В Мордовии обсудили проблемы реформирования ЖКХ
25.04.2014 09:46
По инициативе Федерального фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Саранске прошел «круглый стол» с участием представителей общественности, ряда республиканских министерств и ведомств, муниципалитетов, а также руководителей управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Основная тема обсуждения - повышение эффективности взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями с целью улучшения ситуации в сфере.
По словам заместителя генерального директора ФСР ЖКХ Сергея Сучкова, на улучшение жилищных и коммунально-бытовых условий граждан государство тратит гигантские средства. Только за последнюю пятилетку на эти цели было выделено около 385 миллиардов рублей. Правда, результаты их использования пока явно оставляют желать лучшего. А все потому, что участники процесса - от собственников жилья, региональных и муниципальных властей до ТСЖ, управляющих компаний и подрядчиков - не научились работать «единым фронтом». Каждый отстаивает свои интересы, не особо заботясь о том, чем могут обернуться его усилия для всех остальных. Отсюда справедливое недовольство качеством оказанных услуг, перманентный рост коммунальных платежей, бесчисленные крупные и мелкие аварии в системах снабжения.
Территорий, где ситуация не просто остается более или менее стабильной, но даже отмечается положительная динамика, на карте России не так уж много. Мордовия как раз из их числа. В 2013-2018 гг. здесь, к примеру, подлежит расселению 123 тысячи квадратных метров жилья. «Учитывая темпы проводимых работ, нетрудно заметить, что задача эта может быть решена уже через полтора-два года, - заметил Сергей Сучков. - И тогда регион вправе будет рассчитывать на получение дополнительных средств, решение вопросов, не нашедших отражения в программе».
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева в свою очередь призвала к развитию взаимовыгодного диалога: «Инициативу должны проявить, прежде всего, сами граждане. Внимание надо обращать даже на мелкие, незначительные изъяны и недоделки. Когда устранить их требуют активисты-одиночки, их голос зачастую остается не услышанным, поскольку у управляющих компаний, подрядных организаций есть все возможности доказать собственную правоту. Но массовые обращения проигнорировать будет гораздо сложнее». Впрочем, как было подчеркнуто, пока о подобном единении граждан остается лишь мечтать. Ведь собственников даже у одного многоквартирного дома великое множество. И далеко не все они горят желанием постоянно контролировать чью-то деятельность.
Другая беда системы - колоссальные потери ресурсов. Восполнить их энергетики и коммунальщики все чаще стремятся за счет граждан. В результате складывается поистине парадоксальная ситуация: тарифы у нас, как правило, ниже, чем в Европе, платежи - выше.
Недавнее исследование, проведенное в Саранске, показало, что при очередном изменении тарифов в 224 домах платежи удалось если не сократить, то хотя бы удержать на прежнем уровне. В 1801 доме рост составил от 1 до 30 процентов, в 220 - от 30 до 50 процентов. Наконец, в 130 домах цифры в квитанциях разом увеличились на 50 и более процентов. Надо ли говорить, что жильцы последних прямо-таки забросали надзорные инстанции гневными письмами?!
При этом возможностей подать заявление или жалобу, получить консультацию в последнее время действительно стало гораздо больше. В регионах, в том числе и в Мордовии, созданы центры общественного контроля, призванные содействовать потребителям коммунальных услуг в защите их прав и интересов, вести разъяснительную и просветительскую работу. Жилищная инспекция РМ провела в прошлом году 512 контрольных мероприятий, в основном по заявлениям граждан, юридических лиц и муниципальных структур. Есть свои возможности и у Общественной палаты страны (ежедневно туда поступает до 30 заявлений, касающихся «коммуналки»), и у «жалобных» (в смысле принимающих жалобы) интернет-сервисов. Небезызвестный сайт Алексея Навального, например, в первом квартале 2013 г. принял около 1200 обращений жителей тринадцатого региона. Правда, за тот же период года нынешнего заявлений поступило всего-то 658. Почему - сказать сложно. То ли ресурс выдыхается, то ли нерешенных вопросов и впрямь становится гораздо меньше.
С другой стороны, ни одной крупной аварии на объектах коммунальной инфраструктуры республики на протяжении целого ряда лет - это ли не показатель?! А ведь помимо того здесь, по признанию главы комиссии Общественной палаты РФ, накоплен немалый опыт организации работы советов многоквартирных домов и товариществ собственников жилья, в частности, по программе реформирования ЖКХ. В бюджетах столицы и некоторых других муниципальных образований даже предусмотрены средства на стимулирование председателей ТСЖ и домовых комитетов. Есть и базы данных - постоянно обновляемые и уточняемые. «Увиденное в Мордовии меня и удивило, и порадовало одновременно, - отметила Светлана Разворотнева. - Да, многое еще предстоит сделать, но многое уже сделано. Многие актуальные для других регионов вопросы в республике решаются весьма и весьма успешно. И не в последнюю очередь благодаря сохранению всего ценного, что имелось прежде».
«Вечерний Саранск»