Запрет на ПЭТ

11.09.2015 10:09

В России хотят ограничить производство пива в пластиковых «фугасах»

Ваше время иСтекло
ПЭТ - упаковка сравнительно новая. Каких-то 15 лет назад крупные пивоваренные компании ее не очень-то жаловали. Более того, всячески подчеркивали выявленные недостатки пластиковой тары - она не позволяет в полной мере насладиться истинным вкусом и ароматом пенного напитка, а потому настоящие ценители всегда предпочтут «фугасам» старые добрые стеклянные бутылки.
Впрочем, как это часто бывает в бизнесе, простота и дешевизна изготовления посуды заставили в конечном итоге поступиться принципами. Сегодня, по разным данным, в пластиковую тару разливается от 50 до 70 процентов всего производимого в стране пива. Для сравнения: в странах Евросоюза, во многих из которых пиво считается национальным напитком, доля ПЭТ не превышает 3-4 процентов. Так, в Германии - 4%, в Бельгии - 3 процента, в Великобритании - 0,1 процента, в Италии - 0,08%, а в Швеции, Ирландии и некоторых других государствах они и вовсе запрещены. Причина такой нелюбви - выявленная небезопасность данного материала. Содержащееся в нем ядовитое вещество под названием дибутилфталат вызывает токсический гепатит, поражение нервной, эндокринной и иммунной систем, приводя к опасным заболеваниям. Из-за чего, собственно, те же бюргеры делают бутылки трех-, а то и пятислойными, покрывая их специальной защитной пленкой. Дошло до того, что в начале 2000-х в ЕС запретили даже лаки с фталатами. Как оказалось, впитываясь через ногти, они могут негативно влиять на репродуктивные функции организма.
В России ничего подобного, понятно, нет и помине. Хотя игрушки, ввозимые преимущественно из Китая, из продажи все-таки изымались, а на нарушителей заводились уголовные дела. С данной точки зрения впору вообще говорить о неких двойных стандартах. Получается, что один и тот же пластик вреден по-разному. Брать его в руки нежелательно. Зато пить из него - всегда пожалуйста.

В добровольно-принудительном порядке
Первые попытки ограничить оборот ПЭТ-тары, предпринятые еще в 2009-2010 гг., успехом не увенчались. В 2014-м Дума решила вновь вернуться к рассмотрению данного вопроса. Небольшим частным пивоварням фактически разрешили продавать разливное пиво в пластиковых емкостях, а основной удар пришелся по так называемой «большой четверке» производителей - бельгийскому «Anheuser-Busch InBev» (в структуру которого, напомним, входит и саранский завод), голландскому «Heineken», датскому «Carlsberg» (известный в России брендом «Балтика») и британскому «Efes-SABMiller».
Принятый в первом чтении документ предусматривал постепенное снижение разрешенного объема полимерной потребительской тары и процентного содержания доли этилового спирта. Уже с 1 января нынешнего года под запрет должен был попасть алкоголь крепостью свыше 6 градусов, продаваемый в пластиковой таре объемом более полутора литров. С 1 июля градус понижался уже до пяти, а емкость ПЭТ - до 1 л. Наконец, в начале 2016-го предполагалось полностью ограничить реализацию алкоголя крепостью от 4 градусов в любой пластиковой посуде. А слабоалкогольные напитки (до 4 градусов) разрешалось продавать исключительно в небольших емкостях, не более 0,5 литра.

Иных уж нет
После летних каникул депутаты собирались внести последние правки и наконец-то расставить все точки над «i». Но не срослось, ограничения пришлось отложить. Пивовары тогда недвусмысленно дали понять, что очередной антиалкогольный закон подорвет сами основы нормального функционирования отрасли, отразившись на доходах бюджетов разных уровнях и в целом на инвестиционном климате страны. В качестве доказательства были обнародованы такие цифры: из-за постоянного ужесточения норм и правил только компании «большой четверки» за какие-то шесть лет закрыли в России сразу 11 пивоваренных заводов - по два «Heineken», «Efes» и «Сarlsberg», остальные (в Курске, Перми, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге и Ангарске) - «АВ InBev». Рабочих мест, правда, было ликвидировано не очень много, около 2-2,5 тысячи. Зато прямые потери региональных бюджетов оказались весьма болезненными.
- Если рассматривать алкогольный рынок в целом, нетрудно заметить, что объемы потребления и производства практически всех видов продукции постепенно снижаются, - рассказал «ВС» аналитик Тимур Нигматуллин. - В 2014 г. столовых вин было выпущено на 5,3 процента меньше, нежели в 2013-м. Производство коньяков сократилось на 7 процентов, игристых вин и шампанского - на 9,4%, водки - и вовсе на 22,3 процента. Что же касается пива, то здесь падение составило 8,6%. Данному процессу способствует множество факторов - от достаточно высоких акцизных отчислений и ужесточения политики госрегулирования до негативной экономической конъюнктуры и увеличения продаж нелегальной продукции.

