Людмила Гурченко глазами любимых людей

20.11.2015 12:44

В Москве к 80-летнему юбилею великой актрисы открылась выставка фотографий, которую автор назвал очень просто - «Моя Люся». Фотохудожника зовут Аслан Ахмадов. Ему действительно было позволено называть Людмилу Марковну просто Люсей, несмотря на ее звездный статус. Она доверяла ему как человеку и художнику - безгранично. А он восхищался ее талантом и женской красотой. Искренние и трепетные отношения позволили двум талантливым людям создать работы, которые стали произведениями искусства. Доказательство тому - выставка в стенах Галереи Классической Фотографии. Первыми посетителями стали самые близкие люди актрисы, которые даже спустя пять лет после ее ухода все еще учатся жить без нее.
Они рассказали нашему корреспонденту о том, кем была для них Людмила Гурченко. Их Люся…

Художник и модель
- Эта выставка - не мой проект, он наш с Люсей, - говорит автор фотографий Аслан Ахмадов. - Фотографии, а их больше 150, сделаны в разное время и при разных обстоятельствах. Тут есть фото, которые выполнены в студии, а есть и случайные снимки. Большую часть этих фотографий я делал непроизвольно - я всегда находился рядом, в руках у меня была камера, и я снимал неосознанно, вообще не понимая, почему и зачем это делаю. Вообще Люся никогда не позировала. Она даже в кино не играла, а просто становилась тем человеком, которого играла. В ней не была даже намека на фальшь - она была предельно искренним и честным человеком и требовала такого же отношения к себе. И люди, которые находились рядом с ней, либо становились такими же, либо не выдерживали и просто исчезали из ее жизни. Эти фотографии сделаны на протяжении семи лет нашей дружбы. Некоторые из них выполнены, когда мы вместе работали над фильмами «Я - легенда», «Марковна - перезагрузка», «Пестрые сумерки». Мне кажется, что я сумел сказать в этих фотографиях о своем отношении к Людмиле Марковне, и добавить мне уже нечего. Я счастлив, что могу показать эти фотографии людям.
- Какая ваша любимая фотография?
- Это черно-белый портрет. Я его сделал случайно, когда она рассказывала о своем папе, а она всегда о нем много рассказывала, смеясь, плача… Очень любила его. И вот в этот раз она была так счастлива, рассказывая о папе, и мне кажется, я сумел схватить это счастливое выражение лица, глаз.
- В начале вашего знакомства вас не смущал звездный статус Людмилы Марковны?
- Да, я до сих пор помню, как сидел напротив и меня сшибала ее энергетика! Я всегда понимал, кто она и какова мощь ее таланта, поэтому у меня было ощущение, что со мной разговаривает живой памятник великой актрисе! Конечно, Люся видела мое смятение, она как сканер считывала все, поэтому старалась как-то разрядить обстановку: шутила, смеялась. Она даже матерное слово могла сказать. Но ощущение ее величия все равно не проходило.
- Вы так и общались - как художник и звезда?
- До какого-то момента. А потом при личном общении открылись такие человеческие качества, которых я вообще никогда не встречал! Например, она была предельно честной и открытой. Но и от меня она требовала того же. И только тогда я понял: если ты всегда честен, тебя невозможно предать, тебе не нужно ждать подвоха… И для нее это было важно.
- Как Людмила Марковна относилась к возрасту? Многие фотографии очень смелые, притом что ей на них уже больше 70 лет…
- Для нее не существовало возраста. При этом у нее буквально жизнь заканчивалась, когда  не было работы. Она не воспринимала время, в которое она ничего не делала: не снималась в кино, не записывала песен, не фотографировалась… Ей постоянно нужно было реализовывать свое предназначение в жизни - быть актрисой.
- Творческие разногласия у вас возникали?
- Никогда. Люся бесконечно мне доверяла, никогда не спрашивала: почему, зачем? Когда она лежала в больнице, я каждый день записывал ей на телефон любимые фильмы, и она их смотрела. То, что кино можно смотреть по телефону, ее приводило в неописуемый восторг! Сережа Сенин спрашивал: «Может, тебе привезти компьютер, DVD?». Но она ненавидела компьютер, называла его «дупло». Я спросил: «Почему дупло?» Она сказала: «Серега открывает его, всю ночь смотрит в него и стучит как дятел!». Но современные телефоны она тоже смешно называла - «айфонсы». Она очень забавно его осваивала. Когда училась писать смс, присылала мне афоризмы Жванецкого - с дикими ошибками. Потому что не могла попасть на нужную букву. Это ее выводило из себя, и она в ярости кричала: «Как вы этими «айфонсами» пользуетесь?!».    
- Как вы думаете, Людмила Марковна сейчас с нами, видит эту выставку, гостей?
- Знаете, я скептически насчет этого настроен. И Люся была такая же. Она не верила в мистику, говорила: вот человек есть, потом он умер - и весь закончился… Но в этом я с ней не согласен, потому что это касается не всех. Есть люди, которые уходят из жизни, но не заканчиваются. Они остаются в деле, творчестве, искусстве. Люси нет уже пять лет, а вот эта выставка появилась благодаря ей. Разве это не чудо? То есть осталось то, что никуда не ушло и будет жить всегда… Посмотрите, какое огромное количество людей пришло сюда. А сколько писем я получаю от тех, кто хотел бы на выставку попасть из разных городов России! Такую любовь надо заслужить.
- Артистов много, но народная любовь достается единицам. Как вы думаете, почему?
- Сначала формируется определенное отношение, исходя из его величия - вот он, большой артист, талант, гений… Но ведь есть еще и человеческие качества - редкие, уникальные, которые невозможно сыграть, изобразить. И люди чувствуют искренность, которая кому-то дана, а кому-то - нет. И таких артистов любят и помнят. Мне пришло много писем от молодых людей 16-17 лет. Оказывается, они тоже знают и любят Люсю! Это значит, что ее жизнь продолжается - она действительно живет. Не с нами, но среди нас…

