Водительский долг

20.11.2015 12:41

Государственная дума РФ на минувшей неделе приняла в двух чтениях законопроект, предусматривающий лишение водительских прав лиц, имеющих задолженность по алиментам. Планируется приостанавливать действие водительского удостоверения человека, набравшего родительских долгов на десять тысяч рублей. Кроме того, под действие законодательного нововведения попадут лица, имеющие задолженность по штрафам за нарушение ПДД, не уплатившие назначенный судом штраф или не компенсировавшие моральный вред. Предполагается, что новый документ вступит в силу уже с 15 января 2016 года.

Заплати и кати
Несмотря на то что законопроект, предусматривающий лишение водительских прав должников по алиментам, принят только во втором чтении, сомневаться в том, что с нового года плевать на воспитание своих детей станет очень дорого, не приходится. За два дня 9 и 10 ноября документ прошел уже два рассмотрения в парламенте страны. Осталось последнее, решающее. Так кто же попадет под действие нового закона?
Согласно официальным данным, основной упор в документе сделан на людей, имеющих большую задолженность по алиментам. Правда, на этот раз власти решили не церемониться с должниками. Со следующего года, чтобы попасть в черный список, достаточно набрать долгов всего на десять тысяч рублей. Именно эта сумма станет достаточным основанием для приостановки действия водительского удостоверения. Планируется предоставить человеку срок в пять дней, чтобы устранить имеющуюся задолженность. Если же в течение этого срока должник не погасит накопившийся долг, соответствующие материалы будут направляться в суд, который в свою очередь будет выносить решение о лишении человека водительских прав. Снова сесть за руль должник сможет лишь после того, как погасит имеющуюся задолженность и информация об этом попадет в базу данных службы судебных приставов. В случае же если водитель, не оплативший долги, будет задержан при управлении автомобилем, ему будет грозить лишение водительских прав на целый год. Уже подсчитано, что под действие нового законопроекта попадут как минимум триста тысяч россиян. Именно столько жителей нашей страны, по данным депутатов, имеют в настоящее время непогашенную задолженность по алиментам. По информации Федеральной службы судебных приставов, восемьдесят пять процентов должников по алиментам имеют водительские права. Так что велика вероятность, что уже в ближайшее время армия пешеходов в стране получит серьезное пополнение свежими кадрами.
Впрочем, ограничиваться одними только злостными неплательщиками алиментов власти в данном случае не собираются. Как предполагает представленный на рассмотрение депутатов законопроект, под его действие попадут также лица, имеющие неоплаченные штрафы за нарушение правил дорожного движения, не возместившие вред, нанесенный совершенным ими преступлением, или не компенсировавшие моральный вред, установленный соответствующим решением суда. Всем этим людям также придется расстаться с водительской мечтой и перейти в категорию пешеходов.
Однако, как во всех правилах, исключения есть и в данном случае. Новый законопроект не будет распространять свое действие на людей с ограниченными возможностями, для которых автомобиль является жизненно необходимым средством передвижения. Кроме того, выдохнуть с облегчением могут должники, проживающие за чертой города. По мнению парламентариев, этим людям автомобиль необходим для поездок на работу, поскольку общественный транспорт вне пределов города работает с перебоями. Еще одной категорией граждан, на которую не распространится действие нового закона, станут люди, для которых автомобиль является единственным источником заработка. Проще говоря, таксисты, дальнобойщики и, вероятно, водители общественного транспорта могут официально не платить алименты, не опасаясь лишения водительских прав. При этом, как подчеркивают в Госдуме, велика вероятность, что уже во время действия нового закона в него будут вноситься поправки. И не исключено, что под ограничительные меры попадут и другие категории должников. Поговаривают, к примеру, что водительских прав могут лишить и тех, кто нарушает права авторские.

