Увольнять по-черному

30.01.2015 11:13

В России хотят создать реестр скомпрометировавших себя чиновников и силовиков

В ближайшее время в России может вступить в силу очередная антикоррупционная мера. Правительство страны разработало законопроект, согласно которому предполагается создать единый реестр чиновников и сотрудников силовых ведомств, уволенных со своих должностей с формулировкой «за утрату доверия». Необходимость образования так называемого черного списка авторы законодательного новшества объясняют просто: при последующем устройстве на новое место работы коррупционеры могут скрыть истинную причину увольнения с предыдущего. Поможет ли это победить коррупцию - разбирался корреспондент «ВС».

Позорить по закону
Согласно информации, размещенной на правительственном едином портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения, непосредственным разработчиком «позорного законопроекта» является Министерство труда РФ. Уже известно, что новая антикоррупционная мера потребует внесения поправок сразу в несколько федеральных законов, а также в Трудовой кодекс РФ. Впрочем, как показывает практика, необходимые изменения в действующее законодательство вносятся в нашей стране довольно быстро. Куда больший интерес представляют причины, толкнувшие Министерство труда на разработку нового законопроекта. Дело в том, что пресловутая «утрата доверия» стала основной причиной увольнения большинства высокопоставленных чиновников и силовиков, начиная с 2009 года. Именно тогда в России вступили в силу антикоррупционные законы. Понятно, что при последующем трудоустройстве тот или иной скомпрометировавший себя чиновник постарается скрыть истинную причину увольнения с предыдущего места работы. А создание специального реестра практически исключит эту возможность.
Предполагается, что под действие нового законопроекта попадут чиновники любого уровня, муниципальные служащие, сотрудники Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, МВД и таможни, а также работники Центрального банка и военнослужащие. Примечательно, что, для того чтобы засветиться в черном списке, вовсе не обязательно брать взятку, например, или попадаться на более тяжком преступлении. Достаточно просто скрыть сведения о доходах и имуществе. К слову, этот грешок является одним из наиболее распространенных нарушений, выявляемых сотрудниками прокуратуры при проверке деятельности того или иного государственного учреждения.
Большинство экспертов положительно отреагировали на разработанный Министерством труда законопроект. Общее мнение выглядит примерно так: введение реестра утративших доверие чиновников положительно скажется на профилактике коррупционных преступлений в нашей стране. Поскольку многие высокопоставленные коррупционеры пуще уголовного наказания боятся именно всеобщей огласки своей противоправной деятельности.
Впрочем, есть и те, кто считает, что новый закон просто не будет работать в российских условиях. Поскольку настоящих коррупционеров в нашей стране очень редко увольняют с государственной службы с формулировкой «за утрату доверия». Как правило, кажущиеся на первый взгляд громкими коррупционные дела впоследствии заканчиваются обыкновенными переводами на другую работу или торжественными проводами на почетную пенсию. И основной массе населения страны остается только гадать об истинных причинах перевода того или иного чиновника и в меру собственной фантазии строить различные версии.