Особый дар
- Когда актриса попадает в руки такого талантливого мастера, как Аслан, он достает из нее то, что она и сама о себе не знала, - говорит актриса Наталья Белохвостикова. - Людмилу Марковну мы не видели такой каждый день. Аслан - увидел. И это ее счастье. Она была удивительно красивой, элегантной, я вообще не могу рядом с ней поставить никакую другую актрису. В ней было столько фантазии, фейерверка, она на ровном месте могла создать для другого человека праздник. Я не знаю, что она в это время чувствовала сама. Но людям она всегда дарила радость и счастье. Это великий дар великой актрисы.
- Я не могу назвать себя близким другом Людмилы Марковны, но так случилось, что мы познакомились в не самые простые для меня времена, - рассказал Филипп Киркоров. - Она одна из первых подставила мне свое хрупкое женское плечо тогда, когда от меня отвернулся весь мир. Она звонила мне по утрам, будила своим хохотом и строго говорила: «Вы должны наперекор всему идти вперед и не сдаваться! Я была в забвении почти 20 лет - и выжила!». И мне так стыдно становилось, думал: «Что ж я сопли-то распустил, тоже мне, проблемы… Надо собраться!». И я собрался. Сейчас у меня все благополучно. И я безмерно благодарен за эти уроки жизни Людмиле Марковне. Она - тонкая, красивая, интеллигентная женщина - показала мне, что такое сила воли, железный характер. Это легендарная личность!

Откровение и счастье
- У Люси такая значимая дата - 80 лет, и я был приятно удивлен, когда увидел, сколько людей пришли, чтобы посмотреть на ее фотографии, поздравить ее с днем рождения, чтобы быть сегодня с ней, - говорит супруг актрисы Сергей Сенин. - Признаться, мне  сложно абстрагироваться от Люси, которую я знал, глядя на эти прекрасные работы Аслана. Ведь даже о тех съемках, на которых не был, я знал всё - какие там будут костюмы, как будут выстраиваться мизансцены… Я рад, что эти работы дошли до зрителей. Это лучший подарок к Люсиному юбилею. Она была бы очень рада, если бы знала, что когда-то это произойдет. Ведь, чтобы эта выставка состоялась, в разное время были затрачены ее силы, время, энергия. И все это не пропало даром. Более того, многие фотографии даже Люся не видела!
- Кем Людмила Марковна была для вас?
- В первую очередь - женой. Я читал все ее автобиографические книги еще до личного знакомства с ней. И вот когда уже много лет жили вместе, я имел счастье убедиться, что все, что я о ней читал в книгах, существует в реальности. И это было откровением и счастьем. Ни я ничего себе не нафантазировал, ни Люся о себе ничего не наврала, потому что была исключительно честной и принципиальной по отношению к другим, но по отношению к себе - в первую очередь.
- А дома она была похожа на женщину, которую показывает Аслан?
- Нет. Она была тихой, скромной, деликатной. Не бурлящим человеком. На экране, на сцене - она перевоплощалась. Я вас уверяю: если бы Людмила Марковна сейчас стояла среди нас, многие бы и не догадались, что это та, которую мы видим на экране и фотографиях.

Мамины глаза
- Выставка мне очень понравилась, - сказала Мария Королева, дочь актрисы. - Какие-то работы мне уже показывали, но многие увидела впервые. Они очень красивые! Не на всех можно узнать маму - поначалу. Ведь и костюмы разные, и прическа, и макияж, и даже выражение лица везде разные. А присмотришься: глаза - мамины! Их уже ни с чьими не спутаешь.  
- А вы помните маму совсем молоденькой?
- В детстве же мы не осознаем, что мама твоя сама еще совсем девчонка. А с возрастом, когда события набираются, ты сам взрослеешь, уже и мама становится другой. Это как в кино - идет одной лентой, нельзя его остановить, чтобы что-то запомнить, рассмотреть. Но так, наверное, у всех бывает. Хорошо, что остаются фотографии.

«Вечерний Саранск»