Тимур Бекмамбетов: «Думаю, как воскресить Анджелину Джоли»
09.09.2009 13:12
Тимур Бекмамбетов редкий гость в России. Большую часть времени он проводит в Лос-Анджелесе. Он продюсирует и снимает новые проекты. Бекмамбетов пока единственный из отечественных кинодеятелей, кто смог добиться большого успеха за океаном. Его фильмы всем хорошо известны: «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение». И снятый в Голливуде «Особо опасен».
Тимур приехал в российскую столицу, чтобы представить свой новый и неожиданный проект — анимационный фильм «9». Это история девяти кукол, которые борются с машинами, захватившими мир.
Нам удалось взять у него эксклюзивное интервью. Режиссер рассказал нам о фильме «9» и о том, почему он хочет снять Сергея Безрукова в американском фильме, чем отличается работа в кино у нас и в Голливуде и, наконец, будет ли продолжение фильма «Особо опасен».
- Почему вы заинтересовались анимационным проектом и даже решили его продюсировать?
— Я люблю все новое, люблю ни на что не похожие произведения. Мне нравится делать то, чего я до сих пор не делал. Фильм «9» не похож на анимационный проект. Это больше похоже на настоящий фильм, где играют актеры: там есть хороший экшн. Мы называем его «мультбастер».
- Вы сами похожи на кого-то из девяти героев?
— Самое интересное, что я себя узнаю во всех героях. В каждом из них есть часть меня.
- Ваша семья уже видела этот фильм? Что она сказала?
— Все не только его видели, но и занимались производством, маркетингом. Всем он очень нравится, и все очень волнуются — как воспримут зрители этот фильм.
- Вы с завидным постоянством работаете с одними и теми же актерами — например, с Константином Хабенским, Валерием Золотухиным… Сейчас они у вас озвучивали мультяшных героев. Почему всегда выбираете их?
— Я вырос в театре, все мое детство прошло именно там, потом я стал театральным художником, и только потом — режиссером. Поэтому, наверное, и в кино я исповедую те же самые обряды и правила, что существуют в театре. Например, в театре есть определенная труппа, и когда режиссер делает спектакль, то он его строит вокруг тех актеров, тех творческих людей, с которыми постоянно работает, с которыми ему нравится быть вместе. Атмосфера в настоящем театре, где сложилась хорошая труппа, всегда, как дома. Русский театр вообще «театр — дом». Для меня сейчас кино — это дом, и его я хочу заполнить теми близкими мне людьми, с которыми мне нравится общаться, кого я люблю и кем я восхищаюсь, с кем мне хочется быть вместе. И вот по этой причине все актеры переходят из фильма в фильм. Мне хочется общаться с ними все больше и больше. А кино — это прекрасный повод для общения.
- Чем отличается работа в Америке от работы в России? Есть ли существенная разница?
— Для меня, наверное, ничем. Я умудряюсь построить процесс так, как мне удобно. Я нашел в Америке способ делать кино так же, как я его делал и здесь, в России.
- Например?
— Работать только с теми, с кем тебе нравится и кто тебе близок.
- А как же знаменитый диктат голливудских продюсеров?
— А я стараюсь оттягивать решения по актерам до последнего. Как говорится, тяну время. И когда его остается ничтожно мало, то продюсерам приходится соглашаться работать с теми людьми, которых выбрал я, а не они. Уже некогда что-то переигрывать, нужно кино снимать. Тем более что в таких случаях художник всегда прав — только он может знать, как должен в конечном итоге выглядеть его фильм. Таким образом, мне пока удается быть независимым и любить зрителя, думать о нем, а не о тех, кто является посредниками между творцами и публикой.
- Кризис как-то повлиял на кино в Америке?
— Повлиял. И что радует — в лучшую строну.
- Как это так?
— Просто стали снимать меньше, но лучше. Кино стало качественнее. Хотя качество — это не совсем правильный термин по отношению к кино. Фильмы стали более сосредоточенными, что ли, это, пожалуй, вернее будет. Пришлось жестче подходить и в выборе сценариев, и в выборе актеров. Не всегда самый дорогой — синоним «самого лучшего». Они умеют считать деньги и стараются не выбрасывать их сейчас на бессмысленные проекты.