Огласите весь список!
К слову, именно обособленность чиновничьей касты некоторые эксперты называют в качестве основной причины того, что разработанный Министерством труда «позорный законопроект» будет трудноприменим на практике. Аргументы скептиков в данном случае звучат весьма убедительно. Вдумайтесь, только за первую половину прошлого года в нашей стране более трех с половиной тысяч чиновников получили дисциплинарные взыскания после проверки сведений, указанных в их декларациях. За девять месяцев прошлого года за совершение коррупционных преступлений были осуждены восемь тысяч человек. Список можно продолжить, благо нарушений хватает. Но дело не в этом. Где обычный гражданин, мечущийся по траектории: дом-работа-дом, может посмотреть полный список утративших доверие - задаются вопросом эксперты. Ведь страна должна знать не только своих героев, но и их антиподов.
В контексте разработанного Минтруда законопроекта этот вопрос приобретает особую актуальность. Дело в том, что в законопроекте не прописано, какие именно институты будут иметь доступ к «позорному списку». Очевидно, что информация, которая будет скапливаться в этом реестре, будет доступна сотрудникам спецслужб и правоохранительных органов. Но тогда какая польза от этого закона? Ведь силовики и так знают гораздо больше, чем рядовые граждане, но делиться информацией с массами они по понятным причинам не спешат. А уволенный с одного хлебного места чиновник сможет впоследствии благополучно осесть на другом. В связи с этим уже звучат предложения расширить список ведомств, представители которых будут иметь доступ к базам данных коррупционного реестра.
Однако наряду с этим звучат и другие предложения. А именно не устраивать очередную охоту на ведьм. Правозащитники осторожно напоминают о том, что создание реестра утративших доверие чиновников не должно превращаться в запрет на профессию. Некоторые вообще заявляют о том, что разработанный Министерством труда законопроект противоречит Конституции РФ. Юристы, впрочем, опровергают эти утверждения.
- Создание такого реестра не противоречит требованиям Конституции, - говорит саранский адвокат Сергей Наумов. - Конституционный суд РФ всегда старается найти соотношение частных и публичных интересов. С одной стороны, частные интересы граждан, уволенных с госслужбы по формулировке «утрата доверия», их право на сохранение приватности, с другой - общественный публичный интерес. КС РФ в своих решениях обращал внимание на особый статус госслужащих и, соответственно, ограничение прав граждан-госслужащих на сохранение сведений о доходах. Думаю, допустима аналогия и в этом случае. Такой реестр может быть общедоступным. Хотя сомневаюсь, что это будет сразу.

Удары по площадям
Справедливости ради стоит отметить, что предложенный законопроект, при всех его очевидных плюсах, не лишен недостатков. Причем недостатков, которые вполне способны перекрыть все положительное, что есть в этом документе. Существует мнение, что введение реестра утративших доверие из меры профилактики коррупционных преступлений превратится в один из факторов, способствующих росту злоупотреблений чиновников. Такое мнение опять-таки основано на знании российской специфики, поправку на которую при принятии важных решений следует делать практически всегда. Не секрет, что в любом государственном учреждении существует строгая иерархия. Ведь принципа «я начальник, ты - подчиненный» еще никто не отменил. И, если недобросовестный руководитель потребует от своего сотрудника совершить то или иное действие, угрожая, точнее, тонко намекая, что в противном случае уволит его по отрицательным мотивам с последующим внесением в реестр утративших доверие, вряд ли последний сможет отказать. Вот и получится, что хотели как лучше, а получили как всегда. А в том, что закон в России может иметь «обратную силу», сомневаться, увы, не приходится. Некоторые специалисты, кстати, считают, что бороться с коррупцией в нашей стране следует точечными мерами, тогда как создание черного списка, по их мнению, больше похоже на удары по площадям. Похожую ситуацию жители нашей страны могли наблюдать на примере так называемых писем счастья. Человеку приходит квитанция с требованием оплатить штраф за нарушение ПДД. Он оплачивает. А через полгода к нему заявляются судебные приставы и говорят, что штраф не оплачен. Там ведь тоже хотели как лучше.

Кандидаты уже есть
Впрочем, коль скоро законопроект уже подготовлен и, скорее всего, будет принят парламентариями, в нем может появиться немало мордовских чиновников и силовиков. Достаточно вспомнить экс-начальника ИК-13 УФСИН РФ по РМ Дмитрия Нецкина - летом прошлого года его задержали с поличным при получении взятки в один миллион рублей. Или коррупционный скандал в республиканской Госавтоинспекции, в который оказались вовлечены руководящие сотрудники ведомства во главе с начальником Александром Шелудяковым. Можно вспомнить и замминистра строительства Мордовии Игнатьева, попавшегося на крупных махинациях при строительстве жилых домов. Компанию им в государственном реестре утративших доверие вполне мог бы составить экс-руководитель Теньгушевского района Александр Дементьев. Его обвиняют в получении крупной взятки и присвоении денежных средств. Наконец, совсем недавно в Саранске разразился скандал, связанный с увольнением из органов внутренних дел главного полицейского Саранска Виктора Гладунова. В новогодние праздники он на своей машине, будучи нетрезвым, сбил на пешеходном переходе женщину. В общем, у этого черного списка есть все шансы превратиться в бесконечную печальную летопись человеческой алчности, изворотливости и беспринципности.

Андрей ЕЛИСТРАТОВ

«Вечерний Саранск»