Липовый бизнес

27.07.2009 22:11

У них дома особо не разгуляешься. Того и гляди споткнешься о болванки или снесешь расставленные пестрые ряды кукол. «15 лет так живем, — улыбается хозяйка. — В начале 1980-х в Теньгушеве действовал деревообрабатывающий комбинат, всем районом матрешки делали. На них всегда был большой спрос, особенно в Москве. Иностранные туристы вмиг русскую экзотику разбирали. Теньгушевское производство можно было сравнить с павлопосадским, гжелевским и жостовским промыслами… Потом комбинат сгорел, денег на восстановление не нашлось. В 1990-е бывшие работники в поисках лучшей доли потянулись из района. А мы с мужем подумали: почему бы не продолжить традицию? На руках была малолетняя дочь — куда с ней поедешь? С тех пор и работаем дома. Супруг заготовки для матрешек вырезает, я росписью занимаюсь. Даже от подсобного хозяйства отказались…»

Разрисовывать, по словам Татьяны, не трудно. Было бы желание, усидчивость и терпение. Главное для матрешки — лицо, а выводить цветы и ягоды каждый может научиться. «Лучшее сырье — липа, — делится секретами мастерица. — Это наиболее податливая древесина, не усыхает и не расходится. Ведь части фигурки должны подходить друг к другу идеально, чтобы создавалось впечатление литой игрушки. Дольше всего с лицами приходится возиться. Даже в одной сборке они у моих матрешек разные получаются. Многое зависит от настроения, с которым за работу берусь… „Старшие“ матрешки всегда самые серьезные барышни, а вот их сестры — смешливые, грустные, лукавые. Домочадцы утверждают, что некоторые настолько хитро смотрят, что кажется, будто подмигивать начнут. Тогда-то понимаешь силу искусства! Иной раз даже не замечаю, что вокруг происходит, настолько творческий процесс затягивает… Сначала создаю общий фон, то есть сарафан матрешки. Выбираю для него традиционные цвета — красный, синий, зеленый, желтый. Затем мелкими деталями сарафан расписываю — бабочками, жучками, цветами, ягодами. В орнаменте можно дать волю воображению. Сегодня художники не соблюдают определенных стандартов, как раньше. Например, в 1980-е годы теньгушевские мастера придерживались в основном семеновской росписи: желтый фон и несколько розочек. Теперь можно рисовать животных, церкви с колоколами, известных политиков. Но я все-таки предпочитаю традиции сохранять. Пробовала один раз политиков изобразить, но лица почему-то слишком женственные получаются. Как-нибудь сделаю серию сказочных героев. Только вот на придумывание новых сюжетов слишком много времени уходит. Предварительно надо все на бумаге прорисовать, придумать, как раскрасить. Я же не только для удовольствия рисую, наша семья живет этим промыслом. Сколько матрешек реализуем, столько и заработаем. Приходится больше по стандартам работать, и почти всегда в авральном режиме. Трудовой день начинается в девять утра и заканчивается в семь-восемь вечера. А если собираемся на ярмарку, то за рабочим столом засиживаешься до двух ночи. Устаю, конечно, но без этого уже не представляю свою жизнь».

Сколько матрешек Щербинкины изготовили за 15 лет, уже не сосчитать. Количество давно за несколько тысяч перевалило. В основном мастерят десятиместные игрушки, но были в ассортименте тридцатиместные, где самая высокая кукла достигала метрового роста. Недавно Игорь изготовил самую маленькую матрешку размером чуть больше спичечной головки. А раскрашена она по всем канонам — с прорисованным лицом, в платке, ярком сарафане. «Через увеличительное стекло разукрашивала, — говорит Татьяна. — Кисточкой здесь особо не развернешься. Благо ручки сегодня специальные есть. С красками, к счастью, вообще не стало проблем. Раньше одной гуашью обходились, которую порой трудно было достать. А теперь на любой вкус — акриловые, анилиновые, акварельные, позолота. Но любимой все равно остается гуашь, её чуть ли не ведрами закупаем. Имеются в производстве и другие тонкости. В середине XX века матрешек начали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, позже стразами и бисером. Сейчас этот прием остается популярным, но настоящей, исконно русской куклой считается игрушка без инкрустаций и „накладок“. Главное, не забыть покрыть лаком. Он защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру. Кто-то из иностранцев назвал матрешку русской философией. Может, так и есть. Для детей это замечательная игрушка, для взрослых — эстетика. Одним словом, целая история народной культуры…»
Хотя матрешка относится к русской культуре, Щербинкины начали «одевать» своих кукол в мордовские наряды. Гости республики раскупают их в огромных количествах. «В магазинах наших игрушек нет, только на ярмарки привозим, — говорит Игорь. — В Москве на вернисажах продаем. Доход от такого бизнеса небольшой, зато постоянный. Хочется настоящую мастерскую соорудить. Может, так и удастся сохранить в Теньгушеве этот уникальный декоративно-художественный промысел».

Факт

Летом 2007 года на улицах приграничного китайского города Хэйхе, расположенного вблизи Благовещенска, появились урны в виде русских матрешек. Городские власти ввели новшество якобы в знак дружбы России и КНР. Однако матрешки с русскими зарисовками вызвали негативную реакцию у русских православных верующих — ведь на матрешках была изображена церковная символика — купола и кресты.

Разбираться в инциденте пришлось МИД РФ. В итоге русские матрешки на китайских улицах остались, но отверстия для мусора в них заделали.

РИА «Саранск»