Севара: Когда угнетают быт и суета, я становлюсь эльфом
11.04.2014 10:33
Еще до первого сезона музыкального шоу «Голос» Севара участвовала в мировом турне Питера Гэбриэла, где в пятидесяти концертах выходила на одну сцену с этим великим музыкантом. В рамках престижной премии Би-Би-Си «World Music Award» Севара завоевала звание «Лучший артист Азии». После этого у нее было много гастролей по Европе и Азии, США и Канаде. В то же время певица дала и свой первый сольный концерт в Москве. Но именно «Голос» принес ей известность в России. И хотя Севара не дошла в нем до финала - зрители ее запомнили навсегда.
- Севара, как вам работается в телепроектах?
- Предложений участвовать в той или иной программе от телевидения немало, но я не ставлю для себя целью появляться там ради мелькания на экране. А если проект интересный, то почему бы не поучаствовать? Вот, например, в спортивное шоу Первого канала «Вышка» я пошла потому, что люблю плавать. И в результате тренеры чемпионов, которые обучали нас прыжкам в воду, для меня открыли совершенно новые горизонты плавания. Теперь это со мной навсегда.
- Чтобы прыгать с высокого трамплина, нужно быть смелым человеком. А вы вообще любите экстрим?
- Бывают редкие мгновения, когда идешь на такое. В обычной жизни я не экстремалка…
- А что вы нашли для себя нового и интересного в шоу «Точь-в-точь»?
- Для меня это как очень продвинутое караоке. Оно дает возможность покуражиться, повеселиться - притом, что на самом деле все серьезно, и ты работаешь со специалистами по сценическому мастерству. Вообще, у меня уже был опыт съемок в кино - в фильме с Дмитрием Дибровым, который, наверное, скоро выйдет. Мне кажется, я там все завалила, и с тех пор отказываюсь сниматься… И я рада, что сейчас мне представилась возможность перевоплощаться и петь любимые песни.
- Какие образы вам оказались близки, а над какими пришлось попотеть?
- В шоу есть образы, предложенные мною. Довольна я или нет, близки они или чужды - рано пока говорить, ведь до конца еще далеко.
- Как участие в проектах сочетается с вашими гастролями, записью песен?
- Я только что выпустила новый альбом «Письма», поэтому в ближайшее время никаких записей не намечается. А думать над песнями нового альбома и делать наброски можно везде и в любое время.
- Как раз хотела попросить вас рассказать подробнее об альбоме «Письма». Я слушала песню «Бутылка у стены», наверно, раз десять подряд - и не могла наслушаться!..
- Каждый альбом - это определенный срез жизни, определенное настроение. «Письма» - это мои последние два-три года моей жизни. Обычно я сама пишу музыку, а тексты не пишу никогда. Но в этот раз я договорилась делать новый альбом вместе со своим английским другом Олли Смитом. Мы долго с ним обсуждали, о чем будет этот альбом, были и взаимные упреки, и радость нахождения нового, и совместное написание песен, где часть музыки делала я, а часть - Олли. Затем шел долгий процесс согласования звучания, мои и его «тайм-ауты», прослушивание, отказ от какого-то материала, поиск нового… И наконец радостная часть: окончательная запись альбома в бристольской студии. Все как всегда…
- Довольны результатом?
- Результат всегда - это песни, которые стали частью меня, моей жизни, даже если они не всегда обо мне. Что касается «Бутылки», которая вам так понравилась, музыку написал Олли Смит, а текст мучительно и долго рождался в спорах с Сашей Вулых. Эта песня, кстати, и моя любимая!
- Кажется, в этом альбоме вы еще и поете дуэтом с Вячеславом Бутусовым?
- Да. Но со Славой Бутусовым все было значительно проще. Мы уже давно говорили о том, что хорошо бы сделать что-то совместное. И я предложила ему мелодию - а он через месяц пришел со светлым текстом «Письма».
- Альбом записывался в Англии, а клипы - в Америке. Почему?
