В редакцию регионального информационного агентства «Инфо-РМ» обратились владельцы гаражей, расположенных в Ленинском районе Саранска. Им сообщили, что «дома» для их автомобилей в целях благоустройства города будут перенесены на специально отведенную площадку, поскольку гаражи установлены незаконно, с нарушением строительных норм. Люди просят о понимании, и их аргументы нельзя просто отбросить в сторону. Во всех аспектах проблемы разбирался корреспондент «Инфо-РМ».
Ни для кого не новость, что столица Мордовии за последние годы преобразилась. Чистые улицы, красивые здания, выполненные с применением новых архитектурных норм. В Саранске созданы оптимальные условия для культурной и спортивной жизни и отдыха горожан.
Однако при создании чего-то нового и усовершенствовании существующего возникает много спорных моментов. В данном случае незащищенными оказались некоторые автовладельцы.
Игорь купил гараж 12 лет назад. Основную роль сыграло то, что строение находилось недалеко от его дома, что очень удобно, поскольку Игорь по работе постоянно пользуется личным транспортом. Да и сам гараж сделан, как говорится, на совесть: прочный металл, удобные размеры, надежный фундамент. В конце девяностых годов прошлого века много таких уютных «коробочек» расположились около котельных, различных заборов. Тогда они не кому не мешали. Но все течет, все изменяется. Теперь все незаконно установленные гаражи переселяют за город, чтобы не портили вид и не мешали строительству. Однако о людях в этой ситуации просто не подумали.
«Я звонил в управление архитектуры и градостроительства, рассказал Игорь, пытался узнать, можно ли получить место под гараж в своем районе. Однако чиновники отказали, ссылаясь на то, что территория на Юго-Западе предусмотрена только для переноса гаражей. В такой ситуации оказался не я один. Да и разрешение на установку гаража прежнему владельцу было выдано той же администрацией».
Да, разрешение на установку гаража было, как и земля под ним была оформлена во временную аренду, срок которой, отметим, уже истек. Мы не стали выяснять, как чиновники смогли подписать документ с нарушением правил застройки и градостроительства, пресловутых для многих «СНиП 2.07.0189». Да и сами автовладельцы не хотят поднимать бурю в стакане воды.
«Мы все понимаем, говорит Владимир, пенсионер, но хотелось бы, чтобы руководство города позаботилось бы и о нас, а не только о внешнем виде города. Нам предложили, что гараж перевезут бесплатно туда, куда мы сами укажем, или вывезут на специально подготовленную площадку, тоже в нашем районе. Вывезти гараж мне некуда, но и место, предложенное для него, мне не устраивает. Это час пешком от дома, тем более, там нет ни нормальной дороги, ни света. Да и оборудовать его придется заново, а это опять деньги».
Представившись автовладельцем, корреспондент РИА «Инфо-РМ» решил провести свое расследование и выяснить, что же предлагают горожанам. Мы созвонились с муниципальным предприятием «Гаражстройэксплуатация». Девушка в приемной была очень любезна и дала нам сотовый заместителя директора, Алексея Трифонова. Он пояснил, что под перенесенные гаражи выделена территория за туберкулезным диспансером. Расходы по транспортировке городские власти берут на себя. Там можно будет официально оформить место. Вроде бы все хорошо. Но на деле все оказалось не столь безоблачно.
Найти предлагаемую площадку удалось не сразу. По пути нас встречали гаражи с приклеенными объявлениями о сносе. В скором времени здесь начнется строительство объездной дороги. Мы спросили у встречных, куда переносят гаражи. Прямо сказать, дорога, вернее ее отсутствие, особого энтузиазма не вызвала. Ухабы и колдобины на машине даже в сухую погоду удалось преодолеть с большим трудом. Наконец, нашли мы и «переселенцев». Их видно сразу: гаражи стоят на кирпичиках, на каменных подпорочках. Транспорт есть не во всех.
«О том, чтобы сразу поставить сюда машину, у меня и мысли не было», рассказал нам Сергей. Мужчина подготавливал раствор для заливки фундамента. «Под обычный замок проще сразу выбросить, сразу угонят, охраны никакой. Вот, потихонечку делаю, только это надолго еще, денег-то практически нет, кризис», усмехнулся он.
