По домам!

18.09.2015 08:51

Фигурантов громких коррупционных дел отправили под домашний арест

На прошедшей неделе по ходатайству следствия Ленинский суд Саранска изменил меру пресечения двум руководящим работникам мордовского филиала «Почты России». Заместитель директора филиала 58-летний Василий Азясев и 40-летний главбух организации Олег Якурин выпущены из СИЗО под домашний арест. Директор же филиала Иван Героев остается под стражей. Все они, напомним, обвиняются в мошенничестве. А чуть ранее суд отпустил под домашний арест фигуранта еще одного громкого коррупционного дела - председателя военно-врачебной комиссии военкомата Мордовии 43-летнюю Ольгу Никитину.

«Есть директор, а есть заместитель - дурак, на которого пытаются все повесить»
Следователь СЧ СУ МВД Николай Кошаев сообщил, что на сегодня Азясеву предъявлено обвинение по статье «Мошенничество», и еще в двух эпизодах аналогичных преступлений он подозревается. Общая сумма ущерба по ним составляет более 2 миллионов рублей, и на имущество фигурантов наложен арест. По имеющейся информации, Василий Азясев уже сейчас изъявляет стремление возместить ущерб и активно сотрудничает со следствием. Из показаний Азясева и Якурина, например, стало известно еще об одном факте преступной деятельности, к которому причастен Иван Героев. Кроме того, следователь уверен, что в деле почтовиков в дальнейшем появятся и другие эпизоды.
В суде Василий Азясев, естественно, не противился предложению о перемещении домой из СИЗО:
- Ходатайство следователя об изменении мне меры пресечения на домашний поддерживаю. Вину признаю в полном объеме.
- У вас какие-нибудь проблемы со здоровьем имеются? - интересуется судья.
- Да, остеокардия и бронхит.
- Остеокардия?
- Ну да - учащенный пульс.
- Тахикардия?
- Да, тахикардия.
Судья удаляется в совещательную комнату, и корр. «ВС» успевает задать несколько вопросов Василию Азясеву.
- Есть информация, что Героев пытается переложить всю вину на вас.
- Это вам лучше следователь скажет, он всеми фактами располагает.
- Ущерб, как мы поняли, вы готовы возместить?
- Если он будет, то, конечно, готов возместить.
- Почему вы решили заключить досудебное соглашение?
- А зачем мне брать чужую вину на себя? Есть директор, а есть заместитель - дурак, на которого пытаются все повесить.
- Но ведь досудебное соглашение предусматривает и признание собственной вины?
- Ничего не говорите, - подключается к беседе адвокат Азясева, - все комментарии дадим после того, как закончится расследование. Пока мы свою позицию высказали - вину полностью признаем, активно сотрудничаем со следствием. Об остальном пока говорить не будем.

Липовые чеки
Напомним, что Василий Азясев вместе с главным почтовиком республики Иваном Героевым и главным бухгалтером организации Олегом Якуриным и  подозреваются в многомиллионной махинации. Из материалов уголовного дела следует, что руководители филиала РМ ФГУП «Почта России» совершили мошенничество. Используя свое служебное положение в корыстных целях, с помощью фиктивных документов они совершили хищение на сумму 2,4 миллиона рублей. Всего правоохранители инкриминировали почтовикам три эпизода мошенничества.
Следствие считает, что Василий Азясев при участии Ивана Героева организовывал приобретение в других регионах обуви и соли по низкой цене для дальнейшей реализации товара через отделения связи по всей республике. При этом по договоренности продавцы указывали в бумагах, что товар стоит намного дороже. Липовые чеки заместитель руководителя почты предоставлял в бухгалтерию. Здесь к делу подключался главбух Олег Якурин. Разница в стоимости была весьма существенной и шла в карман руководителей почты. По мнению следствия, причастность обвиняемых к преступлениям полностью подтверждается материалами уголовного дела, показаниями обвиняемых, свидетелей, допросами с очных ставок.
В июле этого года все трое один за другим решением суда были арестованы сроком на два месяца. Но уже в августе с Якуриным и Азясевым были заключены досудебные соглашения о сотрудничестве со следствием - сейчас они дают правдивые признательные показания по всем эпизодам и сообщают следствию информацию обо всех обстоятельствах совершенных преступлений. В итоге сначала под домашний арест из СИЗО выпустили Якурина, а немногим позже и Азясева. Во время домашнего ареста им будет запрещено выходить из дома без разрешения следователя, общаться с кем-либо, кроме членов семьи, близких родственников и защитника, получать и отправлять корреспонденцию, за исключением отправки процессуальных документов по уголовному делу, использовать средства связи.

