Перейдут ли школы на электронные учебники?
30.08.2014 07:40
21 августа, в преддверии нового учебного года в столице республики сразу на трёх площадках проводились педагогические конференции. На них обсуждались вопросы дошкольного, школьного и дополнительного образования. Глава Саранска Пётр Тултаев принял участие в работе дискуссионной площадки руководителей и заместителей директоров городских школ.
Качество образования
«У школ много проблем, и все они важны, - констатировал мэр. - Правда, порой кажется, что все проблемы сводятся к хозяйственным вопросам. Однако это не совсем так. Прежде всего необходимо вести разговор о качестве образования. Школа - важнейшая сфера жизни нашего государства, а педагог - лицо государственное. От него очень многое зависит, ведь учитель должен обладать широким кругозором, иметь независимый взгляд, быть культурным, интеллигентным. На таких конференциях надо делиться опытом, наработками, идеями, обсуждать не только хозяйственные вопросы».
Представитель Федерального института развития образования (ФИРО) Наталья Новожилова рассказала собравшимся о перспективах повышения качества российского образования. - «Это один из самых сложных на сегодня вопросов. В качественном образовании должны быть заинтересованы все стороны. Внедрение эффективного контракта здесь тоже сыграет свою роль».
Этот самый эффективный контракт предусматривает выплаты стимулирующего и компенсационного характера: за качество и высокие результаты работы, за выслугу лет и т.д. Подобная программа позволит повысить не только престиж педагога, но и уровень квалификации работников, а значит, и качества образования. При этом каждой школе предоставляется право самостоятельно разрабатывать и утверждать свою собственную образовательную программу в рамках госстандарта.
Эффективный учебный план и эффективное расписание предоставляют ученикам следующие преимущества:
- возможность выбирать приоритетные (профильные) предметы и направления обучения начиная со средней школы;
- изучать выбранный предмет на базовом или углубленном уровне (в том числе обязательные учебные предметы);
- освободить время для самообразования;
- выбирать любой элективный курс и необходимый объем часов на его изучение;
- выбирать учителя, гарантирующего высокий уровень подготовки для поступления в профильный вуз.
По словам Натальи Новожиловой, подобный план уже внедряется в нескольких российских регионах, в том числе и в Москве.
Оценка родителей - лучший аудит для школы
«В каждой профессии свои показатели качества. Главный продукт образовательной системы - человек, с его ценностями, богатством души, нравственной силой и базой знаний, - отмечает заместитель министра образования Мордовии Галина Явкина. - Жизнь быстро меняется, школа не может оставаться в стороне. Поэтому все школьные реформы идут изнутри. Все изменения направлены на то, чтобы ученики могли наиболее полно реализовать свой потенциал. Если качество образования становится хуже - грош цена всем реформам. Нам необходим приток высококлассных, обученных, инициативных молодых специалистов.
Школы боятся внешней оценки качества знаний. Однако многие саранские учебные заведения перебороли этот страх, и внутренняя и внешняя оценки стали нормой жизни. Во многих школах о качестве знаний судят по отметкам, которые выставляют учителя. Но можно ли по ним объективно судить? Ведь зачастую оценка ученику - это и поощрение, и наказание, и воспитание, поэтому порой внешняя оценка качества знаний отличается от внутренней. Если в школах хорошо выстроена система оценивания знаний, учебному заведению нечего боятся. Городские школы часто сами заказывают независимую экспертизу».
Мэр города Пётр Тултаев добавил, что в Саранске родители взыскательнее, и разница между пятеркой в саранской школе и пятеркой в районе порой очень существенная. По словам градоначальника, самый лучший внешний аудит - это оценка родителей. - «Каждый родитель хочет для своего ребёнка лучшего, а потому порой и возит в школу, которая находится в другом районе города. Мы должны анализировать, почему так происходит, делать выводы. Если выпускники из одной школы поступают в любые вузы страны, а из другой нет - это о чём-то говорит».
Замдиректора лицея № 7 Светлана Бочкина высказала такую точку зрения: «В погоне за качеством образования мы порой упускаем, кто для истории более важен - троечник, у которого сформированы базовые морально-нравственные качества, или отличник, у которого можно наблюдать моменты морального разложения. Какой учитель в этом случае добился лучшего результата? В погоне за качеством важно не потерять детей, которые потом реально будут работать. Не все должны учиться в Высшей школе экономики».