«А далеко отсюда вы живете?» поинтересовались мы.
«Ну, мне около часа пешком от дома, на зиму, если фундамент доделаю, машину придется оставить. Ездить буду меньше. Пока под окнами ставлю. Сюда и в дождливую погоду только в резиновых сапогах. А я дочку в гимназию в центр вожу».
Председатель гаражного кооператива «Биатлон», в который предстоит переселиться автовладельцам, Сергей Шумаров рассказал, что на окраине города в настоящее время стоят около 600 гаражей. В перспективе планируется сделать асфальтовую дорогу, для этого люди собирают по 500 рублей. Однако когда она появится ответить затруднился.
«Проблема заключается в сборе денег, из 600 пока дали только около 20 человек. Два ряда перенесенных гаражей вообще не используются хозяевами, заросли лопухами и крапивой», пояснил он.
Почему хозяева бросили гаражи и где сейчас автомобили это уже понятно. В этой части города планируется оборудование мест хранения для 1 тысячи машин. Все будет благоустроено: и дорога и свет. Вот только жители города опасаются полагаться на «сладкие» обещания и смотрят на ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день.
С одной стороны, позиция городских властей ясна: «самовольные постройки». Хотя разрешение на установку гаражей есть почти у всех. Земля была оформлена во временную аренду. Деньги за перевозку с граждан не берут. Но ведь для многих из них не остается выбора: или перестать постоянно пользоваться автомобилем, или ставить «железного друга» где придется, на авось. Почему же не предусмотреть компромиссное решение? Здесь нам открывается другая сторона вопроса: в Саранске планируется строительство сети парковок и многоуровневых гаражей. Однако реализация этих планов практического воплощения пока не нашла. В Дирекции жилищно-коммунального хозяйства рассказали, что на пересечении улиц Комарова и Ульянова в ближайшее время появятся две автостоянки. Вот только кому там будут представляться места и сколько они будут ли стоить пока не уточняется.
Игорь уверен, что его машина теперь будет всегда стоять на улице: на платной стоянке (когда будут деньги) или во дворе. Вот только около его дома нет даже кармана для автотранспорта. В средствах массовой информации много раз поднимался вопрос о том, что дворы забиты автомобилями, машины стоят на газонах, поскольку специализированных парковок в городе не хватает. Тем более что за неправильную парковку начали нещадно штрафовать. Да и для уличных хулиганов стоящие под открытым небом машины являются лакомым кусочком.
Александр, владелец иномарки рассказал, что вынужден оставлять машину во дворе: гараж далеко, а возвращаться с работы приходится поздно. Мужчина уже дважды становился жертвой автовандалов. Сначала ему прокололи колесо, а потом разбили боковое стекло.
«Взять ничего не успели, сработала сигнализация, я еще не спал. Закричал с балкона они и испугались. Подростки какие-то. Заявление подавать не стал все равно их не найдут», поделился Александр.
Хранением автотранспорта озаботились депутаты городского округа Саранск на последней сессии. По их данным, в столице Мордовии более 23 с половиной тысяч автомобилей не обеспечены официальными местами. Поэтому решением Совета депутатов утверждено техническое задание на разработку городской целевой программы «Об организации хранения автотранспорта на территории городского округа Саранск на 2010 2015 годы». Следовательно, нормативный документ, упорядочивающий хранение автомобилей в городе, находится пока только в стадии разработки.
Однако не лучше ли было сначала подготовить оборудованные места, а потом выгонять людей с обжитого места? Многие автовладельцы, теперь уже пенсионеры, строили гаражи буквально по кирпичикам в течение многих лет. Люди настроены пессимистично.
«Я сомневаюсь, что смогу получить гараж или место на автостоянке даже когда они будут построены. Я не имею финансовой возможности приобрести другой гараж сейчас, а про стоимость нового гаража, не говоря уже о подземном паркинге вообще задумываться нет смысла. Даже если гараж будет далеко, то хоть чтобы доехать до него было можно», отметил Игорь.
Елена ЖУРАВЛЕВА, специально для РИА «Инфо-РМ»
РИА «Инфо-РМ»