Мед и премии
Как стало известно «ВС», среди дополнительных эпизодов по «Почте России», которые ранее не были озвучены следствием, фигурирует фиктивное трудоустройство. Так, следствие считает, что в октябре 2007 года при сокращении должности пасечника в Рузаевском почтамте Иван Героев дал задание трудоустроить бывшего сотрудника сторожем. Фактически же работник сторожем числился номинально и продолжал трудиться пасечником, поставляя директору филиала мёд. Однако как сторож он долгое время исправно получал зарплату - на это ушло 530 тысяч рублей.

В результате Ивана Героева сейчас подозревают в трех эпизодах мошенничества, один из которых - в особо крупном размере. Кроме того, в МВД расследуется уголовное дело по статье «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», в рамках которого рассматривается причастность директора филиала к ущербу «Почте России» на сумму 3 миллиона 473 тысячи рублей. На эту сумму работникам почты было незаконно выплачено премиальное вознаграждение, при этом в документы об эффективности работы мордовского филиала были внесены липовые сведения. С предприятиями «Спецстройизоляция» и «Инж-Стройинвест» были заключены фиктивные договоры купли-продажи знаков почтовой оплаты на сумму 5 миллионов рублей. Хотя фактически филиалом РМ УФПС они не приобретались. Подобные договоры как раз и создавали видимость эффективной работы почты.

«Я ничего противозаконного не делал»
Сам Иван Героев на своем аресте заявлял следующее: «В 2012 году заместитель по коммерции Василий Азясев закупил партию обуви, которую мы отправили по отделениям связи, я был не в курсе того, что здесь что-то нечисто. В 2013 году мне приходит письмо о том, чтобы я провел проверку по наличию обуви. Я дал задание провести проверку контрольно-ревизионному управлению и заместителю по коммерческой части. Они провели и отправили письмо в Москву. Что они там отправили, я был не в курсе. В 2014 году мы провели инвентаризацию, которая показала, что у нас остатков обуви на 4,5 млн рублей. Вызываю Азясева, сотрудников контрольно-ревизионного управления, спрашиваю - в чем дело? Как это так? Вы какие данные отослали? Принесли письмо, оказалось, в Москву отписали, что продали обуви на 4 млн рублей, а остатки лежат на 470 тысяч рублей. Просил написать объяснительную. В ней Азясев написал, что договор подписал он, но под жестким давлением директора. Наверное, он получил БОЛЬШОЙ куш.
Теперь что касается соли, я говорил с водителем, который ездил за ней на машине в Адыгею. Он рассказал, что подошел Азясев, дал ему конверт с 270 тысячами рублей и сказал купить 10 тонн соли. Он поехал, привез, сдал, а дальше какие «прокладки» были, никто не знает. Такая же история была и с покупкой обуви в Ростове. Все договоры на покупку обуви и соли заключал мой заместитель Василий Азясев, он же согласовывал их с Москвой. В ноябре прошлого года мы провели проверку и выяснили, что заместитель по коммерции имеет в этой схеме свой интерес. Мы же сами результаты проверки отдали в МВД. Однако Азясев стал говорить, что это я его заставлял, грозил уволить. Рассказал всем, что передал мне 500 тысяч рублей… Сразу скажу, что уволить заместителя я могу только с согласия головного офиса «Почты России». Более того, скажу, что Азясев уже отвез определенную сумму, чтобы стать директором.
...Я уже старый, мне 68-й год, я проработал в Мордовии более 50 лет и ни разу не садился на скамью подсудимых и даже не наказывался за административные правонарушения. Я законопослушный гражданин. Готов пройти исследование на детекторе лжи по поводу соли. Все это дело надуманное. Свою причастность к тому, в чем меня подозревают, я не признаю. Я ничего противозаконного не делал».