Вместо кипы книг - легкий электронный учебник
Мы все привыкли, что знания черпаются из книг или учебников. Однако жизнь не стоит на месте, и школа должна соответствовать времени. Поэтому на конференции затронули тему внедрения в 2015 году электронного образования. По словам представителя московского издательства «Академкнига», сейчас ещё не разработаны чёткие критерии понятия «электронный учебник», хотя с 1 января 2015 года, согласно новому Закону об образовании, будет разрешено издавать только учебники, у которых есть электронная версия. Е-вариант должен быть интерактивным, информативным и инновационным. Планируется, что в электронные учебники будут встроены перекрестные ссылки на разные школьные предметы и включены практические задания, а в качестве иллюстративного материала будут использоваться не только картинки, но и видеоролики, аудиофайлы, копии документов.
Представитель «Академкниги» также отметил, что в электронную книгу по истории изменения после вхождения Крыма в состав России внесли за 2 часа, с бумажными учебниками так просто и быстро сделать этого не получится.
Конечно, замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов, да и заинтересовать ребёнка, как полагают некоторые специалисты, будет проще, а значит, и качество образования должно повыситься. Вот только готовы ли учителя и родители к таким новшествам, а самое главное - в какую сумму обойдется эта инновация?
Учителя пожаловались мэру на медленный интернет
Уже несколько лет в школах ведётся электронный журнал. С одной стороны, это, конечно, хорошо - родители теперь точно знают, какие оценки получил ребёнок, к тому же могут активно участвовать в школьной жизни. С каждым годом электронный журнал выполняет все новые функции. С другой стороны, бумажные журналы никто не отменял, и учителя вынуждены выполнять двойную работу.
Особо много вопросов у директоров школ и их заместителей вызвала работа интернет-провайдера. На конференции педагоги пожаловались мэру Саранска Петру Тултаеву, что скорость интернета в учебных заведениях очень низкая. Учителям приходится долго ждать, когда откроется та или иная страница. К тому же провайдер почему-то установил такую фильтрацию сайтов, что невозможно выйти даже на некоторые образовательные порталы или просто на страницу поисковика. Да и при перебоях со связью провайдер совсем не спешит исправить ситуацию. Подобные жалобы руководителей школ неприятно удивили Главу Саранска, и он взял решение этого вопроса под свой контроль.
О неэффективном использовании средств
На конференции председатель контрольно-счётной палаты Администрации Саранска Татьяна Сусина рассказала руководителям школ об ошибках, выявленных в ходе проверок. «Например, установлены случаи, когда платные образовательные услуги оказывались по тарифам, не соответствующим утверждённым постановлением администрации города. Некоторые учебные заведения нарушают Федеральный закон «О некоммерческих организациях» - заключают договоры о безвозмездном предоставлении помещений в аренду, в которых на платной основе оказывались услуги индивидуальными предпринимателями. Затраты же за отопление, освещение оплачивала школа».
«При инвентаризации основных средств было выявлено много расхождений в наименованиях и стоимости предметов, - продолжила Татьяна Сусина. - Было обнаружено имущество, которое длительное время не эксплуатировалось. Некоторые покупки мало того что не используются, так ещё и хранятся в заводской упаковке. Спрашивается, для чего тогда потрачены средства? Из всего этого можно сделать вывод, что использование муниципальных средств - как финансовых, так и имущественных - в ряде случаев неэффективно».
Учащихся стало больше
В понедельник на рабочем совещании в горадминистрации также говорили о подготовке школ к началу нового учебного года. По словам начальника Управления образования Раисы Вакориной, все школы и учреждения дополнительного образования готовы к 1 сентября, 98% учебников уже поступили в школы, практически все контракты выполнены.
«В этом году в первый класс пойдут 3236 учеников, что на 20 человек больше, чем в прошлом. А вот общее количество учащихся в Саранске - 29637 человек - по сравнению с прошлым годом выросло почти на 2000, - отмечает Раиса Вакорина. - Объясняется это не только тем, что дети стали меньше поступать в техникумы и училища после 9 класса, но и внутренней миграцией из районов республики. Кстати, в саранские школы пойдут учиться 33 ребёнка из Украины, но первоклашек среди них нет».
Мэр города распорядился помочь со школьной формой детям, приехавшим из соседней страны. Не должны остаться в стороне и попечительские советы школ. Напомним, что детей из Украины в школах до января 2015 года будут кормить бесплатными обедами.
«Вечерний Саранск»