"Вастома" не мычит, не телится

04.02.2015 13:08

 

Под глубоким снегом сейчас все подступы к молочному комплексу-тысячнику, на который еще недавно в Торбеевском районе возлагали очень большие надежды. Завалена, не видна и дорога, по которой ходили на работу животноводы, доставляла на комплекс корма и увозила на молокозавод надой от коров техника. Коров на комплексе еще в декабре 2014 года было 200 голов, сейчас — ни одной. И других животных здесь тоже нет. Даже не верится, что еще недавно в построенных по самому современному проекту помещениях если и не кипела, то во всяком случае была жизнь. Набрав полные сапоги снега, мы подошли к стенам комплекса, за которыми, однако, так и не услышали ни мычания, ни рева.

С нами, увязая по колени в снегу, протаптывали дорожку к коровнику без коров начальник управления сельского хозяйства Торбеевского района Михаил Солдаткин и генеральный директор ООО «Вастома» Василий Мухаев, в хозяйстве которого и был построен молочный комплекс-тысячник. Именно об этом опустевшем комплексе, как ярком примере бесхозяйственности, говорил в своем Послании Глава Мордовии Владимир Волков.

Когда задумали его строить, самая большая трудность была, пожалуй, в том, что охотников возвести молочные комплексы было тогда в республике во много раз больше, чем даже очень большие возможности, которые предоставлял для этого национальный проект «Развитие АПК». Но это, считали хозяйственники, был действительно очень большой шанс для развития молочной отрасли республики, упускать который непростительно. И большинство его не упустили. Кто по-настоящему болел за будущее молочного производства своего хозяйства, тот приводил все доводы в свою пользу, которые и учитывала специальная комиссия при окончательном отборе претендентов для участия в проекте.

В Торбеевском районе пожелали строить сразу два комплекса, однако одобрение получил лишь проект ООО «Вастома», для воплощения которого в реальный молочный комплекс пришлось очень напрячься всему району. Ведь стоимость строительства молочного комплекса оценивалась в 252 миллиона рублей, и чтобы получить на эту сумму банковский кредит, нужно было в полном объеме обеспечить его залогом, величина которого, как известно, всегда больше, чем сумма самого кредита. Не хватило у «Вастомы» для обеспечения залога своей земли и имущества, пришлось для этого обратиться за помощью в район, часть имущества которого также стала залогом. Кроме юридических, поручителями стали и шесть физических лиц, прежде всего, руководство самой «Вастомы». Василия Мухаева в числе них сначала не было, но когда бывший милиционер стал руководителем сельхозпредприятия, и ему, чтобы стройка не остановилась, пришлось под личное поручительство идти в банк за новым кредитом.

Строительство первой очереди комплекса начинали тоже не при Мухаеве, но трагедия, в результате которой не стало в «хоромах» ООО «Вастома» ни одной коровы, происходила уже при активном участии Василия Ивановича. Впрочем, сам Мухаев своей вины в этом не видит.

Как и районные руководители, которые в один голос винят сегодня во всем, что случилось, прежнее руководство ветеринарной службы республики. Мол, не разобравшись до конца что к чему, в приказном порядке, ссылаясь на инструкции, лишь по результатам положительных проб заставили отправить на мясокомбинат большинство прореагировавших положительно на туберкулин коров, которые, к тому же, составляли лучшее поголовье молочного комплекса. Правда, при этом ни слова не говорят они о том, откуда взялся в хозяйстве туберкулез. Ведь поголовье коров на новый молочный комплекс не приехало со стороны, а было переведено со старых коровников, которые все еще стоят вдоль московской трассы. Выходит, что возникновению в хозяйстве этого заболевания способствовали здесь сами.

Но как все происходило на самом деле? Специалисты ветеринарной службы и сегодня утверждают, что диагноз на туберкулез КРС в ООО «Вастома» был поставлен в полном соответствии с действующей инструкцией по борьбе с этой опасной, общей для человека и животных болезнью. Все это, по их словам, подтверждается и документами. То есть, при постановке диагноза учитывались как положительные реакции животных на туберкулин, так и характерные для этого заболевания изменения во внутренних органах животных, которые были обнаружены на диагностических убоях на мясокомбинате у пяти голов. И лабораторное подтверждения диагноза имеется. К тому же, поскольку на туберкулин прореагировало менее 20 процентов поголовья, из двух вариантов оздоровления молочного комплекса от туберкулеза КРС для этого хозяйства был выбран щадящий, не требующий отправки на убой всех животных.