- Выбор студии в Англии не случаен. Я выпустила там уже три альбома. Что касается клипов - это мой первый опыт съемок в Америке. Я там была по делам и на отдыхе, и когда поступило предложение снять клипы - согласилась на него. Съемки закончены, а клипы еще не совсем готовы. Посмотрим, что получится из этого предприятия - мне самой очень интересно!
- То есть вы считаете, что в Англии и Америке это сделают гораздо более профессионально, чем в России или Узбекистане?
- Не знаю. Наверняка в России есть хорошие специалисты. Но зачем мне здесь экспериментировать, если в Англии есть много проверенных студий и специалистов? Например, когда я работала над альбомом «Письма» в Бристоле, то без осложнений пригласила Пола Коркита для дополнительной доводки материала - мне нравятся его предыдущие работы с группами «Cure» и «Placebo». А привезти его в Россию было бы слишком непросто!
- В вашем исполнении многие старые песни обрели новую жизнь - «Нежность», «Там нет меня» и другие. Как, по каким принципам вы отбираете композиции?
- Тут все очень просто: песня может нравиться на уровне инстинкта, без каких-либо сомнений - наоборот, даже с какой-то легкостью и радостью. На уровне инстинкта она и поется. Видимо, действительно это должно быть близким по духу, может быть, прожитым… Как-то так.
- С одной стороны - надо проживать на сцене жизнь, и тогда это будет искренне, будет цеплять людей. А с другой стороны - нельзя бесконечно отдавать себя, иначе сгоришь. Вы нашли свой баланс?
- Если песня хорошая, «твоя» - то каждый раз волей-неволей входишь в нее полностью. Тут уже ничего не поделаешь! Я как-то не сильно размышляю по этому поводу: Бог дал песни - он же выстраивает и все балансы…
- А вы любите читать?
- Читаю по настроению. Из недавнего - Харуки Мураками, «Луна и грош» Сомерсета Моэма, «История любви» Эрика Сигала, «Капитализм» Олега Лукошина…
- Почему вы часто называете себя эльфом? В детстве читали много сказок?
- Меня иногда угнетают быт и суета. В этот момент можно стать эльфом - и тогда тебе становится очень легко!
- Вы легкий человек? Легко отпускаете людей, ситуации?
- У меня характер такой: я никогда не стою на месте, а все время иду дальше.
- Два слова про «Голос», если можно. Вы говорили, что выбрали в наставники Леонида Агутина, потому что он вам ближе и с ним проще работать. Наверное, потом вы изменили свое мнение?
- У меня было два внутренних выбора: Агутин и Пелагея. Но после того как Пелагея сказала, что знает мою музыку, и выказала публично свои симпатии, мне показалось, если я выберу ее, то люди подумают, что я пошла по самому легкому пути. Это было бы нечестно! При других обстоятельствах выбор Пелагеи для меня был бы вполне естественным. Она талантлива, она трудоголик и бескомпромиссный артист, из конфликта материального и духовного всегда выбирающий второе.
- Вы исполняете узбекскую народную музыку, которая очень мелодична и проникновенна. А близок ли вам стиль этно?
- Узбекская народная песня для меня не этно. Это один из пластов, в котором я росла в своем многокультурном взрослении, становлении. Временами я возвращаюсь к этой музыке как к первоисточнику. Недавно я выпустила сборник «Tortadur» на узбекском языке, где попросила подыграть лучших мастеров-инструменталистов. Это были незабываемые дни, праздники, когда пишешь любимые песни с музыкантами, которые совсем не умеют фальшивить. И они действительно прожили все то, о чем играют. Я очень счастлива, что критики и в Узбекистане, и в Европе тепло встретили этот альбом. Кстати, «Tortadur» будет скоро издан в России на лейбле «Мистерия Рекордс».
- Будут ли новые концерты, новые гастроли - сольные или с мировыми звездами?
- Со старой программой я уже несколько раз проехалась по Европе и Америке. Сейчас я не спеша готовлю новый альбом. А по завершении будут и гастроли.
«Вечерний Саранск»