Студенты пединститута исследуют древний могильник мордвы в Чувашии
23.07.2014 15:56
Три недели студенты МГПИ им. М.Е.Евсевьева работают на раскопках уникального мордовского захоронения II-III в.в. н.э. в Чувашии. Все они - будущие историки, большинство только окончили первый курс. В зимнюю сессию они сдавали экзамен по археологии, а теперь под руководством своего преподавателя, кандидата исторических наук, доцента Валерия Гришакова на практике применяют знания по ведению раскопок, по организации экспедиции.
Сендимиркинский могильник (по названию близлежащего села в Вурнарском районе Чувашии) сами студенты прозвали Эвелиной. Есть у археологов такая традиция: тот, кто находит первое погребение, придумывает ему имя, а потом так неофициально называют и все захоронение. Только нельзя давать такое имя, которое есть среди участников экспедиции. Первым найденным погребением было женское, и стало оно Эвелиной. Второй год раскопок только подтвердил ранее сделанные предположения: все найденные погребения — женские либо детские. Мужских здесь нет, а почему — для ученых пока загадка.
Вторая экспедиция
История Сендимиркинского могильника началась два года назад. Местная ребятня, копаясь в овраге за селом, нашла старинные монеты. Показали взрослым, те через сельскую администрацию связались с учеными в Чебоксарах. Чувашские ученые, приехав на большую конференцию археологов в Саранске, предложили коллегам из Мордовского пединститута участвовать в раскопках. К тому моменту у них уже было стойкое убеждение, что это захоронение мордвы. Специалисты определили это по находкам, таким, как типичное мордовское височное женское украшение.
Так в прошлом году мордовские студенты впервые оказались в Сендимиркино. А в этом – уже вторая экспедиция. Студенты раскопали более 500 квадратных метров земли, нашли более 40 погребений.
Все находки будут отправлены в Чебоксары, поскольку разрешение на раскопки получали чувашские ученые. Но вести исследовательскую работу будут, конечно, и мордовские специалисты, и студенты пединститута.
С кисточкой и шпателем в руках
Останков людей здесь не находят — за сотни лет все истлело. Но остались бронзовые украшения: браслеты, подвески, ожерелья, а также горшки с заупокойной пищей, которые также было принято класть в могилу. По расположению горшка, кстати, археологи определяют, где изголовье: горшок ставили с той стороны, где голова, дабы в загробном мире усопшему было сытно.
- Первые дни уставали, - признаются девчата. – А сейчас привыкли. К тому же, когда есть такие интересные находки, появляется азарт.
Будущие историки Саша Вельдина, Катя Борискина, Лариса Мяксиняева самостоятельно раскопали два погребения. А еще они за эти дни так загорели, как будто жили на экваторе.
У них, конечно, не такая тяжелая работа, как у парней. Те лопатами снимают верхние слои, ведрами ссыпают грунт за пределами раскопа. У девушек инструменты другие: нож, шпатель, кисточка, лопаточка. Но зато это самая кропотливая часть работы. Нужно тщательно, по песчинке перебрать все эти горы грунта. Самая ценная находка может быть очень мелкой.
- Место, где есть погребение, определяем по цвету, - делятся профессиональными секретами начинающие археологи. – Могильные пятна всегда отличаются от основной массы грунта. Здесь песчаная местность, контур захоронения выделяется желтым цветом.
Работают студенты с 7 до 14 часов – дальше уже совсем жарко. Каждый час - перерыв на 15 минут отдыха. Еду дежурные варят на костре. Настоящая походная жизнь…
Первокурсникам по традиции пришлось пройти обряд посвящения в археологи. Нужно было пройти полосу препятствий, их окунали в болото, закидывали грязью. Вот такая непростая она, доля археолога.
Где мужчины?
- Это единственный в среднем Присурье археологический памятник мордовской древности, - говорит младший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук Николай Мясников. – Он уникален уже тем, что мы встречаем только женские захоронения. Почему нет мужских, предстоит выяснить. Может быть, мужчин хоронили по другую сторону оврага. В любом случае, уже сейчас понятно, что захоронения на этой территории еще есть.
- Работы здесь хватит на ближайшие лет десять, не меньше, - подтверждает Валерий Гришаков. – Мы можем говорить о том, что здесь было селение мордвы. Видимо, ранние этапы этногенеза мордвы проходили здесь, в среднем течении Суры. Но почему, под влиянием каких обстоятельств им пришлось уйти отсюда? Этот вопрос нужно исследовать.
Вместе со студентами работает местный краевед-любитель Анатолий Пояндаев из города Шумерля. Работник деревообрабатывающего предприятия, он всерьез заинтересовался этим захоронением. Даже палатку поставил рядом с раскопом – караулит могильник и днем, и ночью. Студенческий же лагерь чуть дальше, в лесу.
И каждый день к месту раскопок приходят местные мальчишки, им тоже все это интересно. Смотрят, что еще раскопали студенты...
Студенты соприкасаются с древностями
Светлана Еремина, декан факультета истории и права МГПИ им. М.Е.Евсевьева:
- Во многих вузах уже отказались от археологической практики у историков, заменив ее на музейную. Да, это сложно организовать, это затратно, но наш институт сохраняет традицию археологической практики. Студентам это интересно, они имеют возможность соприкоснуться с древностями в буквальном смысле этого слова. Найденные материалы имеют огромный научный интерес и станут основой для дальнейших исследований.
Татьяна НИКИТИНА
«Известия Мордовии»