В период карантина после регулярных исследований выбраковывали 181 голову КРС, включая 124 положительно прореагировавшие на туберкулин коровы. Все это позволило к августу 2011 года не только оздоровить хозяйство, но и сохранить большую часть имевшегося на комплексе поголовья. К тому же, коров и телок в дойном стаде стало даже больше, чем было до наложения карантина: было, согласно 24-й форме отчетности, 400, стало 480 голов. И даже в начале 2014 года в ООО «Вастома», судя по статистическому отчету, оставалось 430 коров, тогда как в начале 2015 года хозяйство отчиталось по этой же форме о наличии лишь 200 коров. Они, как сказал начальник управления сельского хозяйства, распределены сейчас по разным сельхозпредприятиям и в одно фермерское хозяйство района. Куда же подевались остальные?

- Сдали на мясокомбинат, - говорит Михаил Солдаткин. Но какая для этого была причина, руководитель райсельхозуправления так и не сказал. Да и что можно теперь говорить, ведь со времени снятия с хозяйства карантина по туберкулезу прошло уже несколько лет, ветеринаров сегодня при всем желании виновными за то, что коров в хозяйстве не стало вообще, не назовешь. За эти годы можно было не только сохранить оставшееся поголовье, но и значительно его увеличить, чего, к сожалению, сделано не было. Выбран был совершенно другой путь, и он привел животноводство «Вастомы» в никуда.

Но уже в период карантина, не представляя для себя перспектив не только для увеличения, но и восстановления дойного стада, в хозяйстве продолжали строить коровник второй очереди комплекса, также на 500 коров. Несколько лет уже стоит он под крышей, без стен, но это, может, и лучше, что до них дело не дошло. Не успели потратиться и на дорогостоящее оборудование, которое и в помещениях первой очереди, где теперь нет коров, оказалось теперь совершенно бесполезным. Не раз были здесь и представители банка, которые очень озабочены судьбой уже сделанных в комплекс вложений. ООО «Вастома» оказалось неплатежеспособным, и банк обратился в суд за взысканием долга. Суд принял решение о солидарном взыскании 260 миллионов со всех, кто поручался перед ним за выданный хозяйству кредит. Включая шестерых физических лиц, в число которых вошли бывшие и настоящий руководитель, два работника бухгалтерии сельхозпредприятия. До визитов к поручителям судебных приставов дело пока не дошло, но люди уже в тревожном ожидании. Вся надежда у них остается лишь на то, что банку-кредитору удастся продать уже построенные и недостроенные пока помещения молочного комплекса-тысячника новому собственнику, который по настоящему организует здесь молочное производство и вернет на комплекс работавших на нем людей. Ведь даже при надоях молока, которые по итогам прошлого года составили на комплексе менее двух тысяч килограммов на корову, люди получали хоть какую-то зарплату. Они справлялись со своим делом, а об эффективной организации работы молочного комплекса в целом обязаны были позаботиться специалисты и руководство хозяйства.

Побывав на месте, мы не могли не поинтересоваться у руководителей района о перспективах животноводства в селе Никольское, где и находится не оправдавший надежд молочный комплекс-тысячник. По словам главы администрации района Ивана Шумкина, сейчас с участием районных структур предпринимаются шаги для восстановления уже этим летом утраченного всего за год поголовья коров. (Кстати, и по всему району падение поголовья коров составило на 1 января 2015 года 346 голов). Правда, деталей плана, который предполагается реализовать в Никольском, Иван Шумкин раскрывать не стал. А на вопрос, где будут содержаться животные, ответил, что поскольку новый молочный комплекс не является собственностью ООО «Вастома», хозяйство будет восстанавливать старые скотные дворы.

Как говорится, от чего когда-то пытались уйти, к тому и возвращаются. Но стоило ли это многомиллионных затрат?

 

 

 


Валентин ПИНЯЕВ

«Известия Мордовии»