвонил участковый из Первомайска и сообщил, что Михаила убили в Саранске. Обстоятельства этого происшествия мне не поясняли».
«Мы убили человека!»
Сожительница Сергея Черяпкина рассказала на следствии, что в тот злополучный день он пришел домой поздно вечером и без обиняков заявил: «Мы вместе с Шириновым и Чуваткиным убили человека!». «Я ему не поверила, стала расспрашивать, когда, кого и где они убили, - заявила женщина. - Но больше он ничего не ответил и лег спать. На следующий день он ушел на работу и снова пришел поздно пьяным. Про убийство я его не расспрашивала, решила, что пошутил. 21 сентября узнала, что Сергея задержали за то, что он с Шириновым и Чуваткиным до смерти избил мужчину».
«В одной из комнат я увидел Михаила, он был мертв» 
На труп Михаила Горошкина наткнулся его собутыльник, 51-летний Александр Киреев. Именно с ним они выпивали в заброшенном здании до прихода молодчиков. На следствии Александр рассказал обо всем подробно: «Я живу с братом и его семьей. При этом, когда выпиваю, родственник не пускает меня домой, приходится ночевать где придется. Официально нигде не работаю и зарабатываю на жизнь случайными заработками. Семьи у меня нет и никогда не было. Примерно пять лет назад я познакомился с Михаилом Горошкиным. Он сожительствовал с моей родной сестрой Галиной, которая в 2014 году скончалась. После этого Горошкин так и остался в Мордовии, жил где придется. Мне известно, что Михаил ранее был судим за совершение разбойного нападения. Со слов самого Михаила, у него детей не было, и он никогда в браке не состоял. Приехал он в Саранск со своим знакомым, с которым познакомился, когда работал на шабашке.
В Мордовии Михаил зарабатывал случайными заработками и постоянно выпивал. По характеру он всегда был спокойным - как трезвый, так и пьяный. Врагов у него не было, и каких-либо конфликтов у него ни с кем никогда не возникало. Мы практически постоянно находились вместе и пили, где придется. Употребляли, как правило, спиртовые настойки в маленьких стеклянных бутылках. В последнее время мы с Михаилом выпивали и ночевали на втором этаже заброшенного здания на ул. Кирова, д. 63. 18 сентября мы также пили в этом здании. Потом появились трое пьяных молодых людей. Один из них поинтересовался: «Вы что тут делаете?». Михаил ответил: «Какая тебе разница? Это не твое дело!». За что один из парней ударил его по лицу… Я ушел, решив не испытывать судьбу после того, как они предупредили, чтобы нас здесь больше не видели. Горошкин же сказал, что никуда не пойдет, думал, что они больше не вернутся. 
На следующий день я пришел в заброшенное здание по ул. Кирова. В одной из комнат увидел лежащего на полу Михаила. Он не подавал признаков жизни, на теле и голове у него были многочисленные синяки и ссадины. Я посмотрел на его грудь и обратил внимание, что он не дышит. Понял, что Михаил мертв. 
Когда вышел из здания, мне встретилась женщина, которую я попросил позвонить в полицию, сказал, что на втором этаже лежит труп. После того как она позвонила в полицию, я ушел и больше к зданию не подходил». 
Как установила экспертиза, смерть мужчины наступила в результате травмы головы и травматического шока. По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». 21 сентября Сергей Черяпкин, Александр Чуваткин и Руслан Ширинов были задержаны. В полиции свидетель опознал всех парней, которые выгоняли их из заброшенного здания. Все трое были арестованы.
«По голове не били и на потерпевшего не мочились»
- Черяпкин, вы вину признаете? - интересуется судья.
- Да, в полном объеме. 
- Ширинов, обвинение понятно? Вину признаете?
- Да, понятно. Вину признаю частично. Я не бил Горошкина по голове.
- Чуваткин, вину признаете?
- Частично. Я не признаю того, что наносил удары по голове. Еще не признаю того, что мы помочились на потерпевшего. У меня есть родственники - как они на это посмотрят? Я знакомился с экспертизой и подтверждения этому не нашел. Такое есть только в показаниях Черяпкина. Экспертиза - это факт! У меня нет оснований ей не доверять. 
На момент начала судебного заседания у подсудимых истекали сроки содержания под стражей. Гособвинитель заявила ходатайство о продлении срока содержания под арестом. Подсудимые, естественно, дружно возражали и просили отпустить их под подписку или домашний арест. Поддержали своих клиентов и адвокаты. На деле же и те и другие отчетливо понимали, что суд ни при каких обстоятельствах не выпустит их из СИЗО, учитывая тяжесть содеянного. Так и произошло - суд, посовещавшись, продлил всем троим сроки содержания под стражей.

«Вечерний Саранск»