- К чему вы не можете привыкнуть в Америке?
— К тому, что там все улыбаются тебе — но эта улыбка не обязательно означает, что ты кому-то нравишься. Там просто так принято. Они улыбаются просто так, и ты об этом знаешь — весь мир об этом знает. Но привыкнуть к этой национальной манере нашему человеку очень сложно.
- С кем бы вам хотелось поработать из голливудских и российских актеров?
— Мне очень интересно соединять их вместе. Когда на одной площадке встречаются люди разных актерских школ, разного воспитания, привычек — всегда появляется что-то неожиданное — новое, необычное.
- И кого из наших актеров вы собираетесь соединить с голливудскими?
— Ну, я не просто собираюсь — я уже начал это делать: в фильме «Особо опасен» наравне с американскими актерами играл и наш Костя Хабенский.
- Кого еще вы планируете вписать в среду Голливуда?
— Сережу Безрукова. Он достоин быть рядом с кем угодно. Он великий актер — к сожалению, мне не так часто приходится с ним работать. Вернее, такое случилось только один раз — в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Но я очень надеюсь, что впереди у нас с ним еще несколько совместных проектов.
- Что для вас кино?
— Это образ жизни. Возможность путешествовать и общаться с людьми.
- И в любом месте вы стараетесь строить свой «дом»?
— Конечно! И радуюсь, когда это получается.
- У вас есть мечта получить «Оскар»?
— Нет, у меня нет такой мечты. Но есть другая.
- Если не секрет, то какая?
— Я был на футбольном мачте клуба «Арсенал», который играл с итальянской командой «Рома». И я слышал, как эмоционально реагируют трибуны на каждую реплику футболиста, на каждый удар. И мне бы очень хотелось, чтобы в кино я испытывал то же самое. Я бы сидел в зале, подпрыгивал, взмахивал руками от реплики, сказанной героем, или от какого-то сюжетного поворота. Чтобы была такая же бурная и искренняя реакция. Пока такого у меня не было.
- Как вы относитесь к критике?
— Я нормально к ней отношусь, даже негатив адекватно воспринимаю. Свобода высказывания — это очень важная вещь.
- Вы стали участником акции «День без мобильного телефона». Зачем вам это нужно?
— Просто мы уже не представляем своей жизни без мобильного телефона. А я прошу всего лишь девять часов в день не пользоваться им. Это испытание для каждого. Кстати, многие дети даже не знают другой жизни. Мы-то с вами еще застали те времена, когда о мобильной связи и не слышали и прекрасно обходились без нее. А сейчас, если забыл дома телефон, то ты уже нервничаешь, места себе не находишь. Нужно же как-то бороться с этой зависимостью!
- Ваш фильм «Особо опасен» в прокате собрал 342 миллиона долларов. Для вас его успех был сюрпризом или вы ожидали, что он будет успешным?
— Я всегда верю, что мой фильм будет успешен. Если не верить в собственные силы, то нет никакого смысла начинать работать над тем или иным проектом.
- Одно время шли разговоры, что у фильма «Особо опасен» будет продолжение. Сейчас эти разговоры стихли. Так что же: будет или не будет?
— Будет! Но это — отдельный разговор, весьма долгий, на который нам с вами может не хватить и дня. Давайте как-нибудь в другой раз отдельно встретимся и поговорим на эту тему. Я отвечу на все ваши вопросы. Пока скажу только, что планирую заняться этой картиной сразу после того, как выйдет в прокат фильм «9». Но процесс работы над продолжением фильма «Особо опасен» уже начался.
- В какое время можно ожидать начала съемок?
— Уже скоро. В этом месяце, в конце сентября, я, наверное, объявлю об этом официально.
- Были разговоры о том, что героиня Анджелины Джоли воскреснет. Столько разного писали на эту тему…
— Это правда. Мы пытаемся это сделать. Как раз сейчас продумываем наиболее изящный поворот сюжета, позволяющий нам оправдать появление в продолжении фильма Анджелины Джоли. Она замечательная актриса, и мы приложим все силы, чтобы ее воскресить…
«Вечерний Саранск»