С аПЭТитом
Но почему сторонники запрета столь усердно набросились на пивную отрасль, вмиг позабыв, что пресловутую ПЭТ-упаковку используют все, кому не лень, включая, кстати, производителей кваса, лимонада, подсолнечного масла, молока, питьевой воды, детского питания? Или, может быть, выделение токсинов провоцируют исключительно «градусосодержащие» жидкости?
Ответ, рискнем предположить, находится совсем в иной плоскости. А именно - в большей дисциплинированности «пивных королей», их стремлении не конфликтовать понапрасну с властями, добросовестно выполняя любые издаваемые предписания. При очередной корректировке правил они, вероятнее всего, по привычке «возьмут под козырек». Особо упорствующим, опять же, не грех напомнить о заграничном происхождении их капиталов, что в сегодняшней России звучит более чем угрожающе.
С производителями кваса, молока и прочих напитков такие номера, очевидно, не пройдут. Розлив в ПЭТ-бутылки практикуется почти в каждом российском регионе. И местные власти развитию конкуренции совсем не препятствуют. Да и зачем, спрашивается?

Градус падения
Сейчас, правда, все тише звучат утверждения о вреде пластиковой тары, зато гораздо чаще в ход идут другие аргументы. Главный довод: крайне низкая себестоимость ПЭТ-посуды приводит к излишней доступности напитков, а большой объем ее непосредственным образом отражается на потреблении. В самом деле: бутылки выдуваются, как правило, уже на пивзаводах. Причем из одной капсулы получается любая емкость до 2,5, а то и до 3 литров. Бизнесу, понятно, выгодно экономить на материале, осуществлять розлив в «фугасы» большего объема. Как следствие, люди, порой невзирая на протесты окружающих и даже сигналы собственного организма, стремятся опустошить «баллон» полностью. Трудно все-таки бывает остановиться, когда на донышке еще что-нибудь осталось. Со стеклянной посудой проделать такие фокусы вряд ли получится. Бутылки (преимущественно небольшой вместимости, до 1 литра) изготавливаются в основном на смежных предприятиях. А им отчитаться об объемах поставок ничего не стоит. Да и транспортные накладные всегда можно проверить, было бы желание.
Далее: по информации российского Минздрава, около трети юношей и свыше 20 процентов девушек выпивают даже не от случая к случаю - практически ежедневно! При этом две трети россиян регулярно потребляют пиво и всевозможные пивные коктейли. Пиво и пивные напитки ныне - абсолютные рекордсмены народных предпочтений. По популярности с ними не могут соперничать ни вина, ни «энергетики», ни лимонад, ни соки, ни водка. А в таких условиях любой запрет идет во благо. Пусть народ хотя бы из маленькой посуды пьет - все вреда поменьше. С другой стороны, понятно, что замену заметно подорожавшему пенному напитку страждущие найдут запросто. Благо предложений хватает - тут и самогон, и спиртосодержащие настойки, да те же «шипучки», наконец.

Слабое звено
- Сейчас достаточно трудно просчитать все возможные последствия прекращения производства пива и напитков на его основе в потребительской пластиковой упаковке большего объема, - продолжает Тимур Нигматуллин, - поскольку неизвестно, какие еще поправки будут внесены в текст закона и будет ли он вообще принят или рассмотрен. Однозначно только то, что иностранные пивоваренные компании, и прежде всего - из «большей четверки», не уйдут из России. Уж слишком привлекательным представляется здешний рынок. К тому же есть пример Казахстана, где запрет на пластиковую тару введен в 1999 году и где по-прежнему продолжает работать западный бизнес. С другой стороны, из-за роста средней стоимости одного литра продукции в рознице рынок будет находиться под дополнительным давлением. С учетом более низкого уровня среднедушевого дохода наибольшее падение продаж произойдет, очевидно, в регионах. Там сокращение объемов может составить не менее 10-20 процентов.
Для Мордовии, на территории которой находится одно из крупнейших в стране пивоваренных производств, потери могут оказаться еще более серьезными. А отрасль и без того переживает не самые лучшие времена. В итоге сроки начала кампании по отказу от пластика в России пока предложено сдвинуть ровно на год.

Андрей КРИВОВ

«Вечерний Саранск»