Понять и простить
Однако, как это часто бывает на практике, в силе того или иного законодательного решения кроется и его слабость. Именно об этом говорят эксперты, изучавшие законопроект. Да, собственно, в данном случае даже не нужно быть экспертом, чтобы увидеть все изъяны представленного документа. Тот факт, что власти страны хотят лишать должников по алиментам водительских прав, говорит, в первую очередь, о несовершенстве ныне действующей системы взыскания родительских долгов. К примеру, в одной только Мордовии по итогам десяти месяцев 2015 года в производстве судебных приставов находилось 10558 исполнительных производств по взысканию алиментов. Причем общая сумма долгов, которую мордовские родители задолжали своим детям, превышает отметку в миллиард (!) рублей. А во многих других регионах нашей страны ситуация с невыплатой алиментов выглядит еще хуже. Не нужно быть гениальным математиком, чтобы понять одну простую вещь: в одночасье такая задолженность образоваться просто не могла. Следовательно, долги по алиментам копятся годами. Однако сами должники живут в большинстве своем весьма неплохо и, что называется, не парятся. Происходит это потому, что у государства просто нет реальных механизмов воздействия на алиментщиков. Дело в том, что 157-я статья уголовного кодекса, предусматривающая наказание за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, практически не работает. Количество дел по ней можно пересчитать по пальцам. Но даже в том случае, если уголовное дело в отношении родителя все же возбуждается, он в большинстве случаев отделывается либо исправительными работами, либо условным сроком. При этом реального механизма заставить человека заплатить алименты просто не существует.
Ни для кого не секрет, что должниками по алиментам, как правило, являются люди, ведущие асоциальный образ жизни. Зачастую у них нет постоянного официального источника дохода, с которого государство могло бы удерживать алименты. А если с человека нечего взять официально, никакие санкции ему не страшны. В связи с этим говорить, что такая мера воздействия, как лишение водительских прав, способна в корне изменить ситуацию с невыплатой алиментов в государстве, по меньшей мере, наивно. Особенно если учесть тот факт, что, согласно данным статистики, восемьдесят пять процентов неуплаченных штрафов в нашей стране не превышают отметку в десять тысяч рублей.
Вместе с тем эксперты признают, что в случае с другими категориями должников эта мера может оказаться весьма действенной. Ежегодно российские суды выносят тысячи приговоров, согласно которым подсудимые приговариваются к многотысячным, а то и многомиллионным штрафам. Но приговорить и взыскать - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Человек заблаговременно может переоформить все свое имущество на родственников или подставных лиц и продолжать ездить за рулем дорогой иномарки, официально считаясь неплатежеспособным. Но лишение права управления транспортным средством вполне может заставить должника призадуматься. Говоря простым языком, представленный в Госдуму законопроект рассчитан, в первую очередь, на тех, кому есть что терять. Проблема только в том, что при нынешней экономической ситуации в стране количество таких людей значительно сократилось и продолжает сокращаться. Уже сейчас среди российских должников гораздо больше тех, кого властям приходится не только понимать и прощать, но и помогать выжить. А если ситуация настолько серьезна, возникает вполне резонный вопрос: «Зачем дальше закручивать гайки?». Но это вопрос уже из категории риторических.

Как в Европе
Следует отметить, что нынешняя попытка властей вернуть ситуацию с невыплатой алиментов в правовое русло далеко не первая. В разные годы государство уже предпринимало определенные шаги в этом направлении. К примеру, должникам по алиментам уже запрещали выезд за пределы нашей страны. Вот только результат всегда оставался один и тот же: задолженность росла. Те, кто имеют долги по алиментам, как правило, не имеют привычки путешествовать по миру. В связи с этим многие специалисты высказывают вполне определенные сомнения в том, что предложенный законопроект окажется настолько эффективным, насколько от него ожидают.
- Чтобы говорить об эффективности документа, неплохо было бы точно установить, какое количество должников по алиментам имеют водительские права, - говорит саранский адвокат Сергей Наумов. - Не думаю, что их слишком много. Что же касается других категорий должников, по отношению к ним такая мера, как лишение водительских прав, может оказаться весьма действенной.
Впрочем, несмотря на все сомнения и опасения, авторы законопроекта настаивают на том, что этот документ жизненно необходим российской правовой системе. В поддержку своей позиции депутаты ссылаются на опыт некоторых зарубежных государств, в которых лишение права управления транспортным средством является одним из наиболее действенных инструментов сбора различных задолженностей. Во многих западных странах со злостными алиментщиками или должниками по штрафам за нарушение правил дорожного движения действительно не церемонятся. Но приживется ли такая практика в России? Рядовые автолюбители, к примеру, очень сомневаются в ее эффективности.
- Однажды я нарушил правила дорожного движения, - рассказывает житель Саранска Александр. - Мне пришло так называемое письмо счастья. Я оплатил положенный штраф, но вскоре мне пришло письмо от службы судебных приставов. В нем утверждалось, что штраф я не оплатил. Потом выяснилось, что информация об оплате просто не дошла до службы судебных приставов. Но, если так будет и теперь, у меня могут отобрать права даже после оплаты штрафа?!

Алексей КОНСТАНТИНОВ

«Вечерний Саранск»