Организатором коррупционной операции в военкомате будет проходить умерший сотрудник?
Нары СИЗО на домашнюю обстановку недавно сменила и председатель военно-врачебной комиссии военкомата Мордовии 43-летняя Ольга Никитина. Она также признала вину и заключила досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием.
В июле этого года Ольга Никитина и врач-хирург комиссии 51-летний Федор Скворцов были арестованы по подозрению в получении взяток. В деле фигурировал еще один сотрудник военкомата - старший помощник начальника отделения подготовки, призыва и набора граждан на военную службу саранского отдела военного комиссариата Мордовии - 47-летний Виталий Оробец. Однако стать обвиняемым ему было не суждено. Мужчина скончался еще до предъявления ему обвинения, он не смог выкарабкаться после перенесенного тяжелого заболевания.
По одному эпизоду сумма взятки, инкриминируемая Никитиной и Скворцову, составила 230 тысяч рублей. Эти деньги передавались за незаконное освобождение призывника от службы в армии. Организатором этой коррупционной операции, судя по всему, будет проходить покойный Оробец. Следствие считает, что именно он через знакомых находил призывников, которые за деньги желали откосить от армии, Скворцов ставил нужный диагноз, а Никитина его утверждала.
Полицейские заявляли, что, по предварительным данным, подобной услугой сотрудников военкомата и врачей в прошедший весенний призыв воспользовались около 30 молодых людей. Сумма вознаграждения составляла от 180 до 250 тысяч рублей за каждого призывника. Цена вопроса варьировалась в зависимости от наличия в цепочке посредника. Болезни вписывались различные - язва, сколиоз, плоскостопие и другие.
Очевидно, доказательная база по этим преступлениям выглядит весьма убедительно, а посему Ольга, как и двое почтовиков, заключила досудебное соглашение со следствием, дала признательные показания, в рамках которых рассказала и о других эпизодах преступлений, где фигурируют ее коллеги.
После этих показаний было возбуждено еще одно уголовное дело в отношении помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов отдела военного комиссариата РМ по Саранску Александра Майорова. Как стало известно «ВС», он подозревается в получении взятки в 150 тысяч рублей за освобождение призывника от службы. Следствие считает, что по предложению Майорова Оробец и Никитина вступили в сговор для того, чтобы отмазать от службы призывника Якова Мартыновича (фамилия изменена). В апреле этого года он вместе со своим дядей обратился к Майорову с просьбой помочь ему откосить от армии за вознаграждение. Сотрудник военкомата обещал помочь, но сразу предупредил, что стоит это будет 150 тысяч рублей, и объяснил, что из этой суммы 120 тысяч он отдаст Виталию Оробцу, без которого вопрос с «отмазом» от армии не решить. Уже на следующий день после урегулирования всех денежных нюансов Оробец встретился с призывником у магазина «Магнит» по улице Косарева и подробно проинструктировал парня, как нужно правильно «косить» на медкомиссии: «Жалуйся на аритмию сердца, отдышку, слабость и утомляемость. Врачи дадут тебе направление на дополнительное обследование. Результаты принесешь мне».
Симулировав боли в сердце, Мартынович получил заветное направление на ЭКГ, но в больнице исследование показало, что заболеваний сердца у парня не имеется. Справку об этом он принес Оробцу. Спустя несколько дней сотрудник военкомата передал призывнику сфабрикованные результаты ЭКГ, в которых уже было указано, что заболевание сердца у молодого человека имеется определенно. Именно эти бумажки Оробец рекомендовал отдать врачу медицинской призывной комиссии. Затем Оробец договорился с Никитиной, что она утвердит отсрочку от призыва Мартыновича по медицинским показаниям. И всего-то за 10 тысяч рублей. Так у призывника в личном деле появилась запись «временно не годен к военной службе». Позже сам Майоров сознался в содеянном и заявил, что получил за «отмаз» призывника только 30 тысяч рублей.

Сергей НОВИЦКИЙ

«Вечерний Саранск»