Когда селянам вернут зарплату?
19.02.2014 12:31
От дома на окраине Атюрьева, в котором проживает Раис Бичаров, до Новочадова рукой подать. Дорога занимает минут десять, и по ней Бичаров привозит из райцентра в Новочадово продавцов в торговые точки своей супруги Анули Амировны. Магазинов здесь два, но есть еще и в других селах. Привозит на личном транспорте, парк которого только что пополнился новым «Ларгусом».
Долги с «бородой»
Но дальше магазинов Бичаров в Новочадове не ездит, старается ни с кем не общаться. Хотя знает здесь всех жителей. После окончания в 1986 году экономического факультета МГУ он все время работал в местном сельхозпредприятии экономистом, главным экономистом. И несколько лет - председателем ООО «Новочадовское», от которого как раз при его руководстве осталось одно название.
Хозяйства нет, но осталась задолженность по зарплате перед работниками, и ей в январе исполнилось 44 месяца. Срок неприлично долгий, и неудивительно, что из 39 человек, которым задолжало ООО «Новочадовское» в бытность Раиса Бичарова председателем, большинство уже потеряли надежду получить заработанное. А кто-то вовсе ушел уже в мир иной. Суммы разные, а для всех вместе долг - 916,7 тыс. рублей. Молодежь и в самом деле махнула на все рукой, но старики то и дело досаждают председателю вопросами о долге. А.Ф. Симонченкову, работавшему скотником и трактористом, предприятие задолжало 55 тысяч рублей. Он говорит, что все больше бартером зарплату в хозяйстве начали выдавать еще до 2009 года. И когда кто-то выражал недовольство, председатель отвечал коротко: «Не нравится – уходите!». А когда хозяйство окончательно развалилось, Симонченков обращался по поводу долга сначала к Бичарову, затем в суд. Оттуда, говорит пенсионер, отправили к судебным приставам. «Что толку, все равно ничего мы не получили! – говорит А.И. Борисов. (Ему, как сторожу, и его жене, экономисту, предприятие тоже должно 24 тыс. рублей). - Когда приставы осенью 2012 года отдавали в счет долгов тюки сена, они достались Раису Рауфовичу и лишь одной доярке – Зинаиде Кельзиной. И здесь наш председатель поставил себя впереди всех!».
«Да уж, не бедствует Раис Рауфович, - продолжил разговор А.Ф.Симонченков. - Полный двор машин, и еще покупает, а долги отдавать не хочет. Похоже, рассчитывает, что само собой все утрясется».
С.А. Волков был уже на пенсии, но продолжал работать в хозяйстве бульдозеристом. «Даже когда сломал ногу, меня на больничном попросили выйти на работу, - говорит он. – Зато 30 тысяч рублей, которые заработал, никто так и не выплатил до сих пор. Хотелось бы получить, но уже не надеюсь».
Кто виноват?
Может, потому и отказался Раис Рауфович ехать вместе с нами в Новочадово, что знал: от нелицеприятного разговора с теми, кем руководил и поэтому должен нести за них ответственность, не уйти. Сослался на то, что он теперь фермер, и с Новочадовом его связывает только должность числящегося лишь на бумаге руководителя сельхозпредприятия. Не осталось ничего – ни скота, ни техники, ни производственных помещений.
Это так, но люди не перестают задаваться вопросом: кто виноват? Не сам ли председатель? И считают, что они должны получить заработанное. Но каким образом? Выходом из ситуации могло стать банкротство сельхозпредприятия, но когда у хозяйства нет уже никакого имущества, от продажи которого можно было погасить долги, разговоры о банкротстве теряют всякий смысл. В ситуации с ООО «Новочадовское» телега и в самом деле непонятным образом оказалась поставленной впереди лошади. В том смысле, что сначала в счет выплаты зарплаты было роздано все, что имело хоть какую-то ценность, и уже после этого руководитель начал взывать к банкротству. Кстати, масштабной раздачи не миновал и скот, находившийся в лизинге, то есть, хозяйству не принадлежавший. Когда о начавшейся раздаче коров узнал кредитор, он забрал их из Новочадова и передал МАПО «Каменка». Однако 33 голов недосчитался, до сих пор «висят» в убытках у кредитора. Напоминаем об этом только потому, что Раис Бичаров не перестает говорить: «Началом конца ООО «Новочадовское» стал март 2012 года, когда забрали с наших ферм коров». Но динамика надоев молока от коровы за несколько лет тоже показывает, что все началось гораздо раньше. Еще в 2009 году в хозяйстве надоили на одну фуражную корову 2009 кг, в 2010 году – 1687 кг, в 2011 году – 1137 кг молока. Да и откуда быть молоку, если животные на фермах стояли голодные? Особенно усугубила положение засуха 2010 года. Своих кормов почти не заготовили. Понадеялись на сенаж, который обещало продать ООО «Масис» из Усть-Рахмановки. Авансом перечислили ему 900 тысяч рублей, однако кормов не дождались. Руководитель «Масиса» Карина Атоян еще до того, как поступили деньги из Новочадова, успела продать их другому хозяйству. А вскоре «Масис» приказал долго жить, и деньги не удалось вернуть даже через Арбитражный суд. Кстати, не одни новочадовцы, которых суд поставил третьими в очередь за получением долга, обращались в Арбитражный суд с исковым заявлением о претензиях к этому хозяйству.
Кто потерял, а кто приобрел
530 тысяч рублей задолжало и не отдало хозяйству ООО «Атюрьевское» (иначе - маслозавод). В 2009 году, при директорстве Булата Кадермяева (сейчас в Ельниках директор ОАО «Елочка») завод объявили банкротом, после чего молоко там же принимало ИП «Татаров», задолжавшее ООО «Новочадовское» 122 тыс. рублей.
Можно строить версии относительно повторившегося не один раз обмана, но остается без ответа вопрос: как это Раис Бичаров, экономист с высшим образованием и большим опытом практической работы, оказался его жертвой в своем районе, где друг о друге все знают?
«Расплачусь урожаем»
Среди тех, кто при жизни не дождался своей зарплаты, - В. Шукшин из Новой Кярьги. Вместе с женой и сыном мужчина пас стадо, и долг его семье - 82 тыс. рублей. «Мужа не стало год назад, и даже на похороны ничего не дали, - говорит Мария Шукшина. - У меня дома хранился листок из конторы с суммой задолженности, но после похорон порвала. Ведь все равно ничего не получим!».
В сельмаг, где проходил разговор, пришли и другие жители Новой Кярьги. И все высказывали обиды в адрес Раиса Бичарова: высокомерный, долги зерном и сеном отдавал лишь кому сам хотел. «36 лет была дояркой, а такого барина не видела!», - сказала о нем Пелагея Петрова . И тут вспомнили про бывшего руководителя хозяйства В.Н. Симонченкова: «Вот настоящий начальник!». Спрашиваю у народа: «Зачем же сами поменяли Симонченкова на Бичарова?» - «Очень строгий был! Теперь понимаем, что зря на него обижались».
Судя по этому откровению, новый руководитель в хозяйстве своей нестрогостью всех до поры устраивал. Но в решении производственных вопросов нетребовательность когда-то аукнется самой отрицательной своей стороной, что и случилось в ООО «Новочадовское». Вопрос погашения задолженности по зарплате в сельхозпредприятии взяла на контроль рабочая группа по легализации трудовых отношений, погашению задолженности по зарплате и предотвращению применения нелегальных форм выплаты зарплаты, возглавляемая заместителем Председателя Правительства-министром торговли и предпринимательства РМ В.В. Руженковым. А когда на днях корр. «ИМ» был в Атюрьеве, Р.Р. Бичаров заявил, что будущей осенью он намерен погасить долг перед работниками зерном, которое получит в своем фермерском хозяйстве. Непростое решение, но действительно поступок, который нужно сделать.
Валентин ПИНЯЕВ
«Известия